МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 сентября 2021 г. N 775

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МЧС
РОССИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

В соответствии с приказом МЧС России от 13.01.2020 N 8 "Об утверждении Инструкции об организации и проведении инспекторских и тематических проверок деятельности территориальных органов МЧС России" предлагаю:

1. Утвердить Методику проверки и оценки деятельности территориального органа МЧС России по направлению деятельности Главного управления пожарной охраны (далее - Методика) согласно приложению.

2. Главному управлению пожарной охраны использовать Методику при проведении инспекторских и тематических проверок деятельности территориальных органов МЧС России.

3. Признать утратившим силу распоряжение МЧС России от 07.02.2020 N 88 "Об утверждении Методики проверки и оценки деятельности территориального органа МЧС России по направлению деятельности Главного управления пожарной охраны".

Заместитель Министра
И.П.ДЕНИСОВ

Утверждена
распоряжением МЧС России
от 02.09.2021 N 775

МЕТОДИКА
ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МЧС
РОССИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

1. Общие положения

1. Настоящая методика определяет порядок проверки организации и критерии оценки деятельности территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенного для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - ТО МЧС России) в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

2. ТО МЧС России за 40 дней до начала проверки направляет в установленном порядке в Главное управление пожарной охраны МЧС России (далее - ГУПО) аналитическую справку по вышеуказанным направлениям деятельности за 5 лет.

3. Проверка проводится в целях определения фактического состояния работы по направлению деятельности ГУПО, выявления нарушений и недостатков в работе ТО МЧС России, оказания практической и методической помощи, для совершенствования организации и повышения эффективности деятельности ТО МЧС России.

2. Задачи

4. Основными задачами проверки и оценки деятельности ТО МЧС России являются:

1) определение соответствия организации деятельности требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов МЧС России;

2) определение фактического состояния направлений деятельности;

3) выявление причин и условий, способствовавших возникновению нарушений и недостатков в деятельности;

4) выработка мер по их устранению, оказание методической и практической помощи;

5) изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы по курируемым ГУПО направлениям деятельности;

6) оценка деятельности по курируемым ГУПО направлениям деятельности.

3. Показатели оценки деятельности территориального органа
МЧС России

5. Оценка деятельности осуществляется в соответствии с показателями и с использованием критериев оценки, содержащихся в приложении.

6. Показатель оценки деятельности оценивается "удовлетворительно" или "неудовлетворительно" на основании критериев оценки показателей.

7. Показатели оценки деятельности оцениваются "неудовлетворительно" в случае если в них выявлены недостатки по одной и более позициям критериев оценки показателей. В остальных случаях показатели оценки деятельности оцениваются "удовлетворительно".

8. Решением проверяющего определяются подразделения ФПС ГПС, подлежащие проверке, а также категории сотрудников (работников) ФПС ГПС (далее - личный состав), привлекаемых к проверке профессиональной подготовки по показателю 6.

9. Количество личного состава, который не привлекается к проверке профессиональной подготовки по уважительным причинам, (отпуск, командировка, болезнь) не должно превышать 20% от списочной численности. При отсутствии более 20% личного состава, который не привлекается к проверке профессиональной подготовки по уважительным причинам, указанный показатель оценки деятельности оценивается "неудовлетворительно".

10. Проверка профессиональной подготовки личного состава включает в себя оценку индивидуальной теоретической подготовленности (знание руководящих документов по направлению деятельности) и оценку индивидуальной физической подготовленности (сдачу нормативов по общефизическим и служебно-прикладным упражнениям).

11. Оценка индивидуальной теоретической подготовленности личного состава определяется методом тестирования по билетам, состоящим из 10 вопросов, при этом личному составу выставляются следующие оценки:

"отлично" - если дано 9 и более правильных ответов;

"хорошо" - если дано 8 правильных ответов;

"удовлетворительно" - если дано 7 правильных ответов;

"неудовлетворительно" - если не выполнены условия по оценке "удовлетворительно".

12. Личный состав, допущенный к руководству тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ, а также личный состав пожарно-спасательных подразделений ФПС ГПС, сдает нормативы по служебно-прикладным упражнениям:

"подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж";

"преодоление 100-метровой полосы с препятствиями".

Остальной личный состав сдает нормативы по трем общефизическим упражнениям (на быстроту и ловкость, силу, выносливость). Конкретные виды упражнений определяются решением проверяющего.

13. Оценка нормативов по общефизическим и служебно-прикладным упражнениям осуществляется в соответствии с приложением N 3 к Наставлению по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденному приказом МЧС России от 30.03.2011 N 153.

14. Оценка индивидуальной физической подготовленности личного состава определяется:

"отлично" - если половина и более оценок "отлично", а остальные не ниже "хорошо";

"хорошо" - если половина и более оценок "хорошо", а остальные не ниже "удовлетворительно";

"удовлетворительно" - если половина и более оценок "удовлетворительно", а остальные "хорошо" или "отлично";

"неудовлетворительно" - если получена одна и более оценок "неудовлетворительно".

15. Итоговая оценка за индивидуальную профессиональную подготовку проверяемому определяется в следующем порядке:

"отлично" - при выполнении установленных нормативов индивидуальной физической подготовленности на общую оценку "отлично", при этом общая оценка за теоретическую подготовленность должна быть не ниже "хорошо";

"хорошо" - при выполнении установленных нормативов индивидуальной физической подготовленности на общую оценку не ниже "хорошо", при этом общая оценка за теоретическую подготовленность должна быть не ниже "удовлетворительно";

"удовлетворительно" - при выполнении установленных нормативов индивидуальной физической подготовленности на общую оценку "удовлетворительно", при этом общая оценка за теоретическую подготовленность должна быть не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно" - если индивидуальная физическая или теоретическая подготовленность оценена "неудовлетворительно".

4. Общая оценка деятельности территориального органа
МЧС России

16. Общая оценка деятельности ТО МЧС России определяется:

"удовлетворительно" - если по всем показателям деятельности ТО МЧС России получены оценки "удовлетворительно;

"неудовлетворительно" - в случае невыполнения условий оценки "удовлетворительно".

Приложение
к Методике проверки и оценки
деятельности территориального
органа МЧС России по направлению
деятельности Главного управления
пожарной охраны

ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

N п/п
Показатели
Критерии оценки показателей
"удовлетворительно"
"неудовлетворительно"
1.
Организация пожаротушения и выполнения требований Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденного приказом МЧС России от 16.10.2017 N 444 (далее - Боевой устав), а также проверка организации работы службы пожаротушения.
Выполнение требований Боевого устава организовано в полном объеме, имеются незначительные нарушения, не влияющие на реализацию функций по оцениваемому показателю, либо выявлены недостатки не указанные в условиях оценки "неудовлетворительно".
Выполнение требований Боевого устава организовано с нарушениями:
1. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ организовано с отступлениями от требований Боевого устава.
2. Описания пожаров и карточки действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров не соответствуют требованиям нормативных правовых актов МЧС России:
- не разработано 5% и более описаний пожаров (за предыдущий год и истекший период текущего года);
- представленные описания пожаров составлены неудовлетворительно, действия руководителей тушения пожара (далее - РТП), должностных лиц оперативного штаба на месте тушения пожара и других участников тушения пожара не анализируются и не оцениваются, не устанавливаются основные причины, приведшие к возникновению и развитию пожара до крупных размеров, не разрабатывается или разрабатывается формально перечень мероприятий, позволяющих в дальнейшем исключить возможность возникновения и развития подобных пожаров не разрабатывается;
- не составлено (составлены с отступлениями от требований) 2 и более донесения о пожаре (за предыдущий год и истекший период текущего года).
3. Служба пожаротушения не выполняет полного перечня задач и функций, возложенных на нее положением о подразделении, в результате чего выявлены системные нарушения в организации деятельности пожарно-спасательных подразделений по вопросам пожаротушения.
4. Центральный пункт пожарной связи (далее - ЦППС) не выполняет полного перечня задач и функций, возложенных на него положением о подразделении, в результате чего выявлены системные нарушения, влияющие на боеготовность и реагирование пожарно-спасательных подразделений.
5. В ходе проведения контрольно-проверочных пожарно-тактическое учений, проведенных в период проверки, выявлен один или несколько следующих недостатков:
- нарушение в определении РТП решающего направления;
- нарушения в непосредственном руководстве проведением боевых действий по тушению пожара, в результате которых не достигнуто выполнение основной боевой задачи;
- нарушения в действиях должностных лиц оперативного штаба на месте тушения пожара и остальных участников тушения пожара, в результате которых не достигнуто выполнение основной боевой задачи.
2.
Выполнение требований Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 20.10.2017 N 450 (далее - Порядок аттестации).
Выполнение требований Порядка аттестации организовано в полном объеме, имеются незначительные нарушения, не влияющие на реализацию функций по оцениваемому показателю, либо выявлены недостатки не указанные в условиях оценки "неудовлетворительно".
Аттестация должностных лиц всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций организована с нарушениями, не позволяющими реализовать в полном объеме требования Порядка аттестации:
1. Не созданы (созданы с нарушениями) аттестационные комиссии территориального и местных пожарно-спасательных гарнизонов.
2. Не утвержден состав и порядок работы аттестационных комиссий.
3. Аттестовано менее 97% должностных лиц, подлежащих аттестации.
4. Не составлены документы для планирования заседания аттестационных комиссий.
5. Выявлены нарушения при составлении и хранении протоколов аттестации и заключений о профессиональной подготовленности аттестуемых лиц или их отсутствие.
3.
Выполнение требований Устава подразделений пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 20.10.2017 N 452 (далее - Устав службы).
Выполнение требований Устава службы организовано в полном объеме, имеются незначительные нарушения, не влияющие на реализацию функций по оцениваемому показателю, либо выявлены недостатки не указанные в условиях оценки "неудовлетворительно".
Караульная служба в двух и более проверенных подразделениях пожарной охраны организована с отступлениями от требований Устава службы:
1. При осуществлении боевого дежурства не проводятся определенные Уставом службы мероприятия (п. 13 Устава службы).
2. Допускаются к несению боевого дежурства должностные лица, не имеющие на это права.
3. Несоблюдение и нарушение прав и обязанностей должностных лиц подразделения и дежурного караула, влияющие на боеготовность личного состава и подразделения.
4. Нарушения личным составом табеля боевого расчета отделения караула на пожарном автомобиле.
5. Нарушения порядка смены караулов в подразделениях, влияющие на боеготовность подразделения.
6. Нарушения в организации внутреннего наряда в подразделении и порядка допуска на территорию подразделения, влияющие на боеготовность подразделения.
7. Нарушения распорядка дня, влияющие на боеготовность подразделения.
8. Отсутствие служебной документации или системные нарушения в оформлении служебной документации (книга службы, журнал пункта связи, журнал учета участков, перекрытых проездов и неисправного противопожарного водоснабжения, журнал учета людей, находящихся в детских, медицинских организациях и на охраняемых объектах в ночное время).
4.
Выполнение требований Положения пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденного приказом МЧС России от 25.10.2017 N 467 (далее - Положение о гарнизонах).
Выполнение требований Положения о гарнизонах организовано в полном объеме, имеются незначительные нарушения, не влияющие на реализацию функций по оцениваемому показателю, либо выявлены недостатки не указанные в условиях оценки "неудовлетворительно".
Деятельность пожарно-спасательных гарнизонов организована с отступлениями от требований Положения о гарнизонах:
1. Не обеспечивается выполнение всех задач гарнизонной службы.
2. Расписание выездов и (или) план привлечения сил и средств не разработан или разработан с нарушениями, влияющими на реагирование пожарно-спасательных подразделений. Отсутствует одно или нескольких обязательных приложений.
3. Строевая записка разработана с нарушениями, влияющими на реагирование пожарно-спасательных подразделений.
4. Не разработан Перечень организаций и сельских населенных пунктов, на которые должны составляться планы тушения пожаров (далее - ПТП) и карточки тушения пожаров (далее - КТП).
5. Не разработан План-график составления и корректировки планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров на организации, сельские населенные пункты, расположенные в районе выезда подразделения гарнизона, на календарный год, либо допускается нарушение сроков исполнения 5% и более пунктов указанного плана-графика.
6. Отсутствует (без объективных причин) на ЦППС (ПСЧ) один и более ПТП (КТП).
7. 10% и более ПТП (КТП) проверяемых подразделений составлены с нарушениями требований нормативных правовых актов МЧС России, в том числе определяющих порядок тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
8. Должностные лица гарнизона при осуществлении своих обязанностей допускают нарушения, влияющие на организацию деятельности гарнизона.
9. Не разработаны планы применения опорных пунктов или не обеспечивается их выполнение при введении режимов функционирования "Повышенная готовность", "Чрезвычайная ситуация".
5.
Выполнение требований Порядка подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 26.10.2017 N 472 (далее - Порядок подготовки) и Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы, утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2011 N 153 (далее - Наставление по физической подготовке).
Выполнение требований Порядка подготовки и Наставления по физической подготовке организовано в полном объеме, имеются незначительные нарушения, не влияющие на реализацию функций по оцениваемому показателю, либо выявлены недостатки не указанные в условиях оценки "неудовлетворительно".
Проведение занятий с личным составом органов управления и дежурных караулов (смен) организовано с отступлением от требования Порядка подготовки и других требований МЧС России:
1. Отсутствует приказ начальника ГУ МЧС России об итогах профессиональной подготовки в текущем учебном году и задачах на следующий учебный год, либо его положения не соответствуют предъявляемым требованиям, не организованы мероприятия по его исполнению, либо не представлены (представлены не в полном объеме) отчетные материалы.
2. Отсутствует ежегодный учебный план по физической подготовке личного состава, либо его положения не соответствуют предъявляемым требованиям, не организованы мероприятия по его исполнению, не представлены (представлены не в полном объеме) отчетные материалы.
3. Не определен порядок организации и проведения занятий по боевой подготовке личного состава караулов.
4. Не разработаны основные документы по планированию профессиональной подготовки в учебном году (п. 9 Порядка подготовки).
5. Не организовано прохождение индивидуального обучения по месту службы лиц, впервые принятых на службу.
6. Журналы учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава караулов отсутствуют или ведутся с системными нарушениями требований нормативных правовых актов МЧС России.
7. Личному составу караулов, пропустившему занятия, не выдаются индивидуальные задания или не организовано их исполнение.
8. Допускаются нарушения порядка проведения пожарно-тактических учений и решения пожарно-тактических задач, в результате которых, снижен уровень боеготовности подразделения.
9. Не организован (организован формально) разбор двух и более пожаров (за предыдущий год и истекший период текущего года), произошедших в районе выезда, а также не изучены материалы о пожарах и происшествиях с личным составом, направляемых ГУПО.
10. Допускаются нарушения периодичности тренировок личного состава караулов, имеющего на вооружении средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее - СИЗОД).
11. Не соблюдаются сроки повышения квалификации и переподготовки личного состава.
12. Не организованы (организованы формально) мероприятия по проверке состояния профессиональной подготовки личного состава.
13. Отсутствие (неудовлетворительное составление) методических планов и план-конспектов проводимых занятий.
14. Отсутствие (формальное оформление) сводных ведомостей приема экзаменов (зачетов).
6.
Проверка профессиональной подготовки личного состава.
70% и более личного состава получили оценку "удовлетворительно" и выше.
Менее 70% личного состава получили оценку "удовлетворительно" и выше.
7.
Выполнение требований нормативных правовых актов МЧС России, определяющих деятельность газодымозащитной службы.
Выполнение требований нормативных правовых актов МЧС России, определяющих деятельность газодымозащитной службы организовано в полном объеме, имеются незначительные нарушения, не влияющие на реализацию функций по оцениваемому показателю, либо выявлены недостатки не указанные в условиях оценки "неудовлетворительно".
Газодымозащитная служба организована с отступлениями от требований нормативных правовых актов МЧС России:
1. Отсутствие приказов о допуске личного состава к использованию СИЗОД.
2. Нарушения порядка закрепления за личным составом закрепления СИЗОД.
3. Нарушения порядка хранения, содержания и технического обслуживания СИЗОД в проверяемых подразделениях.
4. Отсутствие журналов регистрации проверок N 1, 2 СИЗОД, журналов учета времени пребывания звеньев ГДЗС в непригодной для дыхания среде, системные нарушения порядка их оформления и ведения.
5. Отсутствие одной и более личной карточки газодымозащитника в проверяемых подразделениях без уважительных причин.
6. Нарушения в организации тушения пожаров с использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде, выявленные в ходе проведения контрольно-проверочного пожарно-тактического учения, влияющие на выполнение основных задач.
7. Неудовлетворительные знания личного состава обязанностей газодымозащитника, командира звена ГДЗС, расчетов параметров работы в СИЗОД.
8.
Выполнение требований Положения об аэромобильных группировках МЧС России утвержденного приказом МЧС России от 20.10.2017 N 448 (далее - Положение об аэромобильных группировках).
Выполнение требований Положения об аэромобильных группировках организовано в полном объеме, имеются незначительные нарушения, не влияющие на реализацию функций по оцениваемому показателю, либо выявлены недостатки, не указанные в условиях оценки "неудовлетворительно".
Деятельность аэромобильной группировки ГУ МЧС России организована с нарушениями Положения об аэромобильных группировках:
1. План применения сил и средств аэромобильной группировки (далее - АМГ) не разработан, не содержит определенные Положением об аэромобильных группировках разделы, имеет нарушения, влияющие на выполнение задач по предназначению.
2. Выявлены неисправности находящихся на вооружении техники (в боевом расчете или в резерве), оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения, а также выявлены нарушения в организации их технического обслуживания и содержания, влияющие на выполнение задач по предназначению.
3. Личный состав неудовлетворительно знает основы ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС и правила безопасности при их ведении, не умеет пользоваться находящимися на вооружении техникой, оборудованием, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.
4. Не организована работа по обучению личного состава АМТ в объеме программ подготовки по специальностям (профессиям), смежным специальностям.
5. Выявлены нарушения в проведении мероприятий по приведению аэромобильной группировки в режимы функционирования, влияющие на выполнение задач по предназначению.
6. Состав сил и средств аэромобильной группировки не соответствует утвержденному расчету.
9.
Развитие добровольной пожарной охраны.
Имеются незначительные нарушения, не влияющие на реализацию Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", либо выявлены недостатки, не указанные в условиях оценки "неудовлетворительно".
1. В субъекте Российской Федерации не созданы общественные объединения пожарной охраны, в состав которых входят добровольные пожарные команды.
2. Добровольные пожарные команды не включены в расписание выездов подразделений пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
3. Деятельность по развитию добровольной пожарной охраны организована с отступлениями от требований Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" и документов МЧС России.