Глава 1. Основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время

Глава 1. Основные мероприятия по гражданской обороне,
осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным
захоронением трупов в военное время

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются <1>:

заблаговременное определение мест возможных захоронений;

создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учета и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;

организация санитарно-эпидемиологического надзора.

--------------------------------

<1> Приказ МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении положения об организации и введении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 ноября 2008 г., регистрационный N 12740).

1.1 Заблаговременное определение мест возможных захоронений

1.1.1 Общие сведения о местах и видах захоронения

Решение о создании мест захоронения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются <2>.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

Существуют следующие виды захоронений трупов или останков умерших - путем предания:

земле (захоронение в могилу);

огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом);

воде.

Захоронение в воде возможно при следующих обстоятельствах: когда гибель (смерть) произошла на судне, находящемся в открытом море, и доставка тел на берег или их сохранение на судне в соответствии с нормами санитарной безопасности невозможны или чрезвычайно затруднены;

при отсутствии возможности принять меры к доставке умерших на судне, находящемся в открытом море, в ближайший населенный пункт, где тела могут быть помещены в надлежащие условия, в том числе с использованием морской авиации, а также при отсутствии или невозможности использования судовых средств консервации и охлаждения, в том числе запаивания в металлические герметичные гробы или контейнеры, допускается погребение в море.

Местами захоронения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли для захоронения тел (останков) погибших (умерших), в том числе для захоронения урн с прахом погибших (умерших) (пеплом после сожжения тел (останков) погибших (умерших), далее - прах).

1.1.2 Основные принципы выбора земельного участка для размещения места захоронения

Выбор земельного участка для размещения места захоронения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения <3>.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

Места захоронения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Не разрешается проводить захоронения на территориях:

первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;

с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;

со стоянием грунтовых вод более двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

Создание новых мест захоронений, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Размер земельного участка для захоронения определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, а также с учетом вместимости уже имеющихся кладбищ, но не может превышать 40 га.

1.1.3 Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выборе мест для захоронения

Заблаговременное определение мест возможных захоронений производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов <4>:

санитарно-эпидемиологической обстановки;

градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории;

геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных;

почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению;

эрозионного потенциала и миграции загрязнений; транспортной доступности.

--------------------------------

<4> Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации 28 июня 2011 г.

Участок, отводимый под захоронение, должен удовлетворять следующим требованиям:

иметь уклон в сторону, противоположенную от населенного пункта, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей;

не затопляться при паводках;

иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше 2,5 м от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации;

иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже, с влажностью почвы в пределах 6 - 18%.

Места возможных захоронений должны размещаться на расстоянии:

от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;

от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения не менее 1000 м с подтверждением достаточности расстояния расчетами поясов зон санитарной охраны водоисточника и времени фильтрации.

В сельских населенных пунктах, пользующихся колодцами, каптажами, родниками и другими природными источниками водоснабжения, при планировании размещения мест возможных захоронений выше по потоку грунтовых вод санитарно-защитная зона между предполагаемым местом захоронения и населенным пунктом обеспечивается в соответствии с результатами расчетов очистки грунтовых вод и данными лабораторных исследований.

Колумбарии и стены скорби для захоронения урн с прахом погибших следует размещать на специально выделенных участках земли. Допускается размещение колумбариев и стен скорби за пределами мест возможных захоронений на обособленных участках земли на расстоянии не менее 50 м от жилых зданий, территорий лечебных, детских, образовательных, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения населения.

Выбор участков и отвод территории под места возможных захоронений осуществляются главным архитектором города совместно с представителями органов жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с представителями санитарно-эпидемиологической и экологической служб и утверждаются решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления на основании генеральных планов развития поселений.

При отводе участка площадью, превышающей 40 га, когда градостроительная ситуация требует большей площади, участок следует членить на зоны, разделенные зоной моральной защиты (далее - ЗМЗ) так, чтобы каждая зона не превышала площадь 40 га и могла функционировать как самостоятельное место захоронения.

Располагать в ЗМЗ захоронения, в том числе и после кремации, не разрешается.

Ширину ЗМЗ между зонами рекомендуется принимать не менее 40 м.

1.2 Создание запасов средств для проведения срочного
захоронения трупов в военное время

Создание и накопление материально-технических средств для проведения срочного захоронения трупов и средств обеззараживания производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на соответствующих территориях в составе запасов для нужд гражданской обороны исходя из прогнозируемых объемов работ по срочному захоронению трупов.

Примерная номенклатура запасов, необходимых для осуществления срочного захоронения трупов:

средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания для персонала НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время;

запасы гробов (материалов для изготовления гробов);

мешки патологоанатомические;

дезинфицирующие вещества (хлорная известь);

горюче-смазочные материалы (для транспортного обеспечения).

В мирное время создаются запасы гробов (материалов для изготовления гробов) и патологоанатомических мешков из расчета 30% от прогнозируемых безвозвратных потерь, запасы дезинфицирующих средств применяемых для массовых захоронений из расчета 40% от прогнозируемых потерь (10% средств может быть использовано для проведения противоэпидемических мероприятий в местах первоначального нахождения погибших). Для восполнения текущих потребностей в ходе непосредственного осуществления мероприятий по захоронению трупов в военное время заблаговременно (в мирное время) должны быть заключены договора на поставку средств, необходимых для осуществления срочного захоронения трупов в объеме, соответствующем прогнозируемым потерям.

Оснащение НФГО техникой и имуществом осуществляется организацией, на базе которой создается и функционирует данное НФГО. Исходя из планируемого объема работ по срочному захоронению трупов необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных технических средств из других организаций, в особенности это касается землеройной техники (экскаваторов) и транспортных средств, на которых будет осуществляться транспортировка трупов к месту захоронения.

1.3 Создание, подготовка и поддержание в готовности сил
и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий
по срочному захоронению трупов

НФГО, предназначенные для захоронения трупов в военное время, представляют собой структуры, входящие в состав службы по захоронению трупов муниципального образования, оснащаются техникой, оборудованием, снаряжением и материалами, подготовленные для проведения комплекса мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях мирного времени в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

НФГО, предназначенные для захоронения трупов в военное время, создаются специализированными ритуальными службами (организациями) из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций специализированных ритуальных организаций, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Перечень специализированных ритуальных служб (организаций), независимо от форм собственности, создающих НФГО, предназначенные для захоронения трупов в военное время, разрабатывается, утверждается и доводится до соответствующих руководителей организаций органами местного самоуправления.

НФГО, предназначенные для захоронения трупов в военное время, рекомендуется создавать на базе специализированных ритуальных служб (организаций), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

размещение специализированной ритуальной организации вблизи категорированных городов, а также населенных пунктов с плотностью населения 500 и более человек на 1 кв. км;

размещение специализированной ритуальной организации вблизи заранее определенных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации безопасных районов, предназначенных для принятия эвакуируемого населения.

НФГО, предназначенные для захоронения трупов в военное время, создаются для:

сбора трупов;

осуществления доставки трупов к месту захоронения;

осуществления доставки к месту захоронения гробов (герметичных пакетов или контейнеров) со складов;

проведения обеззараживания и захоронения трупов.

Состав и структуру НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время, определяют соответствующие органы местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства и Положением о службе по захоронению трупов муниципального образования (приложение 2), исходя из возложенных на них задач по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Состав, структура и оснащение создаваемых НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время, согласовываются с территориальными органами МЧС России в установленном порядке.

Деятельность этих НФГО осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения, планам действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и его территориальные органы осуществляют методическое руководство и контроль за созданием НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время, разрабатывают с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения НФГО специальной техникой и имуществом.

Координацию деятельности НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время, осуществляют территориальные органы МЧС России и органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления.

Подготовка и обучение НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время, осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с учетом организационно-методических указаний МЧС России, а также нормативными правовыми актами Ростехнадзора и других органов, отвечающих за создание, подготовку и обеспечение НФГО на предприятиях и объектах. Примерные программы обучения НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время, утверждаются МЧС России.

1.4 Организация и проведение мероприятий по осуществлению
опознания, учета и захоронения с соблюдением установленных
законодательством правил

1.4.1 Организация и порядок проведения захоронений трупов

Для организации похорон создается комиссия, в состав которой включаются все представители, на которых возлагаются обязанности по оформлению документов на умерших, хранению тела, изготовлению гроба, подготовке могилы <5>.

--------------------------------

<5> Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя России от 25 декабря 2001 г. N 01-НС-22/1).

При проведении группового погребения захоронение может производиться как в индивидуальные могилы, так и в общую для данной группы умерших. Захоронение прахов в "стенах скорби" открытых и закрытых колумбариев производится в индивидуальные ниши.

В случаях, когда групповое погребение проводится для группы лиц, состоящих из военных и гражданских лиц, воинские почести следует отдавать всей группе умерших.

Погребение может производиться только при наличии медицинского и государственного свидетельств о смерти и после идентификации (опознания) личности умершего (приложение 3).

В случае, когда идентификация личности по внешним признакам затруднена, должна проводиться генетическая экспертиза. Генетическая экспертиза проводится по требованию медицинского учреждения, выдающего свидетельство о смерти, органов внутренних дел, МЧС России, Минобороны России. Медицинское свидетельство в этом случае выдается на основании результатов экспертизы.

В ситуациях, когда смерть наступила в результате взрыва или иной чрезвычайной ситуации, в силу которой останки найдены быть не могут, факт смерти допускается устанавливать по свидетельству очевидцев органам исполнительной власти всех уровней или суду. Захоронение в таких ситуациях допускается проводить как заочное на основании свидетельства о смерти, выданного по решению органа исполнительной власти или суда.

Погребение лиц, личность которых не установлена, допускается производить на основании решения органов внутренних дел на специализированных участках кладбищ. Кремация при этом не допускается, за исключением случаев, когда она необходима по требованиям санитарных правил и норм или по результатам патологоанатомических исследований судебно-медицинской экспертизы.

Орган здравоохранения вправе потребовать проведение погребения в форме кремации в случаях, когда захоронение не кремированных останков способно стать источником инфекционной опасности для населения или эпидемии.

При погребении останков деформированных или разрушенных тел после судебно-медицинской или генетической экспертизы они должны помещаться в запаянные гробы или капсулы, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую безопасность, и в ходе погребения не вскрываться.

Консервацию и бальзамирование останков рекомендуется проводить в ситуациях, когда сохранение останков необходимо для проведения последующих экспертиз: судебно-медицинской, генетической, криминалистической.

Не допускается погребение в одном гробу, капсуле или урне останков или праха, соответственно, нескольких умерших.

После погребения составляется акт.

1.4.2 Гигиенические требования при организации захоронений

Захоронение не кремированных останков должно производиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Захоронение останков после кремации (праха) в урнах допускается производить в колумбарных стенах, колумбариях и могилах.

При захоронении гроба с телом глубину могилы следует устанавливать в зависимости от местных условий (характера грунтов и уровня стояния грунтовых вод), но не менее 1,5 м.

Захоронение в братских могилах допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы при соблюдении следующих условий:

количество гробов, глубина и количество уровней захоронения устанавливаются от местных климатических условий и высоты стояния грунтовых вод;

расстояние между гробами по горизонтали должно быть не менее 0,5 м и заполняться слоем земли с укладкой поверху хвороста или хвойных веток;

при размещении гробов в несколько уровней расстояние между ними по вертикали должно быть не менее 0,5 м. Гробы верхнего ряда размещаются над промежутками между гробами нижнего ряда;

глубина при захоронении в два уровня должна быть не менее 2,5 м;

дно могилы должно быть выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5 м;

толщина земли от верхнего ряда гробов до поверхности должна быть не менее 1 м;

надмогильный холм устраивается высотой не менее 0,5 м;

для ускорения минерализации трупов на дне братских могил устраиваются канавки и поглощающий колодец, а также закладывается вентиляционный канал от дна до верха могилы.

Перевозка умерших к месту захоронения осуществляется специализированным транспортом. Допускается использование другого вида автотранспорта для перевозки умерших за исключением автотранспорта, используемого для перевозки пищевого сырья и продуктов питания.

После перевозки и захоронения умерших транспорт должен в обязательном порядке подвергаться уборке и обработке дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке.

В целях предотвращения распространения особо опасных инфекционных заболеваний процесс захоронения умерших от инфекции не ясной этиологии, а также от особо опасных инфекций (умерших в лечебных учреждениях или поступивших в патологоанатомические отделения для вскрытия) совершается в оцинкованных, герметически запаянных гробах непосредственно из патологоанатомического отделения.

Захоронение умерших, имеющих высокий радиоактивный фон, допускается на специально отведенном участке места захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам радиационной безопасности.

Перезахоронение останков умерших возможно по решению органов исполнительной власти и заключению органов Госсанэпиднадзора об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний. Не рекомендуется проводить перезахоронение ранее одного года с момента погребения.

Могила в случае извлечения останков должна быть обработана дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке, засыпана и спланирована.

Извлечение останков умершего из братской могилы возможно в случаях перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

1.4.3 Определение потребного количества сил и средств, для проведения работ по срочному захоронению погибших

Количество сил и средств для проведения работ по срочному захоронению погибших определено из условия создания НФГО для захоронения 1000 погибших в течение 3-х суток с момента нанесения ядерного удара или применения противником современных обычных средств поражения.

Основными видами работ в этом случае будут:

разработка котлована для устройства братской могилы на 100 погибших (всего потребуется устройство до 10 котлованов);

подготовка котлована для захоронения тел (останков);

подготовка тел (останков) погибших для захоронения;

раскладка первого ряда тел (останков) погибших в братских могилах;

засыпка первого ряда тел (останков) погибших;

раскладка второго ряда тел (останков) погибших в братских могилах; засыпка второго ряда тел (останков) погибших; засыпка братских могил.

Первоначально определим трудозатраты на устройство котлована при отрывке братской могилы. Исходя из требований руководящих документов, размеры братской могилы должны быть следующие:

длина по низу - 20 м;

ширина - 3 м;

высота - 2,3 м.

Наиболее эффективно по производительности при отрывке котлованов использовать бульдозеры. С учетом крутизны откосов 1:3 длина котлована по верху для въезда-выезда бульдозеров составит 32 м. За расчетный вид техники принят бульдозер со средней производительностью по разработке котлованов составляющей 80 куб. м в час. К числу таких бульдозеров относятся широко распространенные в Российской Федерации бульдозеры с тяговым усилием 10 - 15 тс, на базе тракторов Т-170, Т-130.

Схема отрывки котлована под братскую могилу показана на рисунке:

Для оборудования братских могил, укладки тел погибших, их присыпки необходим ручной труд. Средняя производительность по выполнению земляных работ принята 1 куб. м в час.

Исходя из принятых данных, определяем общие требуемые трудозатраты (в машино-часах и человеко-часах) на захоронение погибших в одной братской могиле. Данные по определению трудозатрат приведены в таблице.

ТРУДОЗАТРАТЫ НА ЗАХОРОНЕНИЯ ПОГИБШИХ В ОДНОЙ БРАТСКОЙ МОГИЛЕ
(НА 100 ПОГИБШИХ)

Выполняемые работы
Объем работ
Ед. изм.
Трудозатраты
чел./час
маш./час
Отрывка котлована под братскую могилу
180
м3
234
2,25
Укладка первого ряда погибших
50
чел.
4
-
Присыпка землей первого ряда трупов на высоту 0,4 м
13,5
м3
6,75
-
Засыпка землей первого ряда трупов на высоту 0,5 м
40
м3
20
0,5
Укладка второго ряда погибших
50
чел.
4
-
Присыпка землей второго ряда трупов на высоту 0,4 м
15,5
м3
7,75
-
Засыпка землей второго ряда трупов на высоту 0,5 м
84
м3
42
1,5
Насыпка могильного холма высотой 0,75 м
50
м3
50
0,63
ИТОГО
368,5
4,43

Таким образом, при нормальных условиях работы для захоронения 100 погибших в одной братской могиле потребуется затратить 368,5 человеко-часа, а при условии совместного использования, как личного состава НФГО, так и техники (бульдозеров, экскаваторов) - 22,5 человеко-часа и 4,43 машино-часа.

Далее определим количество сил и средств, необходимых для захоронения 1000 погибших в течение 3 суток после нанесения ядерного удара.

Условиями работ будут следующие:

в состав НФГО включены как инженерная техника, так и личный состав;

количество рабочих смен принимается равным - 2;

время, затрачиваемое на сбор НФГО, выдвижение к месту работ, проведение рекогносцировки и развертывание сил и средств, составляет 6 часов;

общая продолжительность работ составляет 66 часов;

категория разрабатываемых грунтов - глины, суглинки тяжелые;

продолжительность работы в темное время суток составит 30% всего времени работ;

коэффициент технической готовности техники принят равным 0,85; техника работает непрерывно, передается от смены к смене; при пересмене делаются технологические перерывы для обслуживания техники;

общее время на технологические перерывы для обслуживания техники не должно превышать 4 часа в сутки.

Требуемое количество сил и средств:

а) требуемое количество личного состава определяем по формуле:

где

- суммарная трудоемкость работ по личному составу;

n - количество смен;

T - продолжительность работ;

Kу - коэффициент условий работ

Kу = KГ · KТ · KП, где

KГ - коэффициент, учитывающий структуру грунта, равен 1,5;

KТ - коэффициент, учитывающий усложнение работ в темное время суток, равен 1,5;

KП - коэффициент, учитывающий погодные условия при проведении работ, равен 1,0.

Исходя из трудозатрат, определенных для разработки одной братской могилы, получаем, что для захоронения 1000 погибших потребуется 16 чел. личного состава НФГО (при условии участия инженерной техники в проведении работ).

В случае проведения работ без привлечения инженерной техники для захоронения 1000 погибших потребуется привлечь свыше 250 чел.

б) требуемое количество инженерной техники определяем по формуле:

где

- суммарная трудоемкость работ по инженерной технике;

KТГ - коэффициент технической готовности, равен 0,85;

T - продолжительность работ, принимаем 55 часов, с учетом продолжительности работы смен 6 часов (всего 11 смен), в конце каждой смены производится технологический перерыв на 1 час для обслуживания техники;

Kу - коэффициент условий работ, равен 2,25.

Исходя из трудозатрат, определенных для разработки одной братской могилы, получаем, что для захоронения 1000 погибших потребуется 2 единицы инженерной техники.

Таким образом, исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод, что для проведения работ по непосредственному погребению 1000 человек в течение 3-х суток потребуется привлечь 2 единицы инженерной техники и 16 человек личного состава НФГО. В случае привлечения только личного состава потребуется привлечение 250 человек.

При оценке возможных безвозвратных потерь среди населения и наибольшей работающей смены после применения противником современных обычных средств поражения за основной интегрирующий критерий принимается степень поражения города.

Степень поражения города (Сп) определяется по формуле:

как отношение площади города, оказавшейся в зоне полных и сильных разрушений , ко всей площади города Sг.

Расчет числа и структуры возможных потерь населения в городе от обычных средств поражения проводится с использованием таблицы 1.

Таблица 1

ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ НАСЕЛЕНИЯ
ОТ СОВРЕМЕННЫХ ОБЫЧНЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ

N п/п
Виды потерь
Степень поражения города (района)
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
1,0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ПОТЕРИ НЕЗАЩИЩЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ
1
Безвозвратные
1
2
2,5
3
4
7
10
20
25
30
ПОТЕРИ НАСЕЛЕНИЯ, УКРЫТОГО В УБЕЖИЩАХ
1
Безвозвратные
0,1
0,2
0,3
0,5
0,6
0,8
2,0
2,5
3
5
ПОТЕРИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОСТЕЙШИХ УКРЫТИЯХ
1
Безвозвратные
0,1
0,25
0,5
0,5
1,5
3
5
5
7
10

Прогноз безвозвратных возможных потерь персонала на объектах экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время, от современных средств поражения проводится исходя из степени разрушения объекта с использование таблицы 2.

Таблица 2

РАСЧЕТ ВОЗМОЖНЫХ ПОТЕРЬ ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ
ОТ СОВРЕМЕННЫХ ОБЫЧНЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ ПРОТИВНИКА, %

N п/п
Виды потерь
Степень разрушения объекта экономики
Слабые
Средние
Сильные
Полные
ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ НЕЗАЩИЩЕННОГО ПЕРСОНАЛА
1
Безвозвратные
5
8
55
70
ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПЕРСОНАЛА, УКРЫТОГО В УБЕЖИЩАХ
1
Безвозвратные
0,2
0,7
1,7
4,5
ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПЕРСОНАЛА ОЭ В ПРОСТЕЙШИХ УКРЫТИЯХ
1
Безвозвратные
0,8
2,5
20,0
25,0