Утверждено
приказом МЧС России
от 18.11.2021 N 810

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

I. Общие положения

1. Департамент информационной политики Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата МЧС России (далее - ЦА МЧС России), формирующим и реализующим единую информационную политику МЧС России и нормативно-правовое регулирование деятельности структурных подразделений ЦА МЧС России, территориальных органов МЧС России (далее - ТО МЧС России) и учреждений, находящихся в ведении МЧС России (далее - учреждения МЧС России), в сфере информационного сопровождения деятельности МЧС России в средствах массовой информации (далее - СМИ) и среди общественности (далее - информационное сопровождение деятельности МЧС России).

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами и соглашениями Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, актами МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии со структурными подразделениями ЦА МЧС России, с ТО МЧС России, учреждениями МЧС России, соответствующими подразделениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющими информационное сопровождение их деятельности (пресс-службами), или их уполномоченными должностными лицами, с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации), а также с подразделениями, осуществляющими информационное сопровождение деятельности органов иностранных государств.

4. Координацию и контроль деятельности Департамента осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр).

II. Основные задачи Департамента

5. Основными задачами Департамента являются:

5.1. формирование и реализация единой информационной политики МЧС России;

5.2. обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере информационного сопровождения деятельности МЧС России;

5.3. организация и осуществление информирования населения о деятельности МЧС России через СМИ, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в том числе о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты;

5.4. организация деятельности СМИ, учредителем которых является МЧС России;

5.5. управление редакционно-издательской деятельностью МЧС России;

5.6. организация круглосуточного мониторинга и анализа материалов в СМИ, сети "Интернет" о деятельности структурных подразделений ЦА МЧС России, ТО МЧС России и учреждений МЧС России, а также их должностных лиц;

5.7. координация работы структурных подразделений ЦА МЧС России, ТО МЧС России и учреждений МЧС России по информационному сопровождению деятельности МЧС России и обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации доступа граждан и организаций к информации о деятельности МЧС России;

5.8. организационно-методическое обеспечение деятельности управлений (отделов, отделений, групп) информации и связи с общественностью (пресс-служб) ТО МЧС России, а также должностных лиц учреждений МЧС России, ответственных за информационное сопровождение деятельности (далее соответственно - пресс-службы, пресс-секретари);

5.9. организация и осуществление взаимодействия МЧС России с организациями в пределах своей компетенции.

III. Основные функции и права Департамента

6. Основными функциями Департамента являются:

6.1. разработка предложений Министру по формированию и реализации единой информационной политики МЧС России;

6.2. разработка и проведение мероприятий по информационному сопровождению деятельности МЧС России в Российской Федерации и за рубежом, выработка рекомендаций для структурных подразделений ЦА МЧС России, ТО МЧС России и учреждений МЧС России, а также их должностных лиц по их реализации;

6.3. обобщение практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности Департамента и выработка соответствующих правовых мер по повышению эффективности деятельности пресс-служб и пресс-секретарей;

6.4. разработка или участие в подготовке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, актов МЧС России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных актов Российской Федерации, актов МЧС России по вопросам деятельности Департамента;

6.5. подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам законодательных и иных актов Российской Федерации по вопросам деятельности Департамента;

6.6. разработка Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности МЧС России;

6.7. разработка Регламента подготовки и размещения на официальном сайте (Интернет-портале) МЧС России, ТО МЧС России и учреждений МЧС России в сети "Интернет" информации о деятельности МЧС России;

6.8. обеспечение взаимодействия со СМИ по вопросам предоставления и распространения информации о деятельности МЧС России;

6.9. своевременное реагирование на материалы в СМИ, сети "Интернет", вызвавшие широкий общественный резонанс, содержащие не соответствующие действительности сведения о деятельности МЧС России, и координация деятельности пресс-служб по подготовке официальных комментариев (опровержений) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6.10. осуществление взаимодействия с информационными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по вопросам информирования населения через СМИ и сеть "Интернет" о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты;

6.11. участие в обеспечении выступлений (публикаций) руководства МЧС России и уполномоченных должностных лиц структурных подразделений ЦА МЧС России в СМИ, сети "Интернет";

6.12. осуществление по заявкам редакций СМИ аккредитации журналистов для освещения деятельности МЧС России, а также принятие в установленном порядке решения о прекращении или лишении аккредитации журналистов при МЧС России;

6.13. организация информирования населения через СМИ и сеть "Интернет" о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты;

6.14. участие в проведении мероприятий по пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - область деятельности МЧС России) в СМИ и сети "Интернет";

6.15. проведение круглосуточного мониторинга и анализа материалов СМИ, сети "Интернет" о деятельности структурных подразделений ЦА МЧС России, ТО МЧС России и учреждений МЧС России и их должностных лиц, их взаимодействие с институтами гражданского общества, выявление, оценка и прогнозирование угроз информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации в области деятельности МЧС России, подготовка предложений по противодействию этим угрозам, соответствующих информационных материалов для СМИ, сети "Интернет";

6.16. организация конкурса "Лучший руководитель информационного подразделения МЧС России";

6.17. оказание в пределах своей компетенции консультативной помощи структурным подразделениям ЦА МЧС России, ТО МЧС России и учреждениям МЧС России;

6.18. разработка предложений Министру по учреждению СМИ МЧС России, их регистрации в установленных законодательством Российской Федерации случаях и прекращению их деятельности;

6.19. организация и координация работы по изготовлению и распространению информационных материалов (брошюр, буклетов и иной полиграфической продукции) в целях освещения деятельности МЧС России;

6.20. организация производства и размещения аудиовизуальных произведений и социальной рекламы о деятельности МЧС России;

6.21. организация и участие в проведении специальных информационных кампаний в интересах МЧС России в СМИ и сети "Интернет";

6.22. организация, координация, контроль функционирования, развитие и информационное наполнение официального сайта (Интернет-портала) МЧС России, ТО МЧС России и учреждений МЧС России в сети "Интернет", в том числе методическое сопровождение эксплуатации официальных сайтов ТО МЧС России;

6.23. организация и обеспечение информационного наполнения официальных страниц МЧС России в аккаунтах в социальных сетях (мессенджерах, видеохостингах и т.п.), а также контроль, координация и методическое сопровождение эксплуатации официальных страниц ТО МЧС России и учреждений МЧС России в аккаунтах в социальных сетях (мессенджерах, видеохостингах и т.п.);

6.24. координация деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "МЧС Медиа" (далее - ФГБУ "МЧС Медиа") по вопросам деятельности Департамента;

6.25. формирование и утверждение государственного задания ФГБУ "МЧС Медиа", контроль за его выполнением;

6.26. организация работы выездных пресс-центров, входящих в состав подвижных пунктов управления ТО МЧС России, в зонах чрезвычайных ситуаций;

6.27. организация мероприятий по совершенствованию деятельности пресс-служб и пресс-секретарей, в том числе разработка соответствующих рекомендаций и методических пособий;

6.28. оценка эффективности деятельности пресс-служб и пресс-секретарей;

6.29. участие в пределах своей компетенции в деятельности по информационному обеспечению работы по противодействию идеологии терроризма;

6.30. осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации;

6.31. рассмотрение обращений граждан по вопросам деятельности Департамента;

6.32. участие в проведении проверок ТО МЧС России по вопросам деятельности Департамента;

6.33. организация и координация медиасопровождения (фото-, видео-) оперативной деятельности МЧС России;

6.34. организация и осуществление комплекса мер по совершенствованию взаимодействия МЧС России с редакциями СМИ, журналистами, организациями, создание необходимых условий для эффективного участия институтов гражданского общества в разработке и реализации основных направлений информационной политики МЧС России;

6.35. согласование проведения структурными подразделениями ЦА МЧС России, ТО МЧС России и учреждениями МЧС России с организациями совместных мероприятий и организация их информационного сопровождения, в том числе в целях исключения репутационных рисков для МЧС России при их проведении;

6.36. организация проведения и участие в проведении совместно со структурными подразделениями ЦА МЧС России, с ТО МЧС России, учреждениями МЧС России, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мероприятий пропагандистского и информационно-разъяснительного характера, направленных на поддержание имиджа, формирование и укрепление положительного образа сотрудника МЧС России, формирование позитивного общественного мнения о деятельности МЧС России;

6.37. выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами МЧС России иных функций по вопросам деятельности Департамента.

7. Департамент для осуществления своих задач и функций имеет право:

7.1. запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений ЦА МЧС России, ТО МЧС России и учреждений МЧС России, соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Департамента;

7.2. привлекать в установленном порядке для выполнения возложенных на Департамент задач научные и иные организации, общественные объединения, ученых и специалистов;

7.3. участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам деятельности Департамента;

7.4. пользоваться в установленном порядке медиабазами данных структурных подразделений ЦА МЧС России, ТО МЧС России и учреждений МЧС России для решения задач, возложенных на Департамент;

7.5. заслушивать отчеты начальников (заместителей начальников) пресс-служб и пресс-секретарей, а по согласованию с Министром - руководителей ТО МЧС России по вопросам, отнесенным к полномочиям Департамента;

7.6. организовывать в установленном порядке проведение учебно-методических сборов в рамках профессиональной служебной подготовки начальников и сотрудников пресс-служб и пресс-секретарей;

7.7. выступать в качестве официального представителя структурных подразделений ЦА МЧС России, ТО МЧС России и учреждений МЧС России в СМИ и сети "Интернет", а также распространять через СМИ и сеть "Интернет" информацию и видео-, фото-, аудиоматериалы о деятельности МЧС России;

7.8. определять исходя из представленных структурными подразделениями ЦА МЧС России, ТО МЧС России и учреждениями МЧС России информации и материалов целесообразность и объем подлежащих размещению в СМИ и сети "Интернет" сведений о деятельности МЧС России;

7.9. редактировать и публиковать (размещать) в окончательной редакции информационные материалы, представленные структурными подразделениями ЦА МЧС России, ТО МЧС России и учреждениями МЧС России, в СМИ и сети "Интернет";

7.10. в целях выполнения основных задач и функций Департамент реализовывает иные права, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

IV. Организация и обеспечение деятельности Департамента

8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

Директор Департамента подчиняется Министру.

Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.

9. Директор Департамента:

9.1. осуществляет непосредственное руководство деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Департамент задач и функций и реализацию предоставленных прав, за выполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации, приказов МЧС России, поручений и указаний Министра;

9.2. распределяет функциональные обязанности между своими заместителями и осуществляет контроль за исполнением возложенных на них обязанностей;

9.3. утверждает положения о подразделениях Департамента и планы работы подразделений Департамента;

9.4. докладывает Министру по вопросам, касающимся Департамента, отчитывается о ходе и результатах работы по выполнению возложенных на Департамент задач и функций;

9.5. подписывает и согласовывает документы по вопросам, касающимся Департамента;

9.6. осуществляет взаимодействие со СМИ, в том числе предоставление информации о деятельности МЧС России по их запросам;

9.7. вносит предложения Министру о назначении, перемещении, временном отстранении, освобождении от должности и увольнении в установленном порядке заместителей директора Департамента;

9.8. вносит в установленном порядке представления к награждению государственными и ведомственными наградами сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России (далее - СВФ МЧС России) и федеральных государственных гражданских служащих Департамента, а также предложения об их поощрении или применении к ним дисциплинарных взысканий;

9.9. обеспечивает совместно с соответствующими структурными подразделениями ЦА МЧС России подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, соблюдение служебной дисциплины в Департаменте, в установленном порядке направляет сотрудников ФПС ГПС, военнослужащих СВФ МЧС России и федеральных государственных гражданских служащих Департамента на переподготовку и повышение квалификации;

9.10. вносит руководителям ТО МЧС России и учреждений МЧС России предложения о поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности начальников пресс-служб и пресс-секретарей;

9.11. вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры и деятельности Департамента;

9.12. обеспечивает в установленном порядке мобилизационную подготовку и мобилизацию в Департаменте, а также обеспечивает выполнение в Департаменте мероприятий гражданской обороны;

9.13. дает рекомендации руководителям ТО МЧС России по кандидатурам для назначения на должности начальников пресс-служб;

9.14. лично принимает граждан в Общественной приемной МЧС России согласно графику, утвержденному в установленном порядке;

9.15. организует в установленном порядке защиту сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации, включая мероприятия по технической защите информации в подразделениях Департамента;

9.16. лично выполняет служебные обязанности, не распределенные между сотрудниками Департамента, или поручения Министра, поставленные ему для персонального исполнения;

9.17. вносит в установленном порядке Министру предложения по кандидатуре для назначения на должность директора ФГБУ "МЧС Медиа", освобождению его от должности, о его поощрении, представлении к награждению государственными и ведомственными наградами, наложении на него дисциплинарных взысканий;

9.18. дает рекомендации директору ФГБУ "МЧС Медиа" по кандидатурам для назначения на должности заместителей директора ФГБУ "МЧС Медиа", освобождении их от должности;

9.19. согласовывает кандидатуру для назначения на должность главного редактора СМИ, учредителем которых является МЧС России, и освобождение его от должности;

9.20. принимает решения об изменении периодичности выпуска и максимального объема СМИ, учредителем которых является МЧС России;

9.21. принимает решения о приостановлении или возобновлении деятельности СМИ, учредителем которых является МЧС России;

9.22. реализует иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента и предусмотренные актами МЧС России.

10. В случае временного отсутствия директора Департамента (командирование, отпуск, временная нетрудоспособность и т.п.) его обязанности возлагаются на одного из его заместителей на основании приказа МЧС России.

11. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое, кадровое и иное обеспечение Департамента осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и актами МЧС России.