МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО
от 5 сентября 2022 г. N М-9-784

О ПОДГОТОВКЕ
РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО РЕЖИМАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Ф И ТП РСЧС

Главным управлением "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России сформирован перечень системных недостатков при оформлении распорядительных документов органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации о введении режима функционирования "чрезвычайная ситуация" для органов управления и сил РСЧС (приложение 1).

В целях качественной подготовки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления распорядительных документов о введении режимов функционирования "повышенная готовность" и "чрезвычайная ситуация" для органов управления и сил РСЧС направляем образцы распорядительных документов и порядок их оформления (приложения 2, 3).

В рамках оказания методической помощи прошу на регулярной основе проводить разъяснительную работу с должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, по порядку подготовки распорядительных документов.

Начальник Главного управления
"Национальный центр управления
в кризисных ситуациях" МЧС
генерал-лейтенант
А.Н.ЛЕКОМЦЕВ

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ
СИСТЕМНЫХ НЕДОСТАТКОВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ
ДОКУМЕНТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВВЕДЕНИИ РЕЖИМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ "ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ
СИТУАЦИЯ" ДЛЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ РСЧС

1. Отсутствие в распорядительном документе положения об отнесении сложившейся обстановки (произошедшего события) к чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом МЧС России от 05.07.2021 N 429 "Об установлении критериям информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (зарегистрирован Минюстом России 16.09.2021 N 65025) (далее - приказ N 429).

Например:

постановлением администрации города Евпатория Республики Крым от 31.08.2022 N 1881-п сложившаяся обстановка, связанная с аварией на водоводе и нарушением жизнедеятельности населения пгт. Мирный и Новоозерное городского округа Евпатория не отнесена к чрезвычайной ситуации.

Данный недостаток характерен для 90% издаваемых распорядительных документов. Отражение данного вопроса является основополагающим, так как все принимаемые решения исходят от факта произошедшей чрезвычайной ситуации.

2. Введение режима функционирования "чрезвычайная ситуация" при сложившейся обстановке (произошедшем событии), не соответствующей критериям информации о чрезвычайных ситуациях.

Например:

постановление администрации Ковдорского МО Мурманской области от 12.07.2022 N 610 "О введении режима чрезвычайной ситуации муниципального уровня на территории муниципального образования Ковдорский муниципальный округ", изданное в результате пожара в многоквартирном жилом доме в г. Ковдор.

В соответствии с приказом N 429 пожар не является источником чрезвычайной ситуации. Федеральным законодательством пожары регулируются обособленно от чрезвычайных ситуаций (Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

3. Применение некорректных формулировок, противоречащих законодательству.

Например:

постановлением администрации Кабанского МР Республики Бурятия от 27.07.2022 N 1001 режим чрезвычайной ситуации введен "на территории МО "Кабанский" в результате почвенной засухи, вместе с тем органы управления и силы РСЧС в режим функционирования "чрезвычайная ситуация" муниципального звена РСЧС не приводились;

распоряжением Петровского муниципального района Саратовской области от 04.08.2022 N 340-Р вследствие аварийного отключения шкафного регуляторного пункта в г. Петровск введен "на территории муниципального образования город Петровск Петровского муниципального района Саратовской области режим чрезвычайной ситуации техногенного характера".

Режим чрезвычайной ситуации устанавливается для органов управления и сил РСЧС и не зависит от вида чрезвычайной ситуации.

4. Введение режима функционирования для всего звена (подсистемы) РСЧС независимо от источника чрезвычайной ситуации и ее последствий.

Например:

постановлением администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края от 30.07.2022 N 509 в связи с выявлением очага африканской чумы свиней на территории свинотоварной фермы сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза имени 1-го мая в режим введен для всего районного звена РСЧС.

Фактически применяются силы и средства, выполняющие противоэпизоотические мероприятия, приведение в режим чрезвычайной ситуации всего звена РСЧС является нецелесообразным, что говорит о формальном подходе к применению сил и средств для ликвидации чрезвычайной ситуации.

5. Отсутствие положения об определении руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, а также закрепление выполняемых мероприятий за ответственными должностными лицами.

Например:

постановлением Администрации муниципального района "Александрово-Заводский" Забайкальского края от 27.07.2022 N 317 не назначен руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением территорий и с. Александровский завод.

Кроме того, практически во всех руководящих документах определяются мероприятия, направленные на ликвидацию чрезвычайной ситуации, при этом не назначаются ответственные должностные лица за их организацию и выполнение. Таким образом, вся ответственность возлагается на должностное лицо, принявшее соответствующие решения.

Приложение 2

Образец

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ / РАСПОРЯЖЕНИЕ

**.**.****
N ****

О введении режима функционирования "ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ" для органов управления и сил (районного звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом субъекта РФ (дата, номер) "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в связи с обстановкой (описание), прогнозируемой (сложившейся) на территории муниципального образования/субъекта РФ, вследствие которой могут пострадать (пострадали) (описание):

1. Установить с (время, дата) для органов управления и сил (муниципального звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) режим функционирования "Повышенная готовность".

2. Установить (соответствующий) уровень реагирования для органов управления и сил (муниципального звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

3. Перечень превентивных мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайной ситуации, сроки выполнения, назначение ответственных должностных лиц (определить в зависимости от складывающейся обстановки).

4. Перечень дополнительных мер по защите населения и территорий в случае возможного возникновения чрезвычайной ситуации (определить при необходимости).

5. Ответственный за контроль выполнения распорядительного документа (определить должностное лицо).

Должность
И.О. Фамилия

Порядок оформления распорядительного документа
при введении режима функционирования "Повышенная готовность"
для органов управления и сил РСЧС

В констатирующей части указывается перечень нормативных-правовых актов, послуживших основанием для издания данного распорядительного документа: Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.

Например: В соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", на основании протокола КЧС и ОПБ муниципального образования в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, а также возможных последствий в результате (описываются обстоятельства, послужившие основанием для введения режима функционирования).

В распорядительной части:

В преамбуле распорядительного документа описывается прогнозируемая (сложившаяся) обстановка в результате чего вводится соответствующий режим функционирования для органов управления и сил муниципального звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1. Установление режима функционирования "повышенная готовность" для соответствующих органов управления и сил РСЧС (в соответствии с пунктом 6 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подпунктом "б" пункта 28 положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794).

2. Установление уровня реагирования в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил РСЧС (в соответствии с пунктом 10 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

3. Указываются необходимые мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайной ситуации, сроки их выполнения, ответственные должностные лица, а также дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, органы управления и силы РСЧС в режиме повышенной готовности осуществляют:

усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

4. В случае принятия дополнительных мер по защите населения и территорий (в соответствии с пунктом 10 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"):

ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;

определение порядка разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

приостановление деятельности организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

осуществление мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

В соответствии с пунктом 4 Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 22.01.2013 N 33, решение о реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должно содержать сведения о:

перечне реализуемых дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в зависимости от складывающейся обстановки и необходимости их принятия;

границах территории, в пределах которой реализуются дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

сроках, на которые реализуются или к которым должны быть реализованы дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

силах и средствах, привлекаемых для реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

порядке управления и взаимодействия при реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

вопросах всестороннего обеспечения реализуемых дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Решение о реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций оформляется соответствующим правовым актом.

5. Устанавливается контроль за исполнение настоящего постановления (должностное лицо).

Приложение 3

Образец

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ / РАСПОРЯЖЕНИЕ

**.**.****
N ****

О введении режима функционирования "ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ" для органов управления и сил (районного звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом субъекта РФ (дата, номер) "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 1.1.1 приложения к приказу МЧС России от 5 июля 2021 года N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", в связи с обстановкой (описание), сложившейся на территории населенного пункта/муниципального образования/субъекта РФ, вследствие которых пострадали (описание):

1. Признать (отнести) сложившуюся обстановку (произошедшее событие), возникшую в результате (описание) на территории (населенный пункт, муниципальное образование, субъект РФ) чрезвычайной ситуацией.

2. Отнести возникшую чрезвычайную ситуацию к чрезвычайной ситуации (соответствующего) характера.

3. Ввести с (время, дата) для органов управления и сил (районного звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".

4. Установить (соответствующий) уровень реагирования для органов управления и сил (районного звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

5. Руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации возложить на (наименование должности, Фамилия Имя Отчество).

6. Перечень мероприятий, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, сроки выполнения, назначение ответственных должностных лиц (в зависимости от складывающейся обстановки).

7. Перечень дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (при необходимости).

8. Определение ответственного за контроль выполнения распорядительного документа.

Должность
И.О. Фамилия

Порядок оформления распорядительного документа
при введении режима функционирования "Чрезвычайная ситуация"
для органов управления и сил РСЧС

В констатирующей части:

Указывается перечень нормативных правовых актов, послуживших основанием для издания данного распорядительного документа: Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

Например: В соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 05.07.2021 N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", на основании протокола КЧС и ОПБ муниципального образования в целях ликвидации последствий обстановки/события, возникшей в результате (описываются обстоятельства, послужившие основанием для введения режима функционирования).

В распорядительной части:

1. Отнесение сложившейся обстановки (произошедшего события) к чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом приложения к приказу МЧС России от 25.07.2021 N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера".

2. Принятие решения органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления об отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации соответствующего характера на основании классификации, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

3. Введение режима функционирования "чрезвычайная ситуация" для соответствующих органов управления и сил РСЧС (в соответствии с пунктом 6 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подпункта в) пункта 28 положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794).

4. Установление уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию для соответствующих органов управления и сил РСЧС (в соответствии с пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

5. Назначается руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, с указанием должности и Ф.И.О (в соответствии с пунктом 10 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

6. Указываются необходимые мероприятия, направленные на ликвидацию чрезвычайной ситуации, сроки их выполнения, ответственные должностные лица, а также дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации.

В соответствии с подпунктом в) пункта 28 положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 органы управления и силы РСЧС в режиме чрезвычайной ситуации осуществляют:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;

оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.

7. В случае принятия дополнительных мер по защите населения и территорий (в соответствии с пунктом 10 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"):

ограничение доступа людей и транспортных средств в зону чрезвычайной ситуации;

определение порядка разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

приостанавление деятельности организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

осуществление мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

В соответствии с пунктом 4 Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 22.01.2013 N 33 решение о реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должно содержать сведения о:

перечне реализуемых дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в зависимости от складывающейся обстановки и необходимости их принятия;

границах территории, в пределах которой реализуются дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

сроках, на которые реализуются или к которым должны быть реализованы дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

силах и средствах, привлекаемых для реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

порядке управления и взаимодействия при реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

вопросах всестороннего обеспечения реализуемых дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Решение о реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций оформляется соответствующим правовым актом.

8. Устанавливается контроль за исполнение настоящего постановления/распоряжения (должностное лицо).