Приложение 6. УПРОЩЕННАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДВИЖЕНИЯ ЛЮДСКОГО ПОТОКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНОГО ВРЕМЕНИ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ ИЗ ПОМЕЩЕНИЙ И ЗДАНИЙ ПО РАСЧЕТУ ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЯ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЛЮДСКИХ ПОТОКОВ ЧЕРЕЗ ЭВАКУАЦИОННЫЕ ВЫХОДЫ ОТ НАИБОЛЕЕ УДАЛЕННЫХ МЕСТ РАЗМЕЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ)

Приложение N 6
к методике определения расчетных
величин пожарного риска в зданиях,
сооружениях и пожарных отсеках
различных классов функциональной
пожарной опасности, утвержденной
приказом МЧС России
от 14.11.2022 N 1140

УПРОЩЕННАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ДВИЖЕНИЯ ЛЮДСКОГО ПОТОКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНОГО ВРЕМЕНИ
ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ ИЗ ПОМЕЩЕНИЙ И ЗДАНИЙ ПО РАСЧЕТУ ВРЕМЕНИ
ДВИЖЕНИЯ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЛЮДСКИХ ПОТОКОВ
ЧЕРЕЗ ЭВАКУАЦИОННЫЕ ВЫХОДЫ ОТ НАИБОЛЕЕ
УДАЛЕННЫХ МЕСТ РАЗМЕЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ)

Расчетное время эвакуации людей tp из помещений и зданий устанавливается по расчету времени движения одного или нескольких людских потоков через эвакуационные выходы от наиболее удаленных мест размещения людей.

Расчетное время эвакуации людей tp следует определять как сумму времени движения людского потока по отдельным участкам пути ti по формуле:

tp = t1 + t2 + t3 + ... + ti, (П6.1)

где t1 - время движения людского потока на начальном (первом) участке, мин;

t2, t3, ... ti - время движения людского потока на каждом из следующих после начального участка пути, мин.

Время движения людского потока по начальному участку пути t1, мин, рассчитывают по формуле:

где l1 - длина начального участка пути, м;

V1 - скорость движения людского потока на начальном участке, м/мин, определяется в соответствии с приложением N 2 к Методике в зависимости от плотности D, м2/м2.

Плотность людского потока на начальном участке пути D1 рассчитывают по формуле:

где N1 - число людей на начальном участке, чел.;

f - средняя площадь горизонтальной проекции человека, м2/чел. принимаемая в соответствии с приложением N 7 к Методике;

- ширина начального участка пути, м.

Скорость V1 движения людского потока на участках пути, следующих после начального, принимают в соответствии с приложением N 7 в зависимости от интенсивности движения qi людского потока на участке пути.

Интенсивность движения при пересечении границы смежных участков пути вычисляется по формуле (П6.4). По участку i, имеющему ширину , к границе со следующим участком (i+1), имеющему другую ширину (или вид пути), подошел людской поток численностью N человек (рисунок П6.1). Тогда значения интенсивности q на участке i+1 определяется по формуле:

Интенсивность движения при слиянии людских потоков вычисляется по формуле (П4.6). Слияние людских потоков может происходить на участках пути, где соединяются несколько путей и движущиеся по ним потоки, слившись в общий поток, затем двигаются по общему пути. Одновременный подход головных частей потоков к месту слияния в практике встречается редко. Как правило, люди из боковых проходов выходят либо в общий проход без слияния, либо вклиниваясь в поток идущих людей. Слияние людских потоков происходит при выполнении условия слияния потоков: передний фронт потока i1 должен подойти к месту слияния до того, как последний человек из потока i2 пройдет место слияния потоков, то есть:

Если слияние потоков происходит, то интенсивность объединенного потока qi+1 определяется как:

Рисунок П6.1. Пояснения к расчету параметров людского потока

Если пропускная способность последующего участка пути недостаточна (то есть к границе участка в единицу времени подходит больше людей, чем он может пропустить за это же время), то перед его границей с участками образуются скопления людей с максимальной плотностью. При выполнении расчетов индикатором образования скопления является превышение расчетным значением qi максимального qmax для данного вида пути:

qi > qmax. (П6.7)

Значения qmax, м/мин следует принимать в соответствии с приложением N 7 к Методике. Если значение qi больше qmax, то ширину данного участка пути следует увеличивать на такое значение, при котором соблюдается условие:

Требуемая ширина участка определяется по формуле:

При невозможности выполнения условия, приведенного в формуле (П6.9), интенсивность и скорость движения людского потока по участку i определяют в соответствии с приложением N 2 при значении D = 0,9 и более. При этом время эвакуации на участке i следует определять с учетом задержки движения людей, tз, мин, по причине образовавшегося скопления по формуле:

Время задержки при пересечении людьми границы смежного участка пути (скопление образуется на участке i, рисунок П6.1) определяется из следующего соотношения:

Время задержки при пересечении людьми границы смежного участка пути двумя и более людскими потоками определяется по формуле:

где N - число людей, чье движение задержано из-за недостаточной пропускной способности участка пути, чел.

В случае образования задержек движения tз на нескольких участках учитывается сумма тех задержек движения, которые встречаются человеку, движущемуся из наиболее удаленной точки в сторону выхода.

Время существования скопления всегда больше времени задержки и рассчитывается по выражению:

Параметры людского потока после образования скопления определяются процессом разуплотнения. Люди, переходя на участок i+1 (рисунок П6.1), имеют перед собой пространство, свободное для движения, поэтому они увеличивают скорость движения до значения Vi+1, которое соответствует значению интенсивности движения в скоплении qmax, но при значении плотности в интервале до D при qmax.