МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 5 июля 2021 г. N 430

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕНТРАМИ УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ, ОРГАНИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ
И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

В соответствии с пунктом 5 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1> и статьей 4.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" <2> приказываю:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2020, N 26, ст. 3999.

Утвердить прилагаемые Правила обеспечения центрами управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на межрегиональном и региональном уровнях.

Министр
Е.Н.ЗИНИЧЕВ

Утверждены
приказом МЧС России
от 05.07.2021 N 430

ПРАВИЛА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕНТРАМИ УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ, ОРГАНИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ
И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

1. Настоящие Правила определяют порядок исполнения на межрегиональном и региональном уровнях центрами управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) территориальных органов МЧС России следующих функций по обеспечению:

а) координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и органов управления гражданской обороной (далее - ГО), в том числе управления силами и средствами РСЧС, силами и средствами ГО (далее - обеспечение координации деятельности);

б) организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (далее - организации), при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС, ГО (далее - информационное взаимодействие).

2. Обеспечение координации деятельности и организации информационного взаимодействия осуществляются в целях:

а) снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера, заблаговременной подготовки к ведению ГО;

б) поддержания в готовности к действиям органов повседневного управления РСЧС и органов управления ГО;

в) достижения согласованных действий органов повседневного управления РСЧС при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и органов управления ГО при подготовке к ведению и ведении ГО;

г) проведения мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирования ЧС, а также оценки их социально-экономических последствий;

д) осуществления своевременного информирования органов повседневного управления РСЧС, органов управления ГО о прогнозируемых и возникших ЧС, а также информационного обмена в рамках РСЧС, сбора и обмена информацией в области ГО <1>.

--------------------------------

<1> Приказ МЧС России от 27 марта 2020 г. N 216ДСП (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2020 г., регистрационный N 58257).

3. ЦУКС территориальных органов МЧС России, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов, осуществляют обеспечение координации деятельности и организацию информационного взаимодействия на межрегиональном уровне.

ЦУКС территориальных органов МЧС России осуществляют обеспечение координации деятельности и организацию информационного взаимодействия на региональном уровне.

4. Обеспечение координации деятельности и организации информационного взаимодействия осуществляются в следующих формах:

а) проведение учений и тренировок с органами повседневного управления РСЧС и органами управления ГО по выполнению возложенных на них задач;

б) сбор сведений о выполнении органами повседневного управления РСЧС и органами управления ГО мероприятий, проводимых при угрозе возникновения или возникновении ЧС, а также при подготовке к ведению и ведении ГО, в том числе через постоянно действующие органы управления;

в) сбор, обработка и обмен в установленном порядке между органами повседневного управления РСЧС и органами управления ГО информацией о соблюдении требований и выполнении мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, в том числе посредством автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС;

г) взаимное предоставление доступа к информационным ресурсам и системам на межрегиональном и региональном уровнях;

е) проведение совместных совещаний с оперативными дежурными (дежурными) сменами органов повседневного управления РСЧС, организаций по уточнению оперативной обстановки (по согласованию).

5. Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 <2>, и Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом МЧС России от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039) с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907) (далее - Положение о системе и порядке информационного обмена в рамках РСЧС).

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545; 2017, N 39, ст. 5704.

6. В целях обеспечения координации деятельности и организации информационного взаимодействия ЦУКС территориальных органов МЧС России в пределах своей компетенции:

а) осуществляют через органы повседневного управления РСЧС и органы управления ГО обмен информацией с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для реализации своих полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;

б) по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями проводят тренировки с оперативными дежурными (дежурными) сменами органов повседневного управления РСЧС и организаций по вопросам реагирования и взаимодействия при угрозе возникновения и возникновении ЧС;

в) осуществляют совместно с органами повседневного управления РСЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций мониторинг ЧС, а также анализ состояния складывающейся обстановки.

7. В целях обеспечения координации деятельности и организации информационного взаимодействия на межрегиональном уровне РСЧС ЦУКС территориальных органов МЧС России, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов, в пределах своей компетенции:

а) осуществляют обмен информацией с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО <3>;

--------------------------------

<3> Подпункт 1 пункта 11 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 г., регистрационный N 59030), с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 21 мая 2021 г. N 334 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64107) (далее - Положение о территориальном органе МЧС России).

б) участвуют в проведении мероприятий оперативной подготовки с органами управления и силами РСЧС и ГО <4>;

--------------------------------

<4> Подпункт 4 пункта 11 Положения о территориальном органе МЧС России.

в) участвуют в координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области ГО и защиты населения от ЧС <5>.

--------------------------------

<5> Подпункт 3 пункта 11 Положения о территориальном органе МЧС России.

8. ЦУКС территориального органа МЧС России при обеспечении координации деятельности и организации информационного взаимодействия в пределах субъекта Российской Федерации:

а) в режиме повседневной деятельности и при подготовке к ведению ГО:

обеспечивает ведение баз данных оперативной, статистической и плановой информации в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;

организует взаимодействие с участниками сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения по вопросам сбора, обработки и анализа информации об источниках ЧС, о показателях риска возникновения ЧС, об обнаружении и идентификации различных видов заражения и загрязнения;

доводит до органов повседневного управления РСЧС и органов управления ГО соответствующие прогнозы об угрозах возникновения ЧС в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) при угрозе возникновения ЧС:

доводит до органов повседневного управления РСЧС и органов управления ГО сведения об угрозе возникновения ЧС;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций оперативную и плановую информацию;

запрашивает информацию о выполнении органами повседневного управления РСЧС мероприятий по предупреждению ЧС в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации;

в) при возникновении ЧС и при ведении ГО:

доводит через органы повседневного управления РСЧС до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также сил РСЧС сведения о возникновении ЧС;

осуществляет в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации непрерывный сбор, обработку и передачу органам повседневного управления РСЧС и органам управления ГО данных о ЧС, опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и выполняемых мероприятиях;

оценивает обстановку в зоне ЧС и проводит расчеты последствий ЧС и военных конфликтов для обеспечения принятия решений;

запрашивает информацию о выполнении органами повседневного управления РСЧС и органами управления ГО мероприятий по ликвидации ЧС и мероприятий по ГО в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации;

организует сбор сведений из зоны ЧС о выполняемых мероприятиях по ликвидации ЧС и складывающейся обстановке, а также необходимых отчетных и информационных документов;

ведет учет сил и средств РСЧС и ГО, привлекаемых к ликвидации ЧС и выполнению мероприятий ГО.

9. ЦУКС территориальных органов МЧС России при обеспечении координации деятельности и организации информационного взаимодействия имеют право запрашивать и получать через органы повседневного управления РСЧС и организаций информацию в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, в том числе об исполнении решений, принятых координационными органами управления РСЧС, руководителями ГО, руководителями ликвидации ЧС.

10. Федеральные органы исполнительной власти через свои территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях взаимодействия с ЦУКС территориального органа МЧС России:

организуют информационный обмен с ЦУКС территориального органа МЧС России в соответствии с заключенными двухсторонними соглашениями и регламентами информационного обмена <6>;

--------------------------------

<6> Пункт 9 Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках РСЧС.

предоставляют в ЦУКС территориального органа МЧС России информацию из баз данных в области защиты населения и территорий от ЧС, представленных в создаваемых каталогах;

запрашивают у ЦУКС территориального органа МЧС России оперативную и плановую информацию, необходимую для реализации полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС.