МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО
от 11 марта 2019 г. N 19-16-588

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент надзорной деятельности и профилактической работы, рассмотрев обращение о разъяснении отдельных положений законодательства Российской Федерации в области пожарной, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (далее - Положение), планирование проверок органами надзорной деятельности МЧС России осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска с соответствующей данной категории периодичностью.

Порядок и критерии отнесения объектов защиты к категориям риска осуществляется в соответствии с приложением к Положению.

Решение об изменении категории риска принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении объекта защиты к категории риска.

В связи с чем юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственниками (правообладателями) объектов защиты, в соответствии с пунктом 29 Положения, вправе подать в установленном порядке в орган государственного пожарного надзора заявление об изменении ранее присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска.

Выполнение (невыполнение) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проведенные путем независимой оценки пожарного риска учитывается надзорными органами как динамический показатель отнесения объекта защиты к определенной категории риска и позволяет перейти в категорию более низкой (высокой) опасности.

Таким образом, проведение независимой оценки пожарного риска не освобождает объект защиты от проведения проверки, а лишь влияет на ее периодичность.

В связи с этим, в соответствии с пунктом 48 Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 (далее - Административный регламент) в случае принятия заключения независимой оценки пожарного риска до утверждения ежегодного плана проверки в отношении таких объектов защиты планируются по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска с даты последней плановой проверки.

В ходе проведения плановой или внеплановой проверки расчет по оценке пожарного риска на объект защиты должностным лицом органа государственного пожарного надзора проверяется в соответствии с пунктом 63 Административного регламента.

Соответственно собственником (правообладателем) должны соблюдаться все положения нормативных документов по пожарной безопасности, предъявляемые к конкретному объекту защиты, а проведением независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) невозможно компенсировать несоблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты.

В случае, если эксперт в области оценки пожарного риска, проводивший данные расчеты, подтверждает приемлемый уровень безопасности при наличии невыполненных противопожарных требований, то он несет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) должны основываться на принципе добросовестности.

Одновременно сообщаем, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов;

Министерство экономического развития Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Заместитель директора
Департамента надзорной деятельности
и профилактической работы
С.А.ДМИТРИЕВ