Утверждено
приказом МЧС России
от 24.06.2019 N 314

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

1. Департамент образовательной и научно-технической деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Директор Департамента подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр), а также заместителю Министра, координирующему деятельность Департамента в соответствии с распределением обязанностей.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России (далее - ЦА МЧС России), территориальными органами МЧС России, федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), спасательными воинскими формированиями МЧС России (далее - СВФ), Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями, образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России.

4. Департамент состоит из отделов.

5. Основными задачами Департамента являются:

5.1. разработка предложений по созданию (реорганизации) и развитию образовательных и научно-исследовательских учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России;

5.2. организация подготовки в образовательных учреждениях и организациях, находящихся в ведении МЧС России (далее - образовательные организации МЧС России), других образовательных организациях специалистов для СВФ, ФПС ГПС, ГИМС, пожарных, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности, а также подготовка в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств;

5.3. организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), преодоления последствий радиационных катастроф, подводных работ особого (специального) назначения;

5.4. разработка порядка учета и хранения в системе МЧС России документов, подтверждающих права на объекты интеллектуальной собственности, которые принадлежат Российской Федерации и распоряжение которыми осуществляет МЧС России;

5.5. координация деятельности структурных подразделений ЦА МЧС России, территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации выполнения мероприятий по построению и развитию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город") в субъектах Российской Федерации.

6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами выполняет следующие функции:

6.1. Разрабатывает:

6.1.1. проекты нормативных правовых актов и методических документов по вопросам организации и осуществления образовательной и научно-технической деятельности МЧС России, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

6.1.2. предложения по совершенствованию системы подготовки кадров МЧС России;

6.1.3. порядок выдачи рекомендаций гражданам, прошедшим военную службу по призыву и поступающим на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

6.1.4. перечень дополнительных вступительных испытаний и условия зачисления в образовательные организации высшего образования МЧС России, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;

6.1.5. предложения по учреждению именных стипендий для обучающихся в образовательных организациях МЧС России, их размерам и условиям выплаты таких стипендий;

6.1.6. по согласованию с Минпросвещения России порядок организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях МЧС России и реализующих дополнительные общеразвивающие образовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, а также порядок приема в указанные образовательные организации;

6.1.7. основные направления образовательной и научно-технической деятельности МЧС России;

6.1.8. совместно с заинтересованными структурными подразделениями ЦА МЧС России проекты нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию личного состава ФПС ГПС;

6.1.9. проект плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МЧС России на плановый период;

6.1.10. положение о Научно-техническом совете МЧС России;

6.1.11. положение об Учебно-методическом совете МЧС России;

6.1.12. положение об Экспертном совете МЧС России;

6.1.13. положение об Объединенном научно-техническом совете спасательных ведомств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации;

6.1.14. проекты нормативных правовых актов и методических документов по вопросам создания и развития АПК "Безопасный город".

6.2. Осуществляет:

6.2.1. координацию деятельности по аккредитации образовательных организаций МЧС России;

6.2.2. разработку и формирование предложений и обоснований для определения бюджетных ассигнований федерального бюджета в части расходов на выполнение государственного задания, целевых расходов образовательных и научно-исследовательских учреждений и организаций МЧС России на очередной и плановый период и представляет их на утверждение в установленном порядке;

6.2.3. распределение субсидий и лимитов бюджетных обязательств между бюджетополучателями по направлениям деятельности, закрепленным за Департаментом;

6.2.4. формирование государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) образовательным и научно-исследовательским учреждениям и организациям МЧС России;

6.2.5. контроль за показателями контрактации и кассового исполнения бюджетной росписи МЧС России в пределах лимитов бюджетных обязательств, закрепленных за Департаментом;

6.2.6. контроль за исполнением показателей государственного задания и расходов на иные цели;

6.2.7. разработку и определение нормативов затрат на оказание услуг (выполнение работ);

6.2.8. размещение в установленном порядке в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" государственного задания образовательным и научно-исследовательским учреждениям и организациям МЧС России;

6.2.9. работу по комплектованию образовательных организаций МЧС России всеми категориями обучающихся, а также совместно с Департаментом кадровой политики организует работу по распределению выпускников;

6.2.10. координацию работы по стандартизации и сертификации в установленной сфере деятельности, а также в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

6.2.11. согласование программ специальных учебных заведений по вопросам подготовки специалистов для горноспасательных подразделений;

6.2.12. организационно-методическое руководство образовательными организациями МЧС России и контроль за организацией в них образовательной деятельности по подготовке кадров для СВФ, ФПС ГПС, ГИМС, военизированных горноспасательных частей, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, соответствующих органов иностранных государств, а также дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и руководящего состава территориальных органов МЧС России;

6.2.13. методическое руководство территориальными органами МЧС России по вопросам координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при выполнении мероприятий по созданию и развитию АПК "Безопасный город";

6.2.14. планирование и организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования специалистов МЧС России.

6.3. Организует:

6.3.1. разработку федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ высшего, среднего профессионального образования, а также программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

6.3.2. подготовку руководящих кадров в системе МЧС России по программам дополнительного профессионального образования;

6.3.3. разработку проектов законодательных актов, нормативных правовых актов МЧС России, организационно-методических и других документов, регламентирующих вопросы организации образовательной деятельности в системе подготовки кадров МЧС России;

6.3.4. планирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания, расходов на иные цели образовательным и научно-исследовательским учреждениям и организациям МЧС России;

6.3.5. работу государственных экзаменационных комиссий образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении МЧС России;

6.3.6. работу Учебно-методического, Научно-технического, Экспертного советов МЧС России, Объединенного научно-технического совета спасательных ведомств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и выполнение решений, принятых в ходе заседаний советов;

6.3.7. разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) образовательных и научно-исследовательских учреждений и организаций МЧС России;

6.3.8. профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование должностных лиц МЧС России;

6.3.9. проведение мероприятий по интеграции научной и образовательной деятельности в образовательных организациях МЧС России;

6.3.10. определение квоты целевого приема в образовательные организации МЧС России, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по каждому уровню, направлению подготовки (специальности) высшего образования;

6.3.11. выполнение мероприятий по реализации Концепции построения и развития АПК "Безопасный город" на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

6.4. Участвует в разработке:

6.4.1. предложений по формированию основ государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

6.4.2. проектов законов, иных нормативных правовых актов и проектов технических регламентов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

6.4.3. проектов нормативных правовых актов по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, чрезвычайного гуманитарного реагирования;

6.4.4. организационно-методических указаний по подготовке личного состава СВФ и подразделений ФПС ГПС на учебный год в части, касающейся подготовки кадров в образовательных организациях МЧС России, в том числе дополнительного профессионального образования руководящего состава;

6.4.5. проекта плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, а также предложений о порядке введения в действие этого плана на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично;

6.4.6. предложений о привлечении в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

6.4.7. проекта положения о РСЧС;

6.4.8. проекта положения о ФПС ГПС;

6.4.9. проекта положения о надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России;

6.4.10. проекта положения о ГИМС МЧС России;

6.4.11. проекта плана взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;

6.4.12. проекта положения о СВФ МЧС России;

6.4.13. ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

6.4.14. доклада о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации;

6.4.15. положения о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

6.4.16. инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

6.4.17. инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

6.4.18. ежегодного плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

6.4.19. ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС;

6.4.20. правил аттестации руководящего состава по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

6.4.21. порядка добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

6.4.22. положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации;

6.4.23. критериев аттестации экспертов, привлекаемых надзорными органами МЧС России к проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

6.5. Участвует в организации:

6.5.1. работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих чрезвычайных ситуациях;

6.5.2. работы по участию МЧС России в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся задач, возложенных на МЧС России;

6.5.3. разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных планов мероприятий по гражданской обороне, деятельности пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, авиации и других сил МЧС России;

6.5.4. информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

6.5.5. официального статистического учета и ведения государственной статистической отчетности по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России в части касающейся;

6.5.6. создания, реорганизации и ликвидации в установленном порядке территориальных органов, СВФ, подразделений ФПС ГПС, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, образовательных, научно-исследовательских, медицинских учреждений и организаций, ГИМС, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектовании их личным составом, тарификации их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальном, техническом, финансовом и других видах обеспечения;

6.5.7. разработки государственной программы вооружения и предложений по формированию государственного оборонного заказа по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения и военной техники общего применения, а также пожарно-технической продукции;

6.5.8. функции государственного заказчика государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств;

6.5.9. закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

6.5.10. разработки и контроле за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

6.5.11. реализации в установленном порядке полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

6.5.12. в установленном порядке международного сотрудничества в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, гуманитарного разминирования, а также участия в международных гуманитарных проектах, программах и операциях;

6.5.13. выполнения мероприятий по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и координации деятельности по охране труда в системе МЧС России;

6.5.14. мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, в Департаменте;

6.5.15. решения других задач, возлагаемых на МЧС России в части, касающейся компетенции Департамента;

6.5.16. делопроизводства, архивного и иного хранения документов и материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в совершенствовании делопроизводства и контроля;

6.5.17. антикоррупционных мероприятий в образовательных и научных организациях и учреждениях МЧС России.

7. Департаменту предоставляется право:

7.1. запрашивать в установленном порядке и получать от структурных подразделений ЦА МЧС России, территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций МЧС России информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Департамент задач;

7.2. привлекать в установленном порядке специалистов системы МЧС России для решения задач, входящих в компетенцию Департамента;

7.3. разрабатывать и представлять на утверждение Министру проекты распорядительных документов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

7.4. от имени Департамента вести переписку в рамках системы МЧС России, а также со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, гражданами по вопросам деятельности, входящим в компетенцию Департамента;

7.5. представлять в установленном порядке МЧС России в соответствующих организациях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

7.6. планировать и проводить комплексные и частные проверки в образовательных и научно-исследовательских учреждениях и организациях МЧС России.

8. Департамент возглавляет директор Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном для этой категории должностных лиц порядке.

Директор Департамента имеет заместителей.

Заместители директора Департамента назначаются и освобождаются от занимаемой должности в установленном для этой категории должностей порядке.

Директор Департамента осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими, военнослужащими и сотрудниками ФПС ГПС Департамента режима секретности и служебной дисциплины.

9. Директор Департамента:

9.1. представляет по доверенности или поручению руководства МЧС России интересы МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в органах государственной власти, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций;

9.2. участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности МЧС России;

9.3. осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах компетенции Департамента рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности МЧС России; организует и контролирует своевременное и качественное их рассмотрение сотрудниками Департамента, а также полноту и законность принятых по ним решений;

9.4. взаимодействует с другими структурными подразделениями ЦА МЧС России, организациями и учреждениями МЧС России;

9.5. обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов нормативных правовых актов и других документов МЧС России;

9.6. обеспечивает рассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан;

9.7. распределяет обязанности между своими заместителями, а также утверждает должностные обязанности (регламенты) сотрудников Департамента;

9.8. осуществляет совместно с Департаментом кадровой политики подбор и расстановку кадров в Департаменте;

9.9. обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением службы федеральными государственными гражданскими служащими, военнослужащими и сотрудниками ФПС ГПС Департамента, в том числе вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, увольнении, аттестации, временном исполнении обязанностей, направлении на обучение по программам дополнительного профессионального образования, в том числе за рубеж, присвоении федеральным государственным гражданским служащим классных чинов, присвоении соответствующих категорий, воинских и специальных званий, награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении, включении их в состав рабочих групп, комиссий и направлении в служебные командировки;

9.10. привлекает при необходимости в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, научные и иные организации, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти;

9.11. подписывает от имени МЧС России договоры, соглашения и другие документы гражданско-правового характера на основании выданных в установленном порядке доверенностей;

9.12. утверждает государственное задание образовательным и научно-исследовательским учреждениям и организациям МЧС России;

9.13. подписывает соглашения на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и соглашения на предоставление субсидий на иные цели образовательным и научно-исследовательским учреждениям и организациям МЧС России на основании доверенности;

9.14. проводит совещания (в том числе с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций) по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

9.15. утверждает положения об отделах Департамента в установленном порядке;

9.16. вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания ЦА МЧС России в части, касающейся Департамента;

9.17. обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями ЦА МЧС России, организациями и учреждениями МЧС России, а также со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

9.18. вносит предложения в планы МЧС России;

9.19. организует мобилизационную подготовку федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников ФПС ГПС Департамента;

9.20. организует разработку основных документов мобилизационного планирования Департамента и документов по обеспечению перевода Департамента на работу в условиях военного времени;

9.21. организует ведение делопроизводства в Департаменте;

9.22. организует выполнение мероприятий по технической защите служебной информации при проведении совещаний с участием руководства МЧС России;

9.23. осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Положением, иными ведомственными актами МЧС России и поручениями Министра и его заместителей;

9.24. несет персональную ответственность за качественную подготовку ведомственных и нормативных правовых актов, разрабатываемых Департаментом.

10. Департамент имеет необходимые для своей деятельности штампы.