МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 12 августа 2019 г. N 418

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ МЧС РОССИИ ОТ 14.06.2017 N 254

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" <1> приказываю:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53 ч. 2, ст. 8709.

внести изменения в приказ МЧС России от 14.06.2017 N 254 "Об организации публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органов надзорной деятельности МЧС России" согласно приложению.

Министр
Е.Н.ЗИНИЧЕВ

Приложение
к приказу МЧС России
от 12.08.2019 N 418

ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ПРИКАЗ МЧС РОССИИ ОТ 14.06.2017 N 254
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ, РУКОВОДСТВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОРГАНОВ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЧС РОССИИ"

1. Внести следующие изменения в приказ МЧС России от 14.06.2017 N 254 "Об организации публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органов надзорной деятельности МЧС России" (далее - Приказ):

пункт 2 Приказа признать утратившим силу;

в пункте 3 Приказа слова "заместителя Министра О.В. Баженова" заменить словами "заместителя Министра - главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору И.И. Кобзева".

2. Внести следующие изменения в приложение к Приказу "Порядок организации и проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органов надзорной деятельности МЧС России" (далее - Порядок):

пункт 2 Порядка изложить в следующей редакции:

"2. Порядок организации и проведения публичных обсуждений реализует положения:

Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.";

пункт 3 Порядка изложить в следующей редакции:

"3. Публичные обсуждения представляют собой один из способов информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований.";

пункт 5 Порядка признать утратившим силу;

пункт 6 Порядка изложить в следующей редакции:

"6. В рамках подготовки к публичным обсуждениям формируются и утверждаются:

доклад по правоприменительной практике;

доклад с руководством по соблюдению обязательных требований.";

пункт 8 Порядка изложить в следующей редакции:

"8. Публичные обсуждения проводятся два раза в год в рабочие дни по итогам работы за год и за полугодие в форматах семинаров и конференций с приглашением представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных заинтересованных лиц совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, синхронизируя сроки проведения таких мероприятий между структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.";

пункты 9 и 10 Порядка признать утратившими силу;

пункт 11 Порядка изложить в следующей редакции:

"11. Уведомление о проведении публичного обсуждения (далее - уведомление) размещается за две недели до его проведения:

Департаментом информационной политики на официальном интернет-портале МЧС России, в официальных аккаунтах в социальных сетях (при наличии);

главным управлением на официальном сайте, в официальных аккаунтах в социальных сетях (при наличии).";

пункты 12 и 14 Порядка признать утратившими силу;

пункт 15 Порядка изложить в следующей редакции:

"15. На официальном интернет-портале МЧС России, на официальных сайтах главных управлений размещаются сведения согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.";

в пункте 16 Порядка исключить слова "; общероссийским средствам массовой информации";

в пункте 17 Порядка исключить слова "; общероссийским и региональным средствам массовой информации";

дополнить Порядок пунктом 17.1 следующего содержания:

"17.1. Для целей проведения мероприятия Департаментом информационной политики и информационными подразделениями главных управлений направляются приглашения для участия в публичных обсуждениях федеральным и региональным средствам массовой информации.";

пункт 18 Порядка изложить в следующей редакции:

"18. С целью получения вопросов (обращений), замечаний и комментариев по докладам, указанным в пункте 6 настоящего Порядка, а также дальнейшего их анализа, на официальном интернет-портале МЧС России и на официальных сайтах главных управлений размещаются бланк Анкеты по актуальным вопросам контрольно-надзорной деятельности МЧС России (Приложение к настоящему Порядку N 5).";

пункт 21 Порядка признать утратившим силу;

в пункте 23 Порядка слова ", интернет-сайтах" заменить словами "и на официальных сайтах";

пункт 25 Порядка изложить в следующей редакции:

"25. Публичное обсуждение включает в себя:

вступительную часть;

презентацию докладов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

ответы на вопросы (обращения), полученные способом, предусмотренным пунктом 18. настоящего Порядка;

ответы на вопросы, полученные из зала;

выступление представителей общественных организаций и индивидуальных предпринимателей.";

пункты 30 и 31 Порядка признать утратившими силу;

пункт 33 Порядка изложить в следующей редакции:

"33. Главные управления предоставляют до 1 марта и до 1 сентября текущего года в ДНПР перечень сведений по организации и проведению публичных обсуждений за предыдущий год и первое полугодие текущего года соответственно по форме установленной Приложением N 3 к настоящему Порядку";

приложение N 1 к Порядку изложить в следующей редакции:

"Приложение N 1
к Порядку организации и проведения
публичных обсуждений результатов
правоприменительной практики

ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОКЛАДА ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКЕ ОРГАНА НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ, ДОКЛАДА
С РУКОВОДСТВОМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
ДАЮЩИМ РАЗЪЯСНЕНИЕ, КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВОМЕРНЫМ

1. В рамках работы над докладами обобщаются вопросы организации и осуществления видов контрольно-надзорной деятельности, указанных в пункте 4 Приказа.

2. Задачами подготовки докладов являются:

выявление проблемных вопросов организации и осуществления проверок;

выявление типовых нарушений обязательных требований;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики, в том числе реализацией профилактических мероприятий для их предупреждения;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов.

3. В рамках подготовки доклада по правоприменительной практике излагаются следующие вопросы:

планирование проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

согласования проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях;

организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки;

анализ привлечения к административной ответственности юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей с учетом оценки тяжести нарушений обязательных требований;

административное и судебное оспаривание решений, действий (бездействия) органов надзорной деятельности и его должностных лиц;

работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;

анализ судебных решений по вопросам административного правоприменения и в связи с делами о пожарах.

4. В рамках подготовки доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным, излагаются следующие вопросы:

наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований, к которым относятся нарушения, выявляемые в течение отчетного периода при проведении не менее чем 10 процентов мероприятий по контролю;

меры, в том числе профилактического характера, принимаемые органами надзорной деятельности по их недопущению;

вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований;

разъяснение новых требований нормативных правовых актов, меры организационного, технического и иного характера, необходимые для реализации новых требований нормативных правовых актов.

5. В качестве источников сведений для подготовки докладов используются:

обзоры судебной практики Конституционного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации;

обзор обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности;

разъяснения МЧС России по вопросам применения законодательства Российской Федерации, ведомственных правовых актов в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), соблюдения обязательных требований;

разъяснения, полученные от органов прокуратуры, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности, а также результаты:

проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

анализ результатов административной практики надзорных органов;

анализ результатов обжалований действий и решений должностных лиц органов надзорной деятельности в административном и судебном порядке и иные материалы судебной практики;

анализ применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности надзорных органов;

рассмотрения обращений граждан и организаций, в том числе содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;

опросов (в том числе, проводимых в сети Интернет) подконтрольных субъектов на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

6. По результатам обобщения практики орган надзорной деятельности МЧС России проводит распределение типовых нарушений обязательных требований, используя следующую примерную классификацию причин их возникновения:

неясность или неоднозначность трактовки;

отсутствие информации в публичном доступе о наличии и содержании;

избыточность;

дублирование;

устаревание;

высокий уровень издержек по соблюдению по сравнению с уровнем возможной ответственности;

отсутствие прямой связи несоблюдения с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям;

иные причины.

7. Выводы докладов должны содержать предложения по совершенствованию законодательства.";

приложение N 2 к Порядку признать утратившим силу;

приложение N 3 к Порядку изложить в следующей редакции:

"Приложение N 3
к Порядку организации и проведения
публичных обсуждений результатов
правоприменительной практики

Перечень
сведений по организации и проведению публичных обсуждений
результатов правоприменительной практики
в субъекте Российской Федерации
за ___ полугодие ________ года
_______________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)

N п/п
Контрольный вопрос
Да/Нет
Примечания
1.
Было ли размещено уведомление подконтрольных субъектов о проведении публичных обсуждений на официальном сайте главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - главное управление) не позднее чем за две недели до проведения мероприятия.
Ссылка на адрес в сети Интернет
2.
Включало ли уведомление в себя информацию о дате, времени и месте проведения публичного обсуждения.
3.
Направлено ли уведомление о проведении публичного обсуждения подконтрольным субъектам, в отношении которых проведены и планируются в текущем году проверки или иные мероприятия по контролю.
Количество направлений
4.
Размещено ли уведомление о проведении публичного обсуждения в официальных аккаунтах в социальных сетях на официальных сайтах главных управлений (при наличии).
Указать наименование
5.
Размещены ли за две недели до публичного обсуждения на официальном сайте главного управления:
Ссылка на адрес в сети Интернет
5.1. Доклад по правоприменительной практике органа надзорной деятельности МЧС России;
5.2. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным;
5.3. Бланк анкеты для сбора вопросов (обращений);
5.4. Бланк анкеты по восприятию предпринимательским сообществом контрольно-надзорной деятельности МЧС России (далее - специальная анкета).
6.
Направлялись ли уведомления о проведении публичных обсуждений:
Дата и номер исходящего письма
6.1. Высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
6.2. Органам прокуратуры субъекта Российской Федерации;
6.3. Торгово-промышленной палаты Российской Федерации <1>;
6.4. Российского союза промышленников и предпринимателей <1>;
6.5. Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" <1>;
6.6. Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" <1>;
6.7. Общественной палате субъекта Российской Федерации;
6.8. Уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации;
6.9. Территориальным органам заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
6.10. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора);
6.11. Органам местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля;
6.12. Общероссийским средствам массовой информации;
6.13. Региональным средствам массовой информации.
7.
Количество поступивших вопросов (обращений), замечаний и комментариев в обобщенном виде и данных ответов при проведении самих публичных обсуждений, ед.
8.
Участвовали ли в мероприятии:
8.1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации;
8.2. Руководители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
8.3. Представитель органов прокуратуры;
8.4. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации;
8.5. Представители территориальных органов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
указать каких
8.6. Общероссийские средства массовой информации;
указать названия
8.7 Региональные средства массовой информации.
9.
Для целей проведения публичных обсуждений использовался:
указать количество участников
9.1. Помещение (зал);
9.2. Режим видеоконференцсвязи.
10.
Обеспечена ли при проведении публичных обсуждений видеозапись мероприятия.
11.
Обеспечена ли при проведении публичных обсуждений онлайн-трансляция на официальном интернет-сайте главного управления, в том числе с возможностью получения вопросов (обращений) в онлайн-режиме (при наличии технической возможности).
12.
Обеспечена ли для участников публичных обсуждений возможность задать вопрос с места с помощью микрофона или иных технических средств.
13.
Продолжительность мероприятия, час.
Указать количество часов
14.
Включало ли в себя публичное обсуждение:
14.1. Презентацию главным управлением докладов, указанных в пунктах 5.1, 5.2 настоящего перечня;
14.2. Ответы на вопросы, полученные из зала;
14.3. Выступление подконтрольных субъектов и представителей общественных объединений предпринимателей с комментариями к докладам, указанным в пунктах 5.1, 5.2 настоящего перечня.
15.
Являлся ли доступ на публичное обсуждение открытым.
16.
Проведено ли публичное обсуждение в рабочий день.
17.
Размещены ли через 2 недели после проведения публичного обсуждения на официальном сайте главного управления:
Ссылка на адрес в сети Интернет
17.1. Пресс-релиз;
17.2. Обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до и во время проведения публичных обсуждений.

--------------------------------

<1> Уведомление направляется в соответствующее территориальное подразделение общественной организации.";

приложение N 4 к Порядку изложить в следующей редакции:

"Приложение N 4
к Порядку организации и проведения
публичных обсуждений результатов
правоприменительной практики

СВЕДЕНИЯ,
РАЗМЕЩАЕМЫЕ НА ОФИЦИАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЕ МЧС РОССИИ,
НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ
ПО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На официальном интернет-портале МЧС России, на официальном сайте главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации должны быть размещены:

не менее чем за 2 недели до начала публичного обсуждения:

1) уведомление о проведении мероприятия с указанием даты, времени и места проведения публичного обсуждения;

2) утвержденный начальником главного управления доклад по правоприменительной практике органа надзорной деятельности МЧС России ("как делать нельзя");

3) утвержденный начальником главного управления доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным ("как делать нужно (можно)");

4) бланк анкеты по актуальным вопросам контрольно-надзорной деятельности для сбора вопросов (обращений);

не позднее чем через 2 недели после проведения публичного обсуждения должны быть размещены:

5) пресс-релиз;

6) ответы на часто задаваемые вопросы по докладу по правоприменительной практике органа надзорной деятельности МЧС России и докладу с руководством по соблюдению обязательных требований.";

приложение N 6 к Порядку признать утратившим силу.