3. Структура СНЛК федеральных и территориальных подсетей
СНЛК состоит из федеральных и территориальных подсетей, взаимодействие которых организуется и координируется МЧС России совместно с федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом", органами государственной власти субъектов Российской Федерации через органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
3.1. Федеральная подсеть СНЛК.
Федеральная подсеть СНЛК формируется федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом", осуществляющими функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой на территории Российской Федерации на основе отраслевых научно-исследовательских организаций и учреждений центрального подчинения.
Федеральный уровень СНЛК состоит из 8 федеральных подсетей:
- подсеть Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- подсеть Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- подсеть Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
- подсеть Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
- подсеть Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
- подсеть Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
- подсеть Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- подсеть Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Деятельность учреждений федеральной подсети СНЛК регламентируется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти и Госкорпорации "Росатом", в которых рекомендуется отразить:
должностное лицо и структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, Госкорпорации "Росатом", осуществляющие руководство федеральной подсетью СНЛК;
положение о порядке функционирования федеральной подсети СНЛК федерального органа исполнительной власти, Госкорпорации "Росатом";
перечень структурных подразделений, учреждений федерального органа исполнительной власти, Госкорпорации "Росатом", а также состав сил и средств федеральной подсети СНЛК.
В соответствии с постановлением Правительства от 17 октября 2019 г. N 1333 на федеральном уровне координация деятельности и методическое руководство, а также организация взаимодействия СНЛК осуществляется МЧС России (Департамент гражданской обороны и защиты населения, отдел организации РХБ защиты и первоочередного жизнеобеспечения).
Научное и методическое сопровождение деятельности осуществляется ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) (далее - ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
Органом повседневного управления на федеральном уровне, осуществляющим оповещение руководителей федеральных подсетей СНЛК о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций РХБ характера, а также сбор, обработку, обмен информацией о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей РХБ характера, является Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России (управление аналитическое).
3.2. Территориальная подсеть СНЛК.
Территориальная подсеть формируется органами государственной власти субъектов Российской Федерации из учреждений, организаций, профильных центров, осуществляющих функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой на территории субъекта Российской Федерации.
При развертывании территориальной подсети СНЛК для выполнения задач в интересах субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти на правах оперативного управления привлекаются территориальные учреждения федеральных подсетей СНЛК.
Деятельность территориальной подсети СНЛК регламентируется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых рекомендуется отразить:
должностное лицо и структурное подразделение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие руководство территориальной подсетью СНЛК;
положение о порядке функционирования территориальной подсети СНЛК субъекта Российской Федерации";
перечень структурных подразделений, учреждений органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также состав сил и средств территориальной подсети СНЛК.
На региональном уровне координация деятельности и методическое руководство, а также организация взаимодействия СНЛК осуществляется главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации (управление гражданской обороны и защиты населения, отдел инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты).
Органом повседневного управления на региональном уровне, осуществляющим оповещение руководителей территориальных подсетей СНЛК о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций РХБ характера, а также сбор, обработку, обмен информацией о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей РХБ характера, является центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (отдел мониторинга, моделирования и организации превентивных мероприятий).
Непосредственное руководство деятельностью территориальной подсети СНЛК возлагается на руководителя соответствующей подсети.
3.3. Общие задачи СНЛК
На учреждения СНЛК федеральной подсети федерального органа исполнительной власти (кроме федеральной подсети Госкорпорации "Росатом") может возлагаться:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на подведомственной территории;
установление наличия в воздухе, почве и растительности на подведомственной территории учреждения радиоактивных веществ, отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ (далее - РВ, ОВ, АХОВ) и проведение их индикации;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды РВ, ОВ, АХОВ, осуществление их окончательной идентификации;
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных болезней в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др.;
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы по определению их загрязнения РВ, ОВ, АХОВ и последующей идентификации.
На учреждения федеральной подсети Госкорпорации "Росатом" может возлагаться:
измерение мощности дозы ионизирующих излучений в зонах ответственности;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в зонах опасностей;
установление радионуклидного состава исследуемых проб.
На учреждения СНЛК территориальной подсети субъекта Российской Федерации может возлагаться:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на подведомственной территории;
установление наличия в воздухе, почве и растительности на подведомственной территории учреждения РВ, ОВ, АХОВ и проведение их индикации;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды РВ, ОВ, АХОВ, осуществление их окончательной идентификации;
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных болезней в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др.;
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы по определению их загрязнения РВ, ОВ, АХОВ и последующей идентификации.
Отчеты о состоянии федеральных и территориальных подсетей СНЛК представляются в МЧС России в составе материалов для ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации.