3.3. Порядок подготовки и проведения занятий с личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований

3.3. Порядок подготовки и проведения занятий с личным
составом нештатных аварийно-спасательных формирований

Подготовка к занятию

При проведении занятий необходимо соблюдать методическую последовательность отработки тем программы обучения.

Качество проведения занятий, их результативность в значительной степени зависят от подготовки руководителей, обучаемых и материально-технического обеспечения.

Практические и тактико-специальные занятия руководитель готовит и проводит самостоятельно.

Подготовка к занятию начинается с изучения нормативных и правовых актов по теме занятия (законов, директив, приказов, инструкций и указаний по организации и ведению АСДНР, применению и всестороннему обеспечению действий НАСФ и т.д.).

После изучения нормативных и правовых актов преподаватель уясняет для себя: тему занятия; определяет (или уточняет) учебные цели и содержание учебных вопросов; определяет время и продолжительность проведения занятия; уточняет состав обучаемых; оборудование места проведения занятия; организацию и проведение мероприятий по материально-техническому обеспечению.

При уяснении темы занятия преподаватель должен четко представлять весь объем знаний, которые должны получить обучаемые на занятии, определиться с методами, приемами и способами доведения этих знаний до обучаемых. Уяснить тему - это значит правильно понять ее содержание в соответствии с требованиями программы обучения.

Учебные цели занятия определяются исходя из содержания темы. В учебных и воспитательных целях указывается, кого и чему надо научить, в чем тренировать и совершенствовать, каких результатов надо добиться.

Учебные вопросы определяются с учетом содержания темы, поставленных учебных целей и уровня подготовленности обучаемых. Не следует планировать отработку большого количества учебных вопросов. Задача руководителя состоит в том, чтобы из всех вопросов темы выбрать главные, позволяющие наиболее полно отработать практические действия.

В ходе подготовки, особенно при проведении тактико-специальных занятий, следует уделять большое внимание морально-психологической подготовке личного состава формирований. АСДНР, проводимые в условиях сильных разрушений, завалов, пожаров, задымлений, радиоактивного загрязнения и т.п., требуют большого напряжения моральных и физических сил участников этих работ.

Поэтому в процессе обучения при решении формированиями поставленных задач необходимо вносить элементы напряженности и опасности, свойственные реальной обстановке; личный состав должен испытывать все трудности напряженной непрерывной работы в средствах защиты и условиях действий в очагах поражения (заражения).

Руководители занятий должны направить усилия на выработку у личного состава формирований высоких морально-психологических качеств, сознательного отношения к выполнению своего долга, стремления точно и в срок выполнить поставленные задачи, стойко переносить тяготы и лишения при действиях в очагах поражения (заражения) и в районах стихийных бедствий.

Организация мер безопасности при проведении занятия заключается в разработке соответствующих указаний или инструкций, доведении их до всех обучаемых и осуществлении контроля за их выполнением.

Проведение занятий

Любое занятие начинается со сбора обучаемых (личного состава). Как уже говорилось ранее, занятие состоит из вводной, основной и заключительной части.

Рассмотрим действия преподавателя при организации занятия в каждой из указанных частей.

Вводная часть.

В начале занятия проверяется готовность обучаемых к занятию. Проверяются: оснащение (экипировка) обучаемых средствами индивидуальной защиты, инструментом и другим табельным имуществом; наличие и исправность выделенной техники, механизмов и приборов; знание обучаемыми правил выполнения приемов, действий и нормативов при ведении предстоящих работ, а также мер безопасности. Выявленные в результате проверки недостатки устраняются.

После проверки готовности личного состава руководитель занятия объявляет тему, учебные цели, учебные вопросы и порядок их отработки.

При определении порядка отработки учебных вопросов руководитель занятия указывает: время отработки каждого учебного вопроса; места отработки (учебные места) и порядок организации смены на учебных местах; определяет руководителя занятий на каждом учебном месте.

Затем руководитель занятия напоминает правила и меры безопасности при проведении занятия; доводит общую и частную обстановку до обучаемых.

Продолжительность учебного часа на занятиях - 45 минут.

Основная часть (Практическое занятие)

По команде руководителя обучаемые разводятся по учебным местам и приступают к отработке учебных вопросов.

Занятия на учебных местах проводят командиры звеньев (групп). Обучаемые приступают к отработке учебного вопроса и отрабатывают его до полного усвоения, последовательно переходя с одного учебного места на другое, от отработки одного учебного вопроса к другому. Руководитель занятия контролирует порядок отработки учебных вопросов, оказывает помощь командирам звеньев (групп) и при необходимости дает дополнительные указания о порядке и методике обучения, обращая основное внимание на правильность выполнения практических действий. Руководитель лично проводит занятие на одном, как правило, наиболее важном направлении (учебном месте).

Занятия на учебных местах проводятся в следующей последовательности.

Руководитель учебного места объясняет порядок отработки учебного вопроса и выполнения отрабатываемого отдельного приема или действия, после чего сам образцово выполняет его по элементам (раздельно). После этого он приступает к отработке учебного вопроса вместе с обучаемыми, добиваясь правильности и быстроты выполнения ими каждого элемента в отдельности, а затем выполнения всего приема или действия в комплексе. При нечетком или неправильном выполнении элемента или всего приема некоторыми обучаемыми необходимо поправить их, сделав замечание или подав соответствующую команду. Если же неправильное или нечеткое выполнение допускается многими обучаемыми, - произвести краткий разбор допускаемых ошибок, вновь показать правильное выполнение приема и продолжать отработку практической части занятия. Перед окончанием занятия на учебном месте проводится тренировка обучаемых в выполнении соответствующего норматива.

Основная часть (Тактико-специальное занятие)

Тактико-специальные занятия являются основой практического обучения, носят комплексный характер, проводятся на фоне тактической обстановки с применением карт (схем), на которых отображаются данные общей и частной обстановки, данные разведки (инженерная, радиационная, химическая и бактериологическая обстановка и т.д.), задача подразделения и другие необходимые сведения для качественного проведения занятия.

В зависимости от целевой установки, отрабатываемых учебных вопросов, уровня подготовленности обучаемых и их специализации (профессиональной деятельности), а также в зависимости от учебно-материального обеспечения преподаватель может проводить занятие в составе группы или распределить обучаемых по подгруппам. Если специализация обучаемых взаимозаменяема, то занятие проводится в составе группы с комплексной отработкой учебных вопросов и действий.

Однако целесообразно отработку практических действий выполнять по подразделениям (подгруппам, звеньям) в соответствии со своим предназначением.

После краткого напоминания теоретических основ по данной теме руководитель занятия приступает к отработке практической части занятия.

Тактико-специальное занятие проводится на фоне тактической обстановки, с комплексной отработкой практических вопросов, рассматриваемых на данном занятии.

Перед началом отработки практических вопросов довожу до обучаемых данные общей и частной обстановки, данные разведки (инженерная, радиационная, химическая и бактериологическая обстановка и т.д.), задачу подразделениям и другие необходимые сведения для качественного проведения занятия.

При отработке практической части вопроса слежу за тем, чтобы обучаемые действовали правильно, добиваюсь от них четких и слаженных действий.

Обстановка на занятии должна быть максимально приближенной к реальной. С этой целью создаются завалы, имитируются очаги пожаров, разрушения и повреждения дорог, мостов, зданий, защитных сооружений и участков коммунально-энергетических сетей, обозначаются загрязненные и зараженные участки местности.

Завалы могут создаваться путем разрушения зданий и сооружений, подлежащих сносу, сосредоточением на нужном участке элементов железобетонных конструкций, лесоматериалов, кирпича, камня, строительных отходов и т.д. Для имитации заваленных убежищ и укрытий используются подвалы зданий и сооружений, в которых должны находиться статисты или чучела, имитирующие пострадавших.

Очаги пожаров имитируются сжиганием ручных дымовых гранат, дымовых шашек, отходов горючих и смазочных материалов и строительного мусора с обязательным соблюдением правил противопожарной безопасности.

Имитацию разрушений и повреждений коммунально-энергетических сетей следует создавать по возможности на строящихся, недостроенных или ремонтируемых участках.

Для обозначения участков загрязнения и заражения, разрушенных участков дорог, мостов или повреждений на коммунально-энергетических сетях следует использовать ясно видимые днем и ночью указатели с соответствующими надписями.

Отработка учебных вопросов проводится до полного усвоения обучаемыми учебного материала.

Заключительная часть.

В конце занятия руководитель делает краткий разбор занятия.

Обучаемым напоминается тема, учебные и воспитательные цели и как они были выполнены (достигнуты), отрабатываемые учебные вопросы, где приводятся положительные примеры действий обучаемых, указываются ошибки и недостатки.

Разбор нельзя ограничивать только перечислением имевших место недостатков и примеров положительных действий. Основное внимание в нем должно быть уделено рассмотрению действий командиров и формирований с указанием, как следовало бы успешнее решить поставленные задачи в той или иной обстановке.

В заключение разбора руководитель дает оценку действий обучаемых, слаженности формирований и выучке личного состава, ставит задачи по устранению выявленных недостатков и дает задание на самостоятельную подготовку обучаемых.

По окончании разбора руководитель занятия дает указания о приведении в порядок техники, имущества и учебного городка и о порядке возвращения формирования в район расположения.

Положительный опыт и недостатки, имевшие место в ходе занятий, обобщаются преподавателем в целях дальнейшего использования в учебном процессе.