Приложение 13. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
1. Управление защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Управление подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) и его первому заместителю. Работу Управления направляют статс-секретарь - заместитель Министра, заместители Министра, главный военный эксперт и главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору в соответствии с утвержденным распределением обязанностей между ними.
Руководитель Аппарата Министра координирует деятельность Управления по вопросам, входящим в компетенцию Аппарата Министра.
2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о МЧС России, приказами и распоряжениями МЧС России, а также настоящим Положением.
3. Управление осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами - региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), спасательными воинскими формированиями МЧС России (далее - спасательные воинские формирования), Государственной инспекцией по маломерным судам (далее - ГИМС), военизированными горноспасательными частями (далее - ВГСЧ), образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее - система МЧС России), а также в установленном порядке с соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО), противопожарной службой субъектов Российской Федерации и иными видами пожарной охраны.
4. Управление состоит из отделов:
режима и защиты информации;
безопасности спасательных работ и внутриобъектового режима;
организации и развития связи;
организации и развития систем оповещения и телекоммуникаций;
специальной связи;
первого;
координации создания системы-112;
космического мониторинга, спутниковой связи и развития систем видеоинформационного обеспечения.
5. Основными задачами Управления являются:
обеспечение защиты государственной тайны и информационной безопасности в системе МЧС России;
обеспечение установленного режима секретности в системе МЧС России;
организация и ведение секретного делопроизводства в центральном аппарате МЧС России;
организация функционирования и обеспечение безопасности шифрованной связи в системе МЧС России;
обеспечение безопасности при проведении мероприятий МЧС России и спасательных работ в районах чрезвычайных ситуаций, организация внутриобъектового режима;
планирование и проведение мероприятий по координации осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112);
планирование, руководство организацией и поддержанием в установленной степени готовности к использованию по назначению систем связи и технических систем оповещения;
проведение в системе МЧС России единой технической политики в области создания и развития систем связи и оповещения, технических комплексов и средств космического мониторинга, системы-112, видеоинформационного и информационно-навигационного обеспечения;
организация технического обеспечения связи, автоматизированных систем управления (далее - АСУ) и оповещения, космического мониторинга, навигации и системы-112;
осуществление организационно-методического руководства подразделениями связи спасательных воинских формирований, ФПС ГПС, ГИМС, ВГСЧ, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
6. Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
разрабатывает основные направления деятельности МЧС России в области обеспечения защиты государственной тайны и безопасности информации;
разрабатывает План мероприятий по обеспечению режима секретности в центральном аппарате и территориальных органах МЧС России, спасательных воинских формированиях, подразделениях ФПС ГПС, ГИМС, ВГСЧ, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формированиях, учреждениях и организациях, находящихся в ведении МЧС России;
разрабатывает проекты положений, инструкций и методических рекомендаций по вопросам защиты государственной тайны и ведению секретного делопроизводства в системе МЧС России;
разрабатывает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в МЧС России;
разрабатывает перечень организаций системы МЧС России, которые подлежат лицензированию на право проведения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с осуществлением услуг по защите государственной тайны;
разрабатывает предложения по организации и совершенствованию системы защиты информации, в том числе по вопросам, решаемым в рамках федеральных программ;
разрабатывает номенклатуру должностей сотрудников, подлежащих оформлению на допуск к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям;
разрабатывает основные направления развития системы шифрованной связи в соответствии с тенденциями в области обеспечения скрытого управления;
разрабатывает План мероприятий по организации функционирования и обеспечению безопасности шифрованной связи МЧС России;
разрабатывает проекты положений, инструкций и методических рекомендаций по вопросам организации функционирования и обеспечения безопасности шифрованной связи;
разрабатывает предложения по обеспечению органов и пунктов управления правительственной связью;
разрабатывает основные направления деятельности МЧС России в области организации, развития и функционирования систем связи и технических систем оповещения гражданской обороны и РСЧС;
разрабатывает План связи МЧС России на мирное и военное время;
разрабатывает порядок планирования связи в территориальных органах МЧС России;
разрабатывает план списания средств связи, вычислительной и оргтехники и перечень объектов ремонта, проводимого МЧС России по групповым позициям государственного оборонного заказа;
разрабатывает распорядительные документы, устанавливающие порядок организации связи в системе МЧС России на мирное и военное время;
разрабатывает методические рекомендации по созданию и развитию автоматизированных систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и при чрезвычайных ситуациях;
разрабатывает нормы обеспечения спасательных воинских формирований, подразделений ФПС ГПС, ГИМС, ВГСЧ, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, спасательных служб, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, вычислительной и оргтехникой, комплексами, системами, средствами связи и оповещения на мирное и военное время;
разрабатывает планы обеспечения безопасности руководства и сотрудников МЧС России при проведении спасательных работ и плановых мероприятий МЧС России;
разрабатывает планы мероприятий по обеспечению безопасности российских граждан при их эвакуации из-за рубежа силами и средствами МЧС России;
разрабатывает планы мероприятий по обеспечению безопасности и сохранности грузов гуманитарной помощи при их доставке силами и средствами МЧС России;
организует работу по защите сведений, составляющих государственную тайну, а также по вопросам соблюдения режима секретности, безопасности информации и шифровальной службы;
организует лицензирование деятельности организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны;
организует специальную подготовку сотрудников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также специальную подготовку и повышение профессиональной квалификации личного состава шифровальных органов;
организует проведение единой технической политики, координацию работ по защите информации в системе МЧС России;
организует контроль проводимых мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, и эффективности принимаемых мер по защите информации;
организует аттестование объектов по выполнению требований руководящих документов по обеспечению защиты информации при проведении работ со сведениями, составляющими государственную тайну;
организует сертификацию средств защиты информации, систем и средств информатизации и связи в части защищенности информации от утечки по техническим каналам;
организует в установленном порядке расследование причин и условий появления нарушений по вопросам защиты информации и разрабатывает предложения по устранению недостатков и предупреждению подобного рода нарушений;
организует методическое обеспечение деятельности по защите информации при разработке, испытании, разборке и утилизации вооружения, военной и другой техники, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
организует разработку и проведение мероприятий по обеспечению безопасности информации, обрабатываемой техническими средствами, в целях предотвращения утечки информации по техническим каналам;
организует планирование мероприятий по разграничению доступа сотрудников к сведениям, составляющим государственную тайну;
организует планирование потребности органов шифрованной связи в средствах шифрования и обеспечение ими системы МЧС России, накопление и хранение запасов средств шифрования на особый период;
организует контроль за правильностью и обеспечением безопасности применения засекречивающей аппаратуры опознавания (ЗАО-П) единой системы государственного радиолокационного опознавания "Пароль";
организует создание комплектов шифров органов управления, получение и рассылку в шифровальные органы системы МЧС России ключевых документов к средствам шифрования, правил пользования шифрами;
организует эксплуатацию техники шифрованной связи, вспомогательной аппаратуры;
организует разработку комплекса мероприятий по защите информации при установлении и осуществлении научно-технических и торгово-экономических связей с зарубежными фирмами, а также при посещении иностранными представителями организаций системы МЧС России;
организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации связи и технических систем оповещения гражданской обороны;
осуществляет методическое руководство и контроль за созданием и состоянием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
организует работу по строительству и развитию систем связи, а также узлов связи всех уровней на основе создания цифровых узлов доступа и оснащения телекоммуникационным оборудованием, по созданию и реконструкции технических систем оповещения гражданской обороны;
организует устойчивое функционирование систем связи и технических систем оповещения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
организует аренду каналов и средств связи единой сети электросвязи Российской Федерации и определяет порядок их эксплуатации;
организует техническую эксплуатацию и ремонт систем, средств и комплексов связи, автоматизированного управления и оповещения, космического мониторинга и навигации, а также технических комплексов системы-112;
организует координацию деятельности и взаимодействие частей и подразделений связи Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, организаций единой сети электросвязи Российской Федерации при выполнении задач гражданской обороны и РСЧС;
организует разработку и контроль выполнения мероприятий по безопасности связи, защите информации на каналах и линиях связи, в технических системах автоматизированного управления и оповещения;
организует подготовку предложений о необходимых объемах финансирования перспективных программ и планов технического перевооружения спасательных воинских формирований, подразделений ФПС ГПС, ГИМС и ВГСЧ, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, учреждений и организаций МЧС России по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
организует контроль и регулярный анализ состояния и функционирования систем связи и технических систем оповещения;
организует проведение мероприятий по координации и контролю выполняемых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы-112;
организует контроль обеспечения безопасности и охраны, пропускного и внутриобъектового режимов в зданиях центрального аппарата и на других объектах МЧС России;
организует мероприятия по обеспечению безопасности руководства и сотрудников МЧС России, привлекаемых для решения задач в районах чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, сохранности гуманитарных грузов, в том числе гуманитарной помощи, доставляемой силами МЧС России в районы бедствий и военных конфликтов, эвакуации российских граждан из-за рубежа силами и средствами МЧС России;
организует взаимодействие с соответствующими структурными подразделениями ФСБ России, МВД России, Минобороны России, другими органами исполнительной власти с целью обеспечения безопасности руководства и сотрудников МЧС России, выполняющих задачи в районах чрезвычайных ситуаций и межнациональных конфликтов, а также при проведении мероприятий МЧС России;
организует контроль за выдачей табельного (штатного) оружия руководству МЧС России и сотрудникам Управления;
осуществляет обеспечение в пределах своей компетенции проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, а также деятельность по развитию специальной связи;
осуществляет взаимодействие по вопросам защиты государственной тайны, защиты информации, организации функционирования и обеспечения безопасности шифрованной связи с органами государственной власти Российской Федерации;
осуществляет организационно-методическое руководство режимно-секретными и шифровальными подразделениями системы МЧС России, контроль их деятельности;
осуществляет координацию деятельности в системе МЧС России по вопросам защиты государственной тайны и контроль выполнения законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны;
осуществляет контроль соблюдения установленного порядка работы с секретными документами;
осуществляет проведение инструктажа сотрудников, допущенных к государственной тайне, проверку знания ими требований нормативных документов по режиму секретности;
осуществляет разработку номенклатуры должностей сотрудников, подлежащих оформлению на допуск к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям;
осуществляет учет осведомленности сотрудников в сведениях, составляющих государственную тайну;
осуществляет контроль за своевременностью засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, правильностью определения и изменения степени секретности указанных сведений;
осуществляет анализ деятельности системы МЧС России по обеспечению защиты государственной тайны;
осуществляет контроль за материалами, готовящимися к изданию или тиражированию (размножению), на предмет отсутствия в них сведений, составляющих государственную тайну, или конфиденциальной информации;
осуществляет информирование организаций - заказчиков секретных работ, органов государственной власти Российской Федерации, наделенных полномочиями распоряжаться сведениями, составляющими государственную тайну, и органов безопасности о фактах разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также случаях утраты либо хищения носителей таких сведений;
осуществляет подготовку перечня организаций системы МЧС России, которые подлежат лицензированию на право проведения мероприятий и (или) услуг в области защиты информации;
осуществляет подготовку отчетов о состоянии работы по вопросам режима секретности, защиты информации, обеспечения функционирования и безопасности шифрованной связи в системе МЧС России;
осуществляет в пределах своей компетенции подготовку заключений об осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну, сотрудников МЧС России, направляемых в служебные командировки за пределы Российской Федерации или оформляющих общегражданские заграничные паспорта;
осуществляет контроль проведения мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, эффективности принимаемых мер по защите информации, а также за устранением нарушений в вопросах защиты информации;
осуществляет контроль выполнения установленного порядка организации и проведения совещаний по секретным вопросам;
осуществляет мероприятия по выявлению и закрытию возможных каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну, при проведении всех видов секретных работ, а также предотвращению случаев утраты носителей сведений, составляющих государственную тайну;
осуществляет изучение и обобщение опыта обеспечения безопасности информации в спасательных воинских формированиях, образовательных, научно-исследовательских учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении МЧС России, и проводит работу по внедрению положительного опыта;
осуществляет сбор и анализ материалов по передовым технологиям в области информационной безопасности и готовит предложения руководству МЧС России по их внедрению при создании комплексной системы безопасности информации на объектах МЧС России;
осуществляет согласование технических заданий и проектной документации на автоматизированные системы и объекты, предназначенные для обработки, хранения и передачи сведений, составляющих государственную и служебную тайну;
осуществляет выполнение функций центрального шифровального органа в системе МЧС России;
осуществляет анализ функционирования шифрованной связи, обобщение и распространение положительного опыта работы шифровальных органов системы МЧС России;
осуществляет мероприятия по обеспечению мобилизационной готовности объектов шифровальной службы;
осуществляет разработку и проведение мероприятий по организации бесперебойной шифрованной связи, обеспечению ее безопасности и правильного использования средств шифрования, а также внедрение в системе МЧС России научно-технических достижений в области шифрованной связи;
осуществляет выявление и предупреждение случаев применения в сетях шифрованной связи несанкционированных шифров;
осуществляет проведение служебных расследований и составление заключений по фактам нарушения нормативных документов по шифровальной работе и правил пользования шифрами, которые могут привести к утечке секретной информации или сведений о шифрах, а также разработку и принятие мер по предотвращению последствий таких нарушений;
осуществляет специальный учет кадров шифровальной службы;
осуществляет разработку предложений в проект государственного оборонного заказа на год в части, касающейся специальной и шифровальной техники, планирование перевооружения шифровальных органов на новые образцы техники;
осуществляет контроль за организацией охраны, пропускного и внутриобъектового режима в зданиях центрального аппарата МЧС России и на других объектах МЧС России;
осуществляет выполнение функций государственного заказчика на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам защиты информации, совершенствования систем связи и технических систем оповещения;
осуществляет ведение учета сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и режимных помещений, ключей от их замков, а также множительной аппаратуры и персональных компьютеров, предназначенных для обработки секретной информации;
осуществляет ведение учета нарушений режима секретности и анализ их причин;
осуществляет контроль и организационно-методическое руководство подразделениями ведомственной охраны МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
осуществляет планирование и организацию оперативной связи гражданской обороны, РСЧС, системы МЧС России, в том числе в интересах автоматизированных систем управления, оповещения, космического мониторинга, навигации и системы-112;
осуществляет участие в выработке стратегии и выполнение функций довольствующего подразделения, на которое возложена организация работ по размещению заказов для системы МЧС России на поставки технических средств и комплексов связи, оповещения, защиты информации, космического мониторинга, навигации, охраны, разграничения доступа идентификации, а также техническое обслуживание, ремонт и модернизацию автоматизированных систем управления, автоматизированных информационных систем, вычислительной и организационной техники;
осуществляет руководство созданием и поддержанием в постоянной готовности систем связи и технических систем оповещения и контроль за созданием и деятельностью этих систем;
осуществляет координацию деятельности территориальных органов, учреждений и организаций системы МЧС России по вопросам обеспечения связи, создания (реконструкции) и функционирования технических систем оповещения в повседневной деятельности, в чрезвычайных ситуациях и при ведении гражданской обороны;
осуществляет контроль за эксплуатацией и готовностью средств и комплексов связи, планируемых к использованию в составе оперативных групп МЧС России;
осуществляет руководство и координацию деятельности Национального центра управления в кризисных ситуациях и Центра обеспечения пунктов управления МЧС России в части, касающейся обеспечения связи, функционирования технических систем оповещения и автоматизированного управления, космического мониторинга и навигации, а также деятельности Специального центра МЧС России;
осуществляет учет и планирование использования радиочастотного спектра в системе МЧС России;
осуществляет руководство и контроль за подготовкой и поддержанием в постоянной готовности сил, привлекаемых к выполнению задач по обеспечению безопасности спасательных работ;
осуществляет контроль за проведением мероприятий мобилизационной подготовки в системе МЧС России в соответствии с основными задачами, возложенными на Управление;
осуществляет контроль мероприятий по организации защиты охраняемых объектов МЧС России от противоправных действий и обеспечению на охраняемых объектах внутриобъектового режима;
осуществляет контроль за специальной подготовкой подразделений, выполняющих задачи по обеспечению безопасности руководства и сотрудников МЧС России, привлекаемых для решения задач в районах чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, сохранности гуманитарных грузов, доставляемых силами МЧС России в районы бедствий и военных конфликтов, эвакуации российских граждан из-за рубежа силами и средствами МЧС России;
участвует в оформлении допуска сотрудников к государственной тайне, контролирует сроки действия допусков;
участвует в разработке развернутых и отдельных перечней сведений, подлежащих засекречиванию, нормативно-методических документов по вопросам защиты государственной тайны;
участвует в проведении служебных расследований в случае утраты либо хищения носителей сведений, составляющих государственную тайну, других нарушений режима секретности, а также по фактам разглашения сведений, составляющих государственную тайну;
участвует в подготовке и инструктаже сотрудников, осведомленных в сведениях, составляющих государственную и военную тайну, при их командировании за пределы Российской Федерации;
участвует в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению режима секретности при приеме иностранных граждан, в том числе согласовывает проекты планов международного сотрудничества, программы пребывания иностранных граждан, возможность проведения дополнительных мероприятий;
участвует в работах по созданию и развитию автоматизированных систем управления в части, касающейся их технического обеспечения;
участвует в разработке в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов МЧС России в области создания и развития систем связи, технических систем оповещения и автоматизированного управления, защиты государственной тайны, обеспечения безопасности;
участвует в разработке и осуществлении мероприятий по маскировке и легендированию проводимых секретных работ, в выявлении демаскирующих признаков объектов и секретных изделий и принимает меры к их устранению;
участвует в подборе, изучении, расстановке кадров шифровальной службы МЧС России, должностных лиц органов управления связью в системе МЧС России, а также узлов и подразделений связи центрального подчинения;
участвует в разработке штатов и табелей к штатам территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований, подразделений ФПС ГПС, ГИМС и ВГСЧ, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, учреждений и организаций МЧС России в части техники связи, технических комплексов и средств оповещения, автоматизированного управления, навигации и космического мониторинга, системы-112, а также средств охраны и защиты информации;
участвует в испытаниях новых образцов техники связи, оповещения и автоматизированного управления, готовит предложения о принятии их на снабжение и включении в штаты и табели к штатам;
участвует в установленном порядке в реализации международных договоров в части обеспечения связи и оповещения при проведении гуманитарных операций и реагировании на чрезвычайные ситуации;
участвует в разработке проектов распорядительных документов МЧС России, направленных на повышение уровня обеспечения безопасности объектов МЧС России и сотрудников МЧС России, выполняющих задачи в районах чрезвычайных ситуаций;
участвует в разработке и выполнении мероприятий по предотвращению коррупционных проявлений в системе МЧС России;
рассматривает письма, жалобы и заявления организаций и граждан по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
осуществляет представление и защиту интересов МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Управления, в судах, антимонопольных, правовых и иных органах;
осуществляет ведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, разработчиком которых является Управление;
осуществляет методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороной и систем оповещения населения о внезапном нападении противника и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и контроль за созданием этих систем;
осуществляет в пределах своей компетенции методическое руководство и контроль за осуществлением модернизации системы централизованного оповещения населения на базе технических средств нового поколения в субъектах Российской Федерации;
осуществляет методическое руководство и контроль по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
осуществляет руководство и организацию всех видов связи и технических систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации, системы МЧС России в мирное и военное время.
7. Управлению предоставляется право:
осуществлять подготовку в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов МЧС России в области создания и развития систем связи, технических систем оповещения и автоматизированного управления, защиты государственной тайны, обеспечения безопасности информации, осуществлять контроль за их исполнением;
проводить проверки состояния работы по обеспечению режима секретности, защите информации, организации функционирования и обеспечения безопасности шифрованной связи в системе МЧС России;
давать рекомендации и обязательные для исполнения указания руководителям структурных подразделений центрального аппарата и организаций системы МЧС России по обеспечению режима секретности, защите информации и обеспечению безопасности шифрованной связи;
требовать от сотрудников системы МЧС России соблюдения требований нормативных правовых актов и методических документов по защите государственной тайны, а также представления письменных объяснений по случаям утраты носителей сведений, составляющих государственную тайну, фактам разглашения таких сведений, другим нарушениям режима секретности;
требовать от сотрудников системы МЧС России, допущенных к передаваемой по каналам шифрованной связи секретной информации, точного выполнения установленного порядка обращения с секретной информацией;
отказывать в предоставлении возможности использования шифрованной связи лицам, нарушающим установленные требования режима секретности или безопасности шифрованной связи, а также готовить предложения о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения;
вносить руководству МЧС России представления о запрещении ведения секретных работ при отсутствии необходимых условий защиты государственной тайны, обнаружении нарушений режима секретности или условий для утечки информации, содержащей сведения, отнесенные к государственной или служебной тайне, и несанкционированного доступа к ней, а также предложения о прекращении допуска сотрудников системы МЧС России к государственной тайне или привлечении к ответственности сотрудников, допустивших нарушение режима секретности;
участвовать в рассмотрении проектов штатов, штатных расписаний и табелей к штатам территориальных органов и организаций системы МЧС России в части, касающейся подразделений и служб связи, режимно-секретных подразделений и шифровальных органов, и вносить предложения по структуре и численности сотрудников этих органов и техническому обеспечению;
проводить инструктажи сотрудников по вопросам обеспечения режима секретности, защиты информации и организации и обеспечения безопасности шифрованной связи и спасательных работ;
привлекать в установленном порядке необходимое количество личного состава, вооружения и техники от спасательных воинских формирований центрального подчинения для обеспечения безопасности руководства МЧС России, членов их семей и близких родственников по утверждаемым спискам, а также сотрудников МЧС России в районах чрезвычайных ситуаций, зонах вооруженных конфликтов, при проведении гуманитарных операций и плановых мероприятий;
привлекать в установленном порядке специалистов от спасательных воинских формирований, учреждений и организаций МЧС России для осуществления отдельных работ в пределах своей компетенции;
принимать участие в разработке технических заданий в части формирования требований по обеспечению режима секретности и обеспечению защиты информации при выполнении научно-исследовательских работ;
участвовать в работе постоянно действующей технической комиссии;
привлекать в установленном порядке на договорной основе отраслевые органы защиты государственной тайны и контроля, а также специализированные предприятия, имеющие лицензии на право проведения работ со сведениями, составляющими государственную тайну, а также осуществление мероприятий и (или) организацию услуг по защите государственной тайны;
вести в установленном порядке переписку с федеральными органами исполнительной власти и организациями Российской Федерации по вопросам организации связи, технических систем оповещения и автоматизированного управления, создания и функционирования системы-112, обеспечения режима секретности, защиты информации и обеспечения безопасности шифрованной связи, организации обеспечения безопасности спасательных работ и охраны объектов;
запрашивать в установленном порядке от должностных лиц системы МЧС России необходимые материалы и информацию по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
издавать распорядительные документы по организации связи, технических систем оповещения и автоматизированного управления, доводить их до соответствующих должностных лиц системы МЧС России и контролировать их выполнение;
участвовать в мероприятиях по контролю за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установленных требований по организации связи и оповещения гражданской обороны при обеспечении пожарной безопасности и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
проводить проверки организации оперативно-технической службы на узлах связи (телекоммуникационных центрах), обеспечения безопасности, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах МЧС России и порядка организации ведомственной охраны МЧС России.
8. Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном для этой категории руководителя порядке.
Заместители начальника Управления назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном для этой категории должностных лиц порядке.
9. Начальник Управления осуществляет руководство Управлением на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач.
10. Начальник Управления:
осуществляет предварительное (или в рабочем порядке) согласование проектов нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Управления в соответствии с Перечнем основных задач, решаемых структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России;
дает поручения руководителям территориальных органов и организаций МЧС России в рамках выполнения соответствующих поручений руководства МЧС России, приказов и распоряжений МЧС России и компетенции Управления;
осуществляет переписку с руководителями структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, организациями Российской Федерации и гражданами по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
имеет право подписывать от имени МЧС России финансовые документы, договоры, государственные контракты и другие документы в соответствии с установленным в МЧС России правом подписи указанных документов;
организует и координирует деятельность отделов Управления, определяет и уточняет задачи отделов, контролирует их выполнение, координирует в установленном порядке деятельность структурных подразделений МЧС России в интересах выполнения задач, возложенных на Управление;
устанавливает обязанности заместителям и начальникам отделов Управления;
принимает в установленном порядке участие в заседаниях коллегии МЧС России, военного совета, служебных совещаниях при рассмотрении вопросов, относящихся к компетенции Управления;
обеспечивает подбор и расстановку кадров в Управлении;
организует мероприятия по повышению квалификации работников Управления;
вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры Управления и МЧС России в целом;
обеспечивает условия труда сотрудников Управления, определенные законодательством Российской Федерации;
по поручению руководства МЧС России представляет в установленном порядке интересы Министерства по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
в отношении военнослужащих Управления руководствуется требованиями Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.