Приложение 6. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНЫХ ЧАСТОТ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА
Приложение N 6
к методике определения
расчетных величин пожарного риска
на производственных объектах,
утвержденной приказом МЧС России
от 26 июня 2024 г. N 533
1. На основе статистических данных определяется базовая частота разгерметизации . При отсутствии данных для вновь проектируемых магистральных трубопроводов допускается принимать равной:
1,4 · 10-7 год-1·м-1 - для магистральных газопроводов;
1,8 · 10-9 год-1·м-1 - для магистральных нефтепроводов.
2. Выделяются рассматриваемые при проведении расчетов типы разгерметизации:
а) для магистральных газопроводов:
j = 1 - проколы (трещины, точечные отверстия), определяемые как отверстия с диаметром 20 мм;
j = 2 - отверстия с диаметром, равным 10% от диаметра магистрального трубопровода;
j = 3 - разрыв, определяемый как образование отверстия размером равным диаметру магистрального трубопровода;
б) для магистральных нефтепроводов:
j = 1 - "свищи" - отверстия с характерными размерами 0,3 · Lp/D (Lp - характерный размер продольной трещины, D - условный диаметр магистрального трубопровода), площадь дефектного отверстия - 0,0072 · So (So - площадь поперечного сечения магистрального трубопровода);
j = 2 - трещины, характерный размер 0,75 · Lp/D, площадь дефектного отверстия - 0,0448 · So;
j = 3 - "гильотинный" разрыв, характерный размер 0,75 · Lp/D, площадь дефектного отверстия - 0,179 · So.
Допускается при соответствующем обосновании учитывать и другие типы разгерметизации.
3. Рассматриваются шесть причин разгерметизации (i = 1, ..., 6 - таблица П6.1). В ячейках таблицы в числителе приведены значения для магистральных газопроводов, в знаменателе - для магистральных нефтепроводов.
4. Удельная частота разгерметизации линейной части магистрального трубопровода для j-го типа разгерметизации на участке m трубопровода определяется по формуле:
, (П6.1)
где - базовая частота разгерметизации магистрального трубопровода, год-1;
fij(m) - относительная доля i-ой причины разгерметизации для j-го типа разгерметизации на участке m магистрального трубопровода.
5. Величины fij для различных типов разгерметизации для различных участков магистрального трубопровода определяются по формулам:
f1j = f1jср · kтс · kзт · kннб · kпер1, (П6.2);
f2j = f2jср · kбд, (П6.3);
f3j = f3jср · kктс · kкпз, (П6.4);
f4j = f4jср · kдгд · kпер2, (П6.5);
f5j = f5jср · kоп, (П6.6);
f6j = f6jср, (П6.7);
где kтс, kзт, kннб, kпер1, kбд, kкпз, kдгд, kпер2, kоп - поправочные коэффициенты, определяемые по таблице П6.2 исходя из технических характеристик магистрального трубопровода.
Таблица П6.1
Среднестатистическая относительная доля аварии, вызванных
данной причиной, на магистральных трубопроводах
Причина
|
Среднестатистическая относительная доля аварий, вызванных данной причиной, fijср(m), %
|
||||
проколы (трещины), точечные отверстия
|
отверстие
|
разрыв
|
всего
|
||
j = 1
|
j = 2
|
j = 3
|
|||
i = 1
|
Внешнее воздействие
|
13,2/16,8
|
26,6/26,2
|
9,7/6,5
|
49,5
|
i = 2
|
Брак строительства, дефект материалов
|
10,6/11,3
|
4,7/4,6
|
1,2/0,6
|
16,5
|
i = 3
|
Коррозия
|
15,2/15,2
|
0,2/0,2
|
0/0
|
15,4
|
i = 4
|
Движение грунта, вызванное природными явлениями
|
1,8/2,2
|
2,2/2,2
|
3,3/2,9
|
7,3
|
i = 5
|
Ошибки оператора
|
3,0/3,0
|
1,6/1,6
|
0/0
|
4,6
|
i = 6
|
Прочие и неизвестные причины
|
6,5/6,5
|
0,2/0,2
|
0/0
|
6,7
|
Итого
|
50,3/55,0
|
35,51/35,0
|
14,2/10,0
|
100
|
Таблица П6.2
Поправочные коэффициенты к среднестатистической
относительной доли аварии
Поправочный коэффициент
|
Значение поправочного коэффициента
|
Поправочный коэффициент kтс, зависящий от толщины стенки трубопровода (мм)
|
|
Поправочный коэффициент kзт, зависящий от минимальной глубины заложения трубопровода (м):
|
|
менее 0,8 м;
|
kзт = 1
|
от 0,8 до 1 м;
|
kзт = 0,93
|
более 1 м
|
kзт = 0,73
|
Поправочный коэффициент kннб для участков переходов, выполненных методом наклонно направленного бурения (далее - ННБ):
|
|
на участках этих переходов;
|
kннб = 0
|
вне этих участков
|
kннб = 1
|
Поправочный коэффициент kпер1 переходов через искусственные препятствия:
|
|
на переходах через автодороги, железные дороги и инженерные коммуникации;
|
kпер = 2
|
вне переходов либо на них предусмотрены защитные футляры (кожухи) из стальных труб с герметизацией межтрубного пространства
|
kпер = 1
|
Поправочный коэффициент kбд, учитывающий применение материалов и средств контроля при строительстве:
|
|
для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов;
|
kбд = 1
|
при использовании улучшенных материалов и дополнительных средств контроля при строительстве и последующей эксплуатации трубопроводов
|
kбд = 0,07
|
Поправочный коэффициент kктс, учитывающий влияние толщины стенки трубопровода (мм) на частоту разгерметизации по причине коррозии:
|
|
менее 5;
|
kктс = 2
|
от 5 до 10;
|
kктс = 1
|
более 10
|
kктс = 0,03
|
Поправочный коэффициент kкпз, учитывающий влияние применяемых систем защиты от коррозии:
|
|
для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов;
|
kкпз = 1
|
при использовании улучшенной системы защиты (тип и качество изоляционного покрытия, электрохимическая защита, внутритрубная диагностика и т.п.)
|
kкпз = 0,16
|
Поправочный коэффициент kдгд, зависящий от диаметра трубопровода D (мм)
|
kдгд = exp[-0,00156(D - 274)]
|
Поправочный коэффициент kпер2, учитывающий прохождение трассы трубопровода через водные преграды и заболоченные участки:
|
|
для водных преград;
|
kпер = 5
|
для заболоченных участков;
|
kпер = 2
|
при отсутствии переходов либо выполненных методом ННБ
|
kпер = 1
|
Поправочный коэффициент kоп, зависящий от диаметра трубопровода D (мм)
|
kоп = exp[-0,004(D - 264)]
|