Утверждена
решением Правительственной
комиссии по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности
(протокол от 11.04.2014 N 4)
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ПРОВЕРКИ ГОТОВНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К ПОЖАРООПАСНОМУ СЕЗОНУ
Проверка проводится межведомственной комиссией в составе представителей МЧС России, Минобороны России, МВД России, ФСИН России, Рослесхоза и Росприроднадзора.
Цели проверки:
1. Оценка реального состояния готовности субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону.
2. Анализ деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по направлению реализации в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением лесных пожаров (далее - ЧС).
3. Контроль и определение качества выполнения нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по направлению обеспечения пожарной безопасности и защиты населения и территорий от ЧС.
4. Выявление недостатков в практической деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по подготовке субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону, а также подготовка предложений и осуществление контроля за своевременным устранением выявленных недостатков.
Методика проверки:
1. Готовность субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону определяется на основании анализа деятельности следующих объектов проверки:
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти - участников межведомственной комиссии;
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
органов местного самоуправления;
организаций, подчиненных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления в части решения задач в области обеспечения пожарной безопасности и защиты населения и территорий от ЧС;
2. По итогам проверки составляется акт проверки готовности субъекта Российской Федерации, в котором отображаются выявленные недостатки, и делается вывод: "готов", "ограниченно готов" или "не готов" к пожароопасному периоду, а также утверждается План устранения выявленных в ходе проверки недостатков.
Нормативные правовые документы, используемые
при составлении Программы:
1. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ "Лесной кодекс Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
4. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Основные вопросы проверки:
1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по направлению реализации в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности и защиты населения и территорий от ЧС:
1.1. Документы, регламентирующие осуществление полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
1.1.1. Закон субъекта Российской Федерации "О пожарной безопасности".
1.1.2. Постановления руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
Об утверждении Положения о противопожарной службе субъекта Российской Федерации;
Об утверждении Положения о муниципальной пожарной охране (при наличии таковой);
Об утверждении Положения о добровольной пожарной охране (при наличии таковой);
Об утверждении Положения об организации обучения населения субъекта Российской Федерации мерам пожарной безопасности;
Об утверждении Положения об организации обучения глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации обеспечению мер пожарной безопасности, организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Об утверждении Положения об организации работы функциональной подсистемы мониторинга, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на территории субъекта Российской Федерации;
Об утверждении Перечня объектов экономики, производственных объектов, организаций, летних оздоровительных учреждений (с массовым пребыванием людей), населенных пунктов, садовых некоммерческих товариществ, подверженных угрозе распространения лесных пожаров;
Положение о территориальной подсистеме РСЧС субъекта Российской Федерации.
1.1.3. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации (далее - КЧС).
1.1.4. Протоколы заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросу подготовки территории субъекта Российской Федерации к пожароопасному периоду.
1.1.5. Договоры о взаимодействии между федеральными органами исполнительной власти, которые возможно задействовать в случае возникновения или угрозе возникновения ЧС, и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и в области организации ликвидации ЧС и их последствий на территории субъекта Российской Федерации.
1.1.6. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, включающий:
перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств с учетом уровня пожарной опасности в лесах;
мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов.
1.1.8. План основных мероприятий по подготовке к пожароопасному периоду, утвержденного руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
1.1.9. Документы, регламентирующие создание оперативного штаба КЧС и межведомственной рабочей группы по контролю и оперативному реагированию в пожароопасный период.
1.1.10. Договоры с государственными учреждениями (специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти субъектов, в пределах полномочий указанных органов) на выполнение работ по тушению пожаров или осуществлению мер пожарной безопасности в лесах.
1.1.11. Положение об эвакуационных комиссиях.
1.2. Документы, регламентирующие осуществление полномочий органа местного самоуправления:
1.2.1. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
1.2.2. Протоколы заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления по вопросу подготовки территории субъекта Российской Федерации к пожароопасному периоду.
1.2.3. Положение об органе, специально уполномоченном на решение задач в области защиты населения и гражданской обороны при органе местного самоуправления.
1.2.4. План тушения лесного лесных пожаров на территории муниципального образования.
1.2.5. Паспорт пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров.
1.2.6. План действий органа местного самоуправления в случае возникновения ЧС.
2. Готовность исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации:
2.1. Организация работы по противопожарному обустройству лесов (находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, землях лесного фонда), включая:
строительство, реконструкцию и эксплуатацию дорог противопожарного назначения;
строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов, а также пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.
2.2. Осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах (находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, землях лесного фонда), и лесных пожаров, включая:
наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
организацию патрулирования лесов;
прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
2.3. Осуществление государственного пожарного надзора в лесах (находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, землях лесного фонда):
при проведении рубок лесных насаждений;
при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы;
при осуществлении рекреационной деятельности;
при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог;
при добыче торфа;
при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых;
при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов.
2.4. Обучение населения способам защиты и действиям в случае возникновения ЧС.
2.5. Осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС.
2.6. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
2.7. Подготовка и поддержание в готовности достаточного количества необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, а также обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, включая:
приобретение тяжелой пожарной техники, противопожарного снаряжения и инвентаря (ранцевых огнетушителей и т.п.);
содержание пожарной и инженерной техники, оборудования, систем связи и оповещения;
создание резерва пожарной и инженерной техники, передвижных емкостей для подвоза воды, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
2.8. Организация работы по проведению инвентаризации земельных участков с наличием торфа на землях различной категории для установления их потенциальной пожарной опасности и разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти плана действия по рекультивации и консервации выработанных и выведенных из эксплуатации месторождений торфа и их противопожарному обустройству.
2.9. Осуществление на лесных участках, предоставленных в аренду, контроля за выполнением арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов следующих мер пожарной безопасности:
противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
2.10. Обеспечение готовности к выполнению мероприятий по оповещению и информированию населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС межмуниципального и регионального характера.
2.11. Обеспечение готовности к проведению эвакуационных мероприятий в случае возникновения ЧС межмуниципального и регионального характера.
2.12. Обеспечение готовности к выполнению мероприятий по осуществлению оперативного сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий в случае возникновения ЧС межмуниципального и регионального характера.
2.13. Обеспечение готовности к поддержанию общественного порядка в ходе проведения работ по ликвидации ЧС.
2.15. Организация работы по привлечению добровольных пожарных и волонтеров для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах.
2.16. Обеспечение взаимодействия с юридическими лицами и гражданами по вопросу привлечения работников, пожарной техники, транспортных и других средств на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.17. Организация проведения учений и тренировок в субъекте Российской Федерации и муниципальных образованиях по проверке готовности сил и средств РСЧС к возникновению ЧС.
2.18. Обеспечение взаимодействия в части тушения лесных пожаров с учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, расположенными на территории субъекта Российской Федерации.
3. Готовность органов местного самоуправления:
3.1. Подготовка и поддержание в готовности достаточного количества необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, а также обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, включая:
приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря (ранцевых огнетушителей и т.п.);
содержание пожарной и инженерной техники, оборудования, систем связи и оповещения;
создание резерва инженерной техники, передвижных емкостей для подвоза воды, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
3.2. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований.
3.3. Осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС.
3.4. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
3.5. Организация обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения ЧС.
3.6. Обеспечение готовности к проведению эвакуационных мероприятий в случае возникновения ЧС.
3.7. Обеспечение сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС.
3.8. Обеспечение готовности к мероприятиям по оповещению и информированию населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.
3.9. Обеспечение готовности сил и средств муниципальных образований к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения ЧС, а также поддержание общественного порядка в ходе их проведения.
3.10. Обеспечение взаимодействия с юридическими лицами и гражданами по вопросу привлечения работников (для юридических лиц), пожарной и инженерной техники, транспортных и других средств на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.11. Создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
3.12. Содействие МЧС России в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
3.13. Проведение комплекса мероприятий по защите населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, включая:
проведение опашки населенных пунктов;
создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
обустройство подъездов ко всем источникам противопожарного водоснабжения, в соответствии с требованиями пожарной безопасности, а также пирсов для установки на них пожарных автомобилей;
устройство противопожарных разрывов и минерализованных полос на всей протяженности участка(ов) границы населенного пункта с лесным массивом, осуществление пала сухой травы на пахотных землях, примыкающих к лесным массивам, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности, установка у каждого жилого строения емкости (бочки) с водой или огнетушителя, а также другие мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения;
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
3.14. Организация работы по противопожарному обустройству лесов.
3.15. Осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
3.16. Обеспечение взаимодействия в части тушения лесных пожаров с учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, расположенными на территории муниципального образования.
4. Готовность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти:
4.1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России):
4.1.2. Организация работы ЦУКС субъекта Российской Федерации.
4.1.3. Создание, оснащение и организация работы оперативного штаба по ликвидации ЧС в случае ее возникновения.
4.1.4. Создание и организация работы оперативных групп и подвижного пункта управления в случае возникновения ЧС.
4.1.5. Взаимодействие с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам пропаганды и обеспечения информирования населения, в случае возникновения ЧС.
4.1.6 Участие в мероприятиях по осуществлению мониторинга пожарной опасности и прогнозирования ЧС.
4.1.7. Обследование и паспортизация водоемов на территории субъекта Российской Федерации на предмет применения на них самолетов БЕ-200 ЧС, а также обследование и подготовка водоемов на предмет осуществления водозабора воды при помощи водосливных устройств ВСУ-5(15) с созданием базы данных.
4.1.8. Создание необходимого запаса пенообразователя, пригодного для приготовления авиационной огнегасящей смеси.
4.1.9. Определение и оборудование посадочных площадок для самолетов, вертолетов в целях использования для проведения авиационных работ по ликвидации ЧС.
4.1.10. Осуществление контроля за оформлением паспортов пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров.
4.1.11. Прикрытие подразделениями пожарной охраны населенных пунктов.
4.1.12. Обеспечение готовности сил и средств гарнизонов пожарной охраны к переводу на усиленный вариант несения службы.
4.1.14. Осуществление мероприятий по подготовке и поддержанию в готовности достаточного количества необходимых сил и средств МЧС России для защиты населения и территорий от ЧС в случае их возникновения.
4.1.15. Состояние работы по материально-техническому обеспечению сил и средств МЧС России, задействованных в мероприятиях по тушению лесных пожаров, всем необходимым.
4.1.16 Участие в проведении эвакуационных мероприятий из зоны ЧС, в пределах компетенции МЧС России.
4.2. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России):
4.2.1. Обеспечение готовности подразделений ведомственной пожарной охраны, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации, к решению поставленных задач в случае возникновения ЧС.
4.2.2. Обеспечение готовности подразделений и частей Минобороны России, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации, а также и спецтехники, состоящей на вооружении частей и подразделений, к решению поставленных задач в случае их привлечения в установленном порядке к ликвидации ЧС.
4.2.3. Оценка работы по реализации мер пожарной безопасности в отношении лесов, расположенных на землях обороны, включая:
противопожарное обустройство лесов;
создание и содержание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров;
мониторинг пожарной опасности в лесах;
разработка планов тушения лесных пожаров;
иные меры пожарной безопасности в лесах.
4.3. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России):
4.3.1. Обеспечение контроля доступа на территорию лесных массивов в период объявления режима повышенной пожарной опасности.
4.3.2. Участие в проведении эвакуационных мероприятий из зоны ЧС, в пределах компетенции МВД России.
4.3.3. Восстановление и поддержание порядка в районах, попадающих в зону ЧС.
4.3.4. Обеспечение безопасности объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания жизнедеятельности населения.
4.3.5. Обеспечение контроля доступа в зону ЧС.
4.3.6. Оценка реализации требований пожарной безопасности на объектах МВД России, расположенных в лесных массивах на территории субъекта Российской Федерации.
4.4. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России):
4.4.1. Разработка и реализация мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждения и тушения пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
4.4.2 Разработка мер по проведению мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, при возникновении ЧС в мирное время.
4.5. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз):
4.5.1. Контроль за исполнением органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по охране лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).
4.5.2. Подготовка и переподготовка специалистов в области охраны лесов от пожаров.
4.5.3. Осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
4.5.4. Осуществление контроля за деятельностью государственных учреждений по охране лесов от пожаров органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным в области лесных отношений.
4.6. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор):
4.6.1. Проведение подведомственными учреждениями комплекса мероприятий по противопожарному обустройству лесов на особо охраняемых природных территориях;
4.6.2. Заключение подведомственными учреждениями договоров (соглашений) о взаимодействии со сторонними организациями и службами по вопросам тушения лесных пожаров.
4.6.3. Подготовку подведомственными учреждениями сил и средств к тушению лесных пожаров.
4.6.4. Проведение подведомственными учреждениями организационных мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону.
4.6.5. Оценка работы по реализации мер пожарной безопасности в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, включая:
противопожарное обустройство лесов;
создание и содержание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров;
мониторинг пожарной опасности в лесах;
разработка планов тушения лесных пожаров;
пожарный надзор в лесах;
иные меры пожарной безопасности в лесах.