Приложение 11. ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Приложение N 11
к Приказу МЧС России
от 6 сентября 2011 г. N 495

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

1. Департамент надзорной деятельности (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Департамент подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий (далее - Министр) и его первому заместителю. Работу Департамента направляют статс-секретарь - заместитель Министра, заместители Министра, главный военный эксперт и главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору в соответствии с утвержденным распределением обязанностей между ними.

Руководитель Аппарата Министра координирует деятельность Департамента по вопросам, входящим в компетенцию Аппарата Министра.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о МЧС России, приказами и распоряжениями МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), спасательными воинскими формированиями МЧС России (далее - спасательные воинские формирования), Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями (далее - ВГСЧ), образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее - система МЧС России), а также в установленном порядке с соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО), противопожарной службой субъектов Российской Федерации и иными видами пожарной охраны.

4. Департамент состоит из отделов:

государственной статистики пожаров и информационных ресурсов;

организации надзорных мероприятий в области пожарной безопасности;

организации надзорных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

дознания;

административной практики и правового обеспечения надзорной деятельности;

нормативно-технического.

5. Основными задачами Департамента являются:

разработка основ единой государственной политики в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в части осуществления государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разработка проектов положений о надзорах, отнесенных к компетенции Департамента;

разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России (далее - нормативные правовые акты), регламентирующих исполнение государственных функций, отнесенных к компетенции МЧС России, по надзору (контролю) в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также регламентирующих исполнение государственных функций по осуществлению лицензирования в области пожарной безопасности;

разработка порядка организации и осуществления территориальными органами и их подразделениями надзоров, отнесенных к компетенции МЧС России;

разработка правил аттестации государственных инспекторов по надзорам, отнесенным к компетенции МЧС России;

организационно-аналитическое обеспечение формирования государственной политики по техническому регулированию в области пожарной безопасности, а также мероприятий по ее реализации;

обеспечение взаимодействия с органами государственной власти, общественными, научными и другими организациями и объединениями, в том числе с бизнес-организациями и бизнес-сообществами, по вопросам реализации государственной политики в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разработка предложений по совершенствованию технического регулирования в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гармонизации национальных нормативных документов по пожарной безопасности с зарубежными и международными.

6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами обеспечивает исполнение следующих основных функций:

разрабатывает основы единой государственной политики в области надзора (контроля) за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает проект положения о государственном пожарном надзоре;

разрабатывает проект положения о государственном надзоре в области гражданской обороны;

разрабатывает проект положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение государственных функций, отнесенных к компетенции МЧС России, по надзору (контролю) в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение государственных функций по осуществлению лицензирования в области пожарной безопасности, и осуществляет в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов и иных документов, определяющих порядок взаимодействия органов государственного надзора (контроля) МЧС России по вопросам осуществления независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов по пожарной безопасности, а также нормативных документов, регламентирующих порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;

разрабатывает порядок аттестации должностных лиц, осуществляющих государственный надзор (контроль) в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

разрабатывает типовые структуры и предложения по штатным расписаниям подразделений надзорной деятельности системы МЧС России, а также по их обеспечению необходимыми ресурсами;

организует государственный надзор (контроль) за соблюдением требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организует применение законодательства по уголовным делам, связанным с нарушением правил пожарной безопасности, уничтожением или повреждением имущества в результате неосторожного обращения с огнем, рассмотрение материалов по привлечению к ответственности за нарушения требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организует деятельность судебно-экспертных учреждений;

организует государственный статистический учет пожаров и последствий от них в Российской Федерации;

организует деятельность по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

организует деятельность системы лицензирования в области пожарной безопасности;

организует проведение аттестации государственных инспекторов, осуществляющих функции по надзору (контролю) в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организует контроль за соблюдением законности государственными инспекторами при осуществлении надзорной деятельности;

осуществляет деятельность органа по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

осуществляет прием, регистрацию и разрешение сообщений о преступлениях;

осуществляет процессуальный контроль за уголовно-процессуальной деятельностью должностных лиц нижестоящих органов государственного пожарного надзора ФПС ГПС;

осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности следующих коллегиальных (совещательных) органов МЧС России:

- Нормативно-технического совета МЧС России;

- Координационного совета;

- Комиссии по аккредитации и аттестации в области пожарной безопасности Российской Федерации;

- Центральной аттестационной комиссии Государственной противопожарной службы МЧС России;

организует проведение противопожарной пропаганды;

осуществляет государственный надзор (контроль) за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществляет функции органа государственного регулирования пожарной безопасности при использовании атомной энергии;

осуществляет разработку критериев по оценке эффективности деятельности органов государственного надзора (контроля) системы МЧС России;

осуществляет контроль за деятельностью органов государственного надзора (контроля) системы МЧС России по выполнению задач по предназначению;

осуществляет рассмотрение и подготовку предложений для принятия решений главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору;

осуществляет рассмотрение и согласование нормативных актов по пожарной безопасности, разработанных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями;

осуществляет рассмотрение и согласование технических условий по обеспечению противопожарной защиты уникальных объектов, а также объектов, на которые отсутствуют нормы проектирования;

осуществляет организационно-методическое обеспечение надзорной и правоприменительной деятельности подразделений надзорной деятельности МЧС России, дознания по делам о пожарах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет сбор, подготовку и представление в Генеральную прокуратуру Российской Федерации сводных отчетов форм федерального статистического наблюдения по центральному аппарату МЧС России и территориальным органам;

осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области пожарной безопасности и организации деятельности подразделений надзорной деятельности МЧС России;

участвует в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемов и способов защиты от пожаров;

осуществляет подготовку в установленном порядке предложений по подбору и расстановке кадров, осуществляющих функции по надзору (контролю) в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществляет контроль за ходом реализации федеральных целевых программ в части, касающейся Департамента;

осуществляет работу с письмами граждан по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

осуществляет мероприятия по подготовке специалистов, выполняющих функции по осуществлению государственного надзора (контроля) в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществляет ведение реестра лицензий, а также предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестра лицензий и иной информации о лицензировании;

осуществляет обеспечение проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации в пределах компетенции Департамента;

обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере своей деятельности, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение руководства МЧС России;

организует в установленном порядке разработку проектов и принятие технических регламентов в области пожарной безопасности, а также нормативных документов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов;

осуществляет мониторинг практики применения технических регламентов и нормативных документов в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, разрабатывает предложения по совершенствованию технического регулирования в указанных областях, организует работу по гармонизации национальных нормативных документов по пожарной безопасности с зарубежными и международными;

участвует в разработке и выполнении мероприятий по предотвращению коррупционных проявлений в системе МЧС России;

осуществляет представление и защиту интересов МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции департамента, в судах, антимонопольных, правоохранительных и иных органах;

осуществляет ведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, разработчиком которых является Департамент.

7. Департаменту предоставлено право:

запрашивать в установленном порядке необходимые предложения, справочные и информационные документы по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, спасательных воинских формирований центрального подчинения, ФПС ГПС, ГИМС, ВГСЧ, учреждений и организаций МЧС России, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Департамента;

проводить в установленном порядке проверки (в том числе инспекторские, контрольные и целевые) по вопросам состояния надзорной деятельности в системе МЧС России и по другим вопросам в пределах компетенции Департамента;

готовить проекты нормативных правовых актов и других документов в соответствии с основными задачами и функциями, возложенными на Департамент, согласовывать их с соответствующими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России;

вести переписку от имени Департамента по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности в установленном для этой категории руководителя порядке.

Директор Департамента имеет 4-х заместителей, назначаемых и освобождаемых от занимаемой должности в установленном для этой категории руководителей порядке.

Директор Департамента и его заместители по должности являются, соответственно, начальником и заместителями начальника органа дознания и обладают полномочиями, определенными статьей 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Директор Департамента подчиняется Министру, первому заместителю Министра, заместителям Министра, а также главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору.

Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от занимаемой должности в установленном для этой категории руководителей порядке.

Директор Департамента и его заместители по должности являются заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, а сотрудники ФПС ГПС Департамента - государственными инспекторами Российской Федерации по пожарному надзору.

9. Директор Департамента осуществляет руководство Департаментом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач.

10. Директор Департамента:

распределяет обязанности среди своих заместителей;

вносит в установленном порядке проекты нормативных правовых актов по вопросам пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в области надзорной деятельности МЧС России;

вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры и изменению штатного расписания Департамента;

вносит предложения о назначении на должности лиц начальствующего состава Департамента;

вносит предложения о представлении сотрудников Департамента к поощрению, присвоению специальных званий, а также ходатайствует о привлечении к дисциплинарной ответственности;

вносит предложения по обеспечению Департамента бюджетными средствами для осуществления деятельности Департамента;

дает поручения руководителям территориальных органов и организаций МЧС России в рамках выполнения соответствующих поручений руководства МЧС России, приказов и распоряжений МЧС России, относящихся к компетенции Департамента;

готовит предложения по составу и полномочиям совещательных и коллегиальных органов, создаваемых в центральном аппарате МЧС России для осуществления надзорной деятельности;

имеет право подписывать финансовые документы, договоры, государственные контракты и другие документы в соответствии с установленным в МЧС России правом подписи указанных документов;

обеспечивает подбор и расстановку кадров Департамента, их профессиональную подготовку, соблюдение законности и служебной дисциплины;

осуществляет предварительное (или в рабочем порядке) согласование проектов нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

осуществляет переписку с руководителями структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями Российской Федерации и гражданами по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

принимает решения по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

представляет в установленном порядке интересы МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

по поручению Министра, первого заместителя Министра, заместителей Министра и главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору представляет МЧС России в федеральных органах исполнительной власти, в иных организациях и учреждениях, в том числе международных, по вопросам надзорной деятельности;

определяет задачи начальников отделов Департамента, должностные обязанности сотрудников и должностных лиц Департамента, уполномоченных на прием, регистрацию и разрешение сообщений о преступлениях, а также лиц, уполномоченных осуществлять в отношении дознавателей нижестоящих органов ГПН полномочия, предусмотренные статьей 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

участвует в установленном порядке в проведении аттестации личного состава Департамента;

осуществляет организационно-методическое руководство управлением обеспечения надзорной деятельности Центра обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России.

11. Департамент имеет печать с полным наименованием МЧС России и Департамента (за исключением гербовой), а также другие печати, штампы и бланки, изготовленные в установленном порядке.