VIII. Общие требования к проверке, корректировке и оценке электронных паспортов территорий (объектов)

VIII. Общие требования к проверке, корректировке
и оценке электронных паспортов территорий (объектов)

Проверка Паспортов организуется с целью оценки достоверности, актуальности и полноты содержащейся в них информации, а также с целью совершенствования работы по подготовке информационно-справочных материалов и сбору оперативной информации, предназначенной для принятия управленческих решений, оптимизации управления ОПУ РСЧС и их сил, проведения превентивных мероприятий, направленных на снижение рисков, присущих данной территории или объекту, организации информирования населения.

Для организации проверки, корректировки и оценки Паспортов создаются группы повседневной проверки и круглосуточного контроля соответствующего уровня из числа должностных лиц организаций, осуществляющих непосредственное руководство за разработкой, корректировкой, совершенствованием и использованием Паспортов. В зависимости от решаемых группами задач на каждом из уровней их состав должен носить межведомственный характер с обязательным привлечением заинтересованных специалистов ФОИВ, территориальных органов ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Группа повседневной проверки создается:

в НЦУКС - из числа специалистов по направлениям деятельности (экстренное реагирование и применение сил и средств, в том числе авиации, оперативно-аналитическое, организация информирования населения) с привлечением специалистов ОПУ Ф и ТП РСЧС, взаимодействующих ФОИВ и организаций;

в территориальных органах МЧС России из числа специалистов подразделений, выполняющих задачи оперативного реагирования, мониторинга и прогнозирования ЧС, с привлечением специалистов территориальных органов ФОИВ и органов местного самоуправления (межведомственные рабочие группы на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, состав которых утвержден решениями КЧС и ОПБ).

Основными целями и задачами группы повседневной проверки являются:

организация работы с Паспортами в различных режимах функционирования;

оценка рисков в Паспортах;

организация межведомственного взаимодействия по корректировке информации в Паспортах, ведение графиков корректировки и планов корректировки информационных ресурсов территориальных органов ФОИВ;

проведение ежедневного инструктажа заступающей оперативной дежурной смены по вопросам организации работы с Паспортами;

проверка полноты, качества и достоверности информации, отображаемой в Паспортах;

контроль устранения недостатков в Паспортах, выявленных ОДС и ответственными лицами в территориальных органах МЧС России;

проверка организации работы в территориальных органах МЧС России по наполнению информацией Паспортов и своевременному внесению в них изменений (для рабочих групп НЦУКС и регионального центра);

методическое сопровождение группы круглосуточного контроля;

ведение аналитической работы, направленной на совершенствование структуры Паспортов, порядка отражения информации и повышение ее достоверности в Паспортах;

ведение работы по совершенствованию Паспортов;

организация обучения специалистов ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России, должностных лиц дежурных служб, а также участие в обучении работников ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ, организаций, а также председателей КЧС и ОПБ различного уровня.

Руководителем группы повседневной проверки, осуществляющим общий контроль за работой с Паспортами и информационными ресурсами является:

в НЦУКС - начальник центра (оперативно-аналитического);

в территориальных органах МЧС России - заместитель руководителя территориального органа МЧС России, курирующий вопросы антикризисного управления или защиты, мониторинга и предупреждения ЧС, назначенный приказом руководителя соответствующего территориального органа.

С целью более качественной и детальной организации работы каждый раздел Паспорта закрепляется за определенным должностным лицом (специалистом).

Должностные лица, закрепленные за разделами паспортов, осуществляют методическую поддержку (по направлениям деятельности) использования и корректировки Паспортов ОПУ РСЧС.

Должностные лица группы повседневной проверки ежедневно проводят инструктаж заступающей смены о порядке и регламенте организации проверки Паспортов, организуют информационное взаимодействие с другими ответственными подразделениями (группами повседневной проверки) НЦУКС, территориальными органами МЧС России и ФОИВ, проводят работу по совершенствованию и ведению корректировки Паспортов.

Основными исполнителями по отработке Паспортов являются должностные лица рабочих групп территориальных органов МЧС России (по направлениям деятельности), а также специалисты межведомственных рабочих групп.

При необходимости специалисты рабочих групп территориальных органов МЧС России в соответствии с Планом корректировки проводят выездные рабочие встречи в территориальных органах ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организациях, в ходе которых уточняют и вносят изменения в Паспорта. Также информация может быть уточнена по письменным запросам.

Группа круглосуточного контроля создается из числа специалистов ОДС ОПУ РСЧС соответствующего уровня.

Основными целями и задачами группы круглосуточного контроля являются:

организация работы с Паспортами в круглосуточном режиме;

проверка и оценка состояния Паспортов в ходе учений и тренировок при неблагоприятном прогнозе, угрозах и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий);

контроль устранения (устранение) выявленных недостатков в Паспортах в круглосуточном режиме;

организация межведомственного взаимодействия по уточнению информации в Паспортах по линии ОДС ОПУ РСЧС.

Руководителем группы круглосуточного контроля, осуществляющим непосредственную организацию проверки в ходе дежурства, является старший оперативный дежурный (далее - СОД) соответствующего органа повседневного управления.

Для более детальной и квалифицированной проверки, оценки состояния отработки всех имеющихся Паспортов каждый раздел закрепляется за определенным специалистом ОДС по его направлению деятельности. За время дежурства специалисты ОДС осуществляют проверку полноты сведений в Паспортах по направлениям деятельности. Проводят сравнительный анализ информации, отраженной в Паспортах (обстановка по наихудшему сценарию развития), с фактической обстановкой (реально возникшей обстановкой), а также формируют данные и передают сведения о результатах проверки специалисту ОДС по Паспортам (ответственному за обобщение информации). В ходе проведения проверки сведений учитывается информация на всех уровнях - объектовом, муниципальном, региональном, межрегиональном.

Специалист по Паспортам (ответственный за обобщение информации) производит сбор данных проверки, анализирует информацию, поступившую от всех специалистов ОДС по направлениям, привлеченных к проверке, составляет отчет о проверке, выставляет оценки Паспортам по соглашению с руководителем группы круглосуточного контроля. При этом отрабатывается форма 1/ПТ (Приложение 3).

В случае обнаружения недостатков, выявленных в ходе проверки, специалист по Паспортам устанавливает сроки на устранение недостатков и направляет отчет в ОПУ межрегиональных, региональных, муниципальных и объектовых уровней для последующего устранения недостатков.

Проверка и корректировка Паспортов проводится в ходе:

1. Комплексных и ежедневных тренировок (осуществляется проверка разделов Паспорта, соответствующих тематике проводимых учений).

2. Получения сведений о неблагоприятном прогнозе возникновения чрезвычайных ситуаций (осуществляется проверка соответствующих разделов Паспорта исходя из вида прогнозируемой чрезвычайной ситуации).

3. Возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий (осуществляется проверка соответствующих разделов Паспорта).

4. Плановой проверки (осуществляется проверка всех или отдельных разделов Паспорта с целью контроля пригодности к работе).

5. Плановой корректировки тематических разделов в соответствии с графиками и планами корректировки информационных ресурсов.

6. Повторной проверки в соответствии со сроками, определенными на устранение ранее выявленных недостатков в ведомости контроля устранения недостатков.

В ходе проведения корректировки Паспорта по факту возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) необходимо отобразить реально сложившуюся обстановку (тип ЧС, место, дата и время ЧС, причины возникновения ЧС, основные параметры ЧС, количество погибших и пострадавших, численность населения с нарушенными условиями жизнедеятельности, количество сил и средств, привлеченных к ликвидации последствий ЧС) с внесением ее в соответствующий раздел Паспорта.

Срочное устранение недостатков проводится при угрозах и фактах возникновения ЧС и происшествий. Срочное устранение недостатков проводится в срок от 3-х часов до 5-и суток силами групп круглосуточного контроля с привлечением, при необходимости, представителей территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и администраций объектов. В оперативном режиме первоначальная корректировка проводится в течение суток с момента возникновения ЧС (происшествия). Ответственным за своевременное устранение недостатков назначается СОД ЦУКС территориального органа МЧС России. При необходимости для уточнения информации привлекаются специалисты групп повседневной проверки.

Плановое устранение недостатков проводится при заблаговременной подготовке Паспорта. Рекомендуемые сроки устранения недостатков при плановой проверке Паспортов:

объект - до 20 дней;

населенный пункт - до 12 дней;

муниципальное образование (район) - до 10 дней;

субъект Российской Федерации, федеральный округ - до 10 дней.

Плановое устранение недостатков проводится силами групп повседневной проверки с привлечением при необходимости специалистов групп круглосуточного контроля.

Если недостатки по Паспорту существенные, а замечания не могут быть устранены до конца текущей смены, специалист по Паспортам передает указанные замечания по смене, при этом отрабатывается форма 1-1/ПТ (Приложение 4).

По каждому из проверенных Паспортов составляется отчет о проверке с присвоением порядкового номера, соответствующего номеру в ведомости выявленных недостатков при проверке Паспортов за сутки (форма 1/ПТ).

По окончании дежурства специалист по Паспортам докладывает в группу повседневной проверки о проделанной работе за сутки с представлением отчета о результатах проверки Паспортов за сутки по форме 1/ПТ.

Порядок представления отчетной информации

В целях контроля работы с Паспортами в ОДС НЦУКС и территориальных органов МЧС России специалисты по работе с Паспортами ежедневно отрабатывают форму 1/ПТ "Ведомость выявленных недостатков при проверке Паспортов", а также "Ведомость контроля устранения недостатков в Паспортах" и их обновления на серверах в связи с разными сроками корректировки (форма-1/ПТ) (в выходные и праздничные дни формы 1/ПТ, 1-1/ПТ за каждые сутки передаются по смене между специалистами по Паспортам ОДС до наступления рабочего дня с целью передачи документов за все сутки в группу повседневного контроля).

Доклад о проведенной корректировке Паспортов и их обновлении на серверах проводится по линии ОДС с заполнением ведомости контроля устранения недостатков и представлением ответного отчета устранения недостатков в паспорте. Сведения по Паспортам, не обновленным в установленный срок, передаются по смене для осуществления дополнительного контроля.

Проверка устранения недостатков в Паспортах проводится в обязательном порядке по паспортам, оцененным на "неудовлетворительно". По Паспортам, оцененным на "удовлетворительно", но имеющим незначительные замечания, проверка устранения ранее выявленных недостатков может проводиться при последующей плановой проверке Паспорта (на решение руководителя группы).

Проверка устранения недостатков по Паспортам, находящимся на контроле срочного устранения недостатков, проводится силами групп круглосуточного контроля, проверка устранения недостатков по Паспортам при их плановой корректировке проводится группами повседневного контроля с привлечением при необходимости специалистов групп круглосуточного контроля.

Также руководитель группы круглосуточного контроля докладывает руководителю группы повседневной проверки о проблемных вопросах, возникших при проверке Паспортов.

Руководитель группы повседневной проверки для устранения недостатков организует работу группы по проведению детального анализа чрезвычайной ситуации, по проверке и корректировке Паспортов по всем уровням.

Члены группы повседневной проверки вторично анализируют всю фактическую информацию по чрезвычайной ситуации, уточняют обнаруженные в Паспортах недостатки.

При анализе чрезвычайных ситуаций муниципального и межмуниципального характера члены группы на первом этапе получают всю необходимую уточненную информацию по направлениям деятельности:

от представителей потенциально опасного объекта, авария которого привела к чрезвычайной ситуации;

органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), на территории которого сложилась чрезвычайная ситуация;

страховых компаний, с которыми организация, эксплуатирующая потенциально опасный объект, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

При анализе ЧС регионального, межрегионального и федерального характера кроме вышеуказанных представителей члены группы получают информацию от ФОИВ, привлекаемых в рамках функциональной подсистемы РСЧС для организации ликвидации ЧС.

В группе повседневной проверки в течение недели (за период с пятницы по четверг) формируются "Сводная ведомость по проверке Паспортов за неделю на территории федерального округа (субъекта Российской Федерации)" (форма 2/ПТ) и "Сравнительная характеристика проверки Паспортов за неделю на территории федерального округа (субъекта Российской Федерации)" (форма 3/ПТ) (Приложения 5 и 6). Формы направляются в соответствии с регламентом (Приложение 7):

из главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации в региональные центры еженедельно в четверг, следующий за отчетным периодом;

из региональных центров в НЦУКС еженедельно в пятницу, следующую за отчетным периодом по электронному адресу ведомственной сети МЧС России (интранет): ftp:\\10.21.62.69\Паспорт территории\ФО\0.1. Проверка ПТ.

Дополнительно с формами 2 ПТ и 3 ПТ на сервере НЦУКС размещаются отчеты о проверках каждого Паспорта за отчетный период по адресу ftp:\\10.21.62.69\Паспорт территории\ФО\#Проверка Паспортов территорий и объектов\Год\Дата.

Формы 2 ПТ и 3 ПТ заполняются на основании ежедневных отчетов "Ведомости выявленных недостатков при проверке Паспортов" (форма 1 ПТ), формируемых ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России, а также на основании отчетных документов по чрезвычайным ситуациям, происшествиям и тренировкам.

Оценка отработанных Паспортов определяется по двум критериям:

количество;

качество.

Количество информации в Паспортах оценивается по двум показателям:

"Выполнено" - в Паспорте представлена вся информация согласно структуре, а также представлены все риски возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий, характерных для рассматриваемой территории.

"Не выполнено" - в Паспорте отсутствует риск (риски) возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий, характерных для рассматриваемой территории (объекта), или отсутствуют разделы, необходимые для отработки в любом Паспорте.

Качество отработки оценивается путем проведения анализа информации, содержащейся в Паспорте, достоверности оценки рисков, планирования группировки сил и мероприятий по защите населения и территорий, соответствия информации, отраженной в Паспортах (обстановка по наихудшему сценарию развития), с фактической обстановкой (реально возникшей обстановкой), представленной в информационном донесении (пояснительной записке). При оценке качества особое внимание уделяется картографической информации и схемам, контактной информации, что обеспечивает выполнение задач по планированию и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Критерии оценки качества Паспортов:

"Удовлетворительно"

1. Наличие незначительных нарушений при оформлении графической и текстовой информации в Паспорте.

2. Наличие несущественных ошибок в указании точных названий административно-территориальных единиц, их границ и краткой характеристики территории (объекта) (общая информация по территории и т.д.).

3. Соответствие информации, отраженной в Паспортах (обстановка по наихудшему сценарию развития), с фактической обстановкой (реально возникшей обстановкой), представленной в информационном донесении (пояснительной записке).

4. Своевременно уточненный и соответствующий действительности состав сил и средств РСЧС, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС и происшествий.

5. Информация по рискам возникновения ЧС и происшествий, характерных для данной территории, представлена в полном объеме.

6. Использована картографическая основа высокой детализации, соответствующая масштабу рассматриваемой территории.

7. Информационно-справочные материалы представлены в полном объеме.

8. Отработано не менее 85% требований к нанесению графической и текстовой информации на тематические слои возможных рисков на топографической основе.

9. Информация, представленная в Паспорте, соответствует сведениям по рассматриваемым рискам в ИСС "База ЧС".

"Неудовлетворительно"

1. Полное несоответствие по оформлению Паспорта.

2. Общая информация относительно территории (объекта) неактуальна или представлена не в полном объеме.

3. Не соответствие информации, отраженной в Паспортах (обстановка по наихудшему сценарию развития), с фактической обстановкой (реально возникшей обстановкой), представленной в информационном донесении (пояснительной записке).

4. Перечень рисков не соответствует специфике территории.

5. Пропущены тематические слои возможных рисков на топографической основе.

6. Низкая штабная культура в представленном документе.

7. Использована картографическая основа низкой детализации, не соответствующая масштабу рассматриваемой территории.

8. Информация по рискам возникновения ЧС и происшествий, характерных для данной территории, в полном объеме не представлена.

9. Информация, представленная в Паспорте, не соответствует сведениям по рассматриваемым рискам в ИСС "База ЧС".

10. Определенный риск в Паспорте не рассмотрен.

11. Паспорт не имеет практической ценности.

При оценке качества Паспортов учитываются особенности отработки паспортов, изложенные в разделе IV.

После определения качественного и количественного показателей выставляется общая оценка:

Оценка "удовлетворительно" выставляется при оценке за количество "выполнено" и оценке за качество "удовлетворительно" за каждый из проверенных разделов.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется при оценке за количество "не выполнено" или оценке за качество "неудовлетворительно" хотя бы за один из разделов Паспорта.

Оценка качества устранения недостатков

Недостатки в Паспорте считаются устраненными, когда откорректированы все разделы (риски), по которым имелись замечания. В противном случае паспорт считается не откорректированным.