МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 5 февраля 2018 г. N 37

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В КАРТУ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ И МЕР ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ МЧС РОССИИ
ОТ 23.10.2017 N 454

Внести в карту коррупционных рисков и мер по их минимизации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденную приказом МЧС России от 23.10.2017 N 454 "Об утверждении карты коррупционных рисков и мер по их минимизации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", изменение, согласно приложению.

Министр
В.А.ПУЧКОВ

Приложение
к приказу МЧС России
от 05.02.2018 N 37

Внести в карту коррупционных рисков и мер по их минимизации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий изменение изложив ее в следующей редакции:

"Утверждена
приказом МЧС России
от 23.10.2017 N 454

КАРТА
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ И МЕР ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

N
Административная процедура (действие)
Коррупционный риск и краткое описание возможной коррупционной схемы
Меры по минимизации
Ответственные исполнители
Осуществление мероприятий по контролю (надзору)
1.
Формирование профиля риска подконтрольного субъекта
Необоснованный выбор критериев, формирующих области риска при отнесении подконтрольных субъектов к категориям риска с использованием аналитической информации, собранной за предыдущие годы;
Внедрение принципов риск-ориентированного подхода (издание соответствующих актов: постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2017 N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля");
ДНПР, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России
Неправомерное изменение категории риска подконтрольному субъекту, не соответствующее установленным критериям риск-ориентированного подхода;
Внедрение автоматизации процессов формирования профилей риска;
Внесение изменений в акты в случае необходимости
2.
Формирование (утверждение) проекта ежегодного плана проведения проверок
Необоснованное включение (невключение) в план проверок подконтрольного субъекта, отнесенного к высоким категориям риска, с учетом установленной периодичности проведения плановой проверки;
Внедрение принципов риск-ориентированного подхода (издание соответствующих актов: постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2017 N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля");
ДНПР, ДКП, УИН, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России
Необоснованное включение в план проверок подконтрольного субъекта, отнесенного к низким категориям риска, без наличия основания и условий, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
Внедрение автоматизации процессов формирования планов проверок, автоматическое включение в план проверки на очередной год подконтрольного субъекта, в отношении которого подошел срок проведения проверки;
Необоснованное исключение/включение в проект ежегодного плана проверки поднадзорного субъекта вследствие наличия конфликта интересов у государственного гражданского служащего;
Внедрение системы мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"));
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов
3.
Направление уведомления о проведении плановой проверки
Нарушение сроков направления уведомления о проведении плановой проверки, приводящее к их недействительности;
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;
ДНПР, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России
Нарушение требования о направлении уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
Создание в сети "Интернет" личного кабинета подконтрольного субъекта, через который будут направляться уведомления;
Неуведомление саморегулируемой организации о проведении проверки ее членов в нарушение требования части 13 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ;
4.
Подготовка и утверждение распоряжения о проведении проверки
Сокращение или увеличение перечня мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
Установление регламентных сроков подготовки распоряжения о проведении проверки; установление контроля за их соблюдением со стороны одного из подразделений службы;
ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России
Разработка информационной системы для подготовки к проведению проверки в части программного определения перечня мероприятий, которые необходимо провести в рамках конкретной проверки;
Создание системы хранения (в электронном виде) проверочных листов и документации, подтверждающей проверочные мероприятия и обоснованность установления нарушений по результатам проверок;
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;
5.
Принятие решения о проведении внеплановой проверки;
Использование немотивированных жалоб в целях проведения внеплановой проверки либо игнорирование мотивированных жалоб в целях непроведения проверки в отношении подконтрольного субъекта;
Установление критериев признания необходимости принятия мер (с указанием таких мер) к установлению обратившегося лица на основании проведенного анализа обращений и заявлений граждан и (или) юридических лиц;
ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России
Проведение внеплановой проверки
Установление критериев, при которых требуется выездная внеплановая проверка подконтрольного субъекта;
Проведение внеплановой проверки на основании жалобы без согласования с органами прокуратуры;
Внедрение системы мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет");
Поздний выход на проведение внеплановой проверки, приводящий к переносу сроков устранения нарушений без привлечения к административной ответственности (в связи с истечением срока давности);
Непринятие решения о проведении внеплановой проверки при наличии достаточных оснований;
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;
Отсутствие контроля за выполнением предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
Затягивание сроков согласования и соответственно начала проверки;
Использование фото-, видеофиксации объектов обследования при проведении проверки с приложением материалов к акту проверки;
Запрет на препятствование со стороны государственных служащих использования подконтрольным лицом аудио- видеофиксации при проведении в отношении него проверочных мероприятий;
"Ротация" государственных служащих, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, в целях минимизации случаев проверки одного и того же подконтрольного субъекта одним и тем же государственным служащим подряд;
Заключение соглашений с бизнес-объединениями, их территориальными органами в целях совместного проведения внеплановой проверки
6.
Согласование проверки с органом прокуратуры
Направление в прокуратуру составленных с нарушениями документов в рамках процедуры согласования внеплановой проверки подконтрольного лица;
Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет";
ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;
7.
Проведение проверки подконтрольного лица
Превышение сроков проведения проверки;
Ревизия обязательных требований, исключение устаревших, избыточных и (или) дублирующихся требований;
ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России
Использование информационных писем, содержащих требования к участникам рынка, в качестве способа формирования модели поведения участников рынка; Отказ от соблюдения требований приводит к проведению контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов;
Запрет на установление требований к участникам рынка посредством информационных писем;
"Ротация" государственных служащих, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, в целях минимизации случаев проверки одного и того же подконтрольного субъекта одним и тем же государственным служащим подряд;
Истребование документов, материалов, не относящихся к проведению проверки;
Использование фото-, видеофиксации объектов обследования при проведении проверки с приложением материалов к акту проверки;
Приписывание фактов нарушений обязательных требований;
Проверка в ходе внеплановой проверки аспектов деятельности подконтрольного субъекта, не относящихся к предмету;
Запрет на препятствование со стороны государственных служащих использования подконтрольным лицом аудио- видеофиксации при проведении в отношении него проверочных мероприятий;
Несоблюдение требования о предельной квоте проверок в отношении предприятий - членов саморегулируемой организации;
Использование при проведении проверки соответствующих форм проверочных листов с исчерпывающим перечнем проверяемых требований;
Игнорирование нарушений, допущенных поднадзорным субъектом, или их минимизация;
Прямой запрет на рекомендации получения платных услуг, приобретения товаров, работ у конкретных лиц;
Неполное определение круга лиц, ответственных за выявленные при проверке нарушения;
Организация "телефона доверия", "горячей линии" на уровне центрального аппарата контрольно-надзорного органа для подконтрольных субъектов;
Преувеличение значимости, в том числе неверная квалификация выявленных нарушений;
Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет";
Участие в проверке лиц, не указанных в распоряжении о проведении проверки;
Проведение проверки по вопросам, не относящимся к ведению контрольно-надзорного органа;
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;
Затягивание срока вручения акта проверки для ознакомления;
Навязывание служащим в ходе проверки платных товаров, работ и (или) услуг (в том числе консалтинговых), к проведению лабораторных исследований, экспертиз в конкретных организациях;
Установление регламентных сроков устранения типовых нарушений, выявляемых в ходе проверки;
Указание невыполнимых сроков реализации предписаний, невыполнимых требований по устранению нарушений
Регламентация процедуры (механизма) обращения подконтрольного субъекта в контрольно-надзорный орган о корректировке сроков устранения выявленных в результате проверки нарушений, в случае невозможности устранить эти нарушения в сроки, указанные в предписании;
8.
Оформление результатов проверки
Затягивание срока вручения документов, подготавливаемых в рамках административной процедуры (акт, постановление, предписание, протокол), которые составляются в результате проверки в отношении подконтрольного субъекта для ознакомления в целях последующей отмены результатов проверки;
Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет";
ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;
Неуказание всех нарушений в актах проверок;
9.
Привлечение к административной ответственности
Несоразмерность тяжести совершенного нарушения степени налагаемой ответственности, наличие возможности выбора по усмотрению проверяющего наказания как для хозяйствующего субъекта, так и должностного лица органа государственной власти или обеих мер ответственности одновременно;
Контроль правоприменения: введение статистического учета по налагаемым взысканиям за совершенные административные нарушения для последующего установления степени единообразия в квалификации идентичных нарушений, совершенных разными подконтрольными субъектами;
ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России
Анализ статистики по налагаемым наказаниям за одни и те же нарушения разными государственными служащими;
Неверная квалификация административных правонарушений путем подмены статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с большей суммой штрафа на статью КоАП РФ с меньшей суммой штрафа (и наоборот);
Обзор практики правоприменения на основании данного статистического учета;
Установление унифицированных сроков устранения нарушений в типовых ситуациях;
Непринятие мер реагирования по выявленным нарушениям обязательных требований
Установление критериев, при которых применяется крайняя мера административной ответственности, способная привести к закрытию подконтрольного субъекта;
Организация и проведение государственной экспертизы, предоставление государственной услуги по лицензированию, предоставление государственной услуги по регистрации
10.
Проведение государственной экспертизы;
Затягивание сроков рассмотрения комплектности документов, сроков процедуры государственной экспертизы или лицензирования;
Внесение изменений в акты в случае необходимости; принятие административных регламентов в случае отсутствия;
ДНПР, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России
Лицензирование деятельности, разрешительная деятельность
Предоставление государственных услуг по принципу "единого окна";
Выдача в ходе проведения государственной экспертизы или лицензирования незаконных требований к документации, представленной для проведения государственной экспертизы или лицензирования;
Подготовка разъяснений нормативных правовых актов для заявителей в виде инфографики;
Ранжирование экспертов в зависимости от количества обжалованных решений, принятых ими;
Принятие незаконного решения (как положительного, так и отрицательного) о выдаче заключения государственной экспертизы или лицензии;
Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет";
Предъявление новых (необоснованных) требований при проведении государственной экспертизы или лицензировании;
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;
11.
Прием и регистрация поступивших материалов
Затягивание срока регистрации поступивших материалов;
При подаче документов предусмотреть при проверке на комплектность и соответствие обязательным требованиям к документам возможность их однократного возврата с исчерпывающим перечнем недостатков в предоставленных документов, установление запрета на повторный возврат документов в случае устранения заявителем указанных в перечне недостатков;
ДНПР, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России
Неоднократный возврат материалов по причине выявления замечаний;
Прием документации на рассмотрение в электронном виде;
Программное рассмотрение документов
12.
Проверка документов на соответствие установленным требованиям
Принятие к рассмотрению неукомплектованных должным образом материалов;
При подаче документов предусмотреть при проверке на комплектность и соответствие обязательным требованиям к документам возможность их однократного возврата с исчерпывающим перечнем недостатков в предоставленных документах, установление запрета на повторный возврат документов в случае устранения заявителем указанных в перечне недостатков;
ДНПР, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России
Прием документации на рассмотрение в электронном виде;
Программное рассмотрение документов;
Минимизация случаев возврата документов при рассмотрении материалов по существу (устранение технических ошибок, выявленных в документах позднее, в рабочем порядке без возврата документов)
13.
Принятие решения о выдаче разрешения, лицензии
Выдача разрешения в отсутствие предусмотренных согласований;
Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет");
ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России
Истребование документов и сведений, непредусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок выдачи разрешения (неправомерный отказ в выдаче);
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;
Организация "телефона доверия", "горячей линии" на уровне центрального аппарата