3.4. Создание группировки сил гражданской обороны

3.4. Создание группировки сил гражданской обороны

Группировки сил создаются заблаговременно, в мирное время, а полное их развертывание завершается в период перевода гражданской обороны с мирного на военное время или с началом войны. Создание группировок сил предусматривается планами гражданской обороны и защиты населения.

Состав группировок сил уточняется при угрозе нападения противника и после нанесения им ударов с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема АСДНР в очагах поражения.

Группировка сил гражданской обороны должна отвечать замыслу предстоящих действий и обеспечивать:

возможность быстрого приведения сил в полную готовность к выполнению задач по предназначению;

своевременное выдвижение сил к очагу поражения и выполнение АСДНР в кратчайшие сроки;

сосредоточение основных усилий на наиболее важных участках (объектах) работ в целях спасения наибольшего количества людей, быстрого оказания помощи пораженным и эвакуации их в лечебные учреждения;

развертывание, непрерывное проведение и завершение всего комплекса АСДНР в сжатые сроки;

возможность осуществления маневра силами;

наращивание усилий и своевременную требуемую замену аварийно-спасательных и других сил и средств на участках (объектах) работ;

радиационную, химическую и биологическую защиту сил;

устойчивое управление силами и поддержание непрерывного взаимодействия между ними.

Состав группировки сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации, городов, районов определяется исходя из наличия сил и средств, имеющихся в распоряжении соответствующих руководителей и расчетов потребности в силах гражданской обороны с учетом предстоящего перечня и объема аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также решаемых других задач в условиях ведения войны с использованием обычного (в том числе высокоточного) оружия и возможной эскалацией ее в войну с ограниченным применением ядерного оружия.

Группировка сил гражданской обороны, как правило, состоит из первого, второго эшелонов и резерва. По условиям обстановки или при незначительных силах группировка сил может состоять из одного эшелона.

Первый эшелон группировки сил предназначен для развертывания и проведения АСДНР на объектах, продолжающих производственную деятельность в городе, а также в других местах, где в момент нападения противника могли находиться люди. В состав первого эшелона обычно включаются спасательные воинские формирования МЧС России, аварийно-спасательные силы категорированных городов и объектов, продолжающих производственную деятельность в военное время. В зависимости от обстановки в первый эшелон могут включаться также силы гражданской обороны районов, расположенных вблизи категорированных городов.

Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта АСДНР, а также для требующейся замены частей (подразделений) и сил гражданской обороны первого эшелона. В его состав могут быть включены воинские спасательные формирования постоянной готовности, силы гражданской обороны, не вошедшие в состав первого эшелона, в том числе силы гражданской обороны районов (сельских), расположенных вблизи категорированных городов, с последующим привлечением сил гражданской обороны отдаленных районов (сельских).

Силы гражданской обороны, входящие в состав того или иного эшелона, с учетом сложившейся в зоне работ обстановки (в том числе радиационной) распределяются, как правило, по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры. В состав смен должны включаться различные по своему предназначению силы и средства, способные проводить весь комплекс АСДНР.

Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач и для замены сил гражданской обороны первого и второго эшелонов. В состав резерва включаются формирования гражданской обороны, не вошедшие в состав эшелонов, силы гражданской обороны отдаленных районов (сельских), а также силы и средства, выведенные из очагов поражения после выполнения поставленных задач.

Часть спасательных воинских формирований и нештатных аварийно-спасательных формирований и служб может содержаться в повышенной готовности со сроками приведения в готовность не более 6 - 8 часов. Определяется это решением и оформляется приказом соответствующего руководителя.

Формирования повышенной готовности используются в основном для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи и выполнения других возложенных на них задач. Все остальные формирования находятся в повседневной готовности со сроками готовности до 24 часов.

Вид и количество формирований гражданской обороны, а также их численность определяются с учетом:

особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время;

наличия людских ресурсов, специальной техники, имущества, запасов материально-технических средств;

объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.

Готовность создаваемых группировок сил гражданской обороны к выполнению задач по предназначению достигается: обеспечением укомплектованности личным составом и технической оснащенностью (по основным видам техники, оборудования и приборов) сил группировок, своевременным уточнением их состава в связи с происходящими изменениями; правильной организацией и проведением специальной подготовки сил к предстоящим действиям в соответствии с их предназначением и особенностями прикрываемых территорий и важнейших объектов; выполнением планов и организационно-методических указаний (на очередной год) по проведению учений и тренировок; обеспечением непрерывного и твердого руководства силами группировок; организацией системы связи с необходимым дублированием каналов связи; поддержанием взаимодействия с органами управления сил, подчиненных соответствующим федеральным органам исполнительной власти и с военным командованием, выделяющим силы и средства для выполнения задач в области гражданской обороны.

Ответственность за создание, подготовку и поддержание в готовности АСФ несут руководители организаций, на базе которых они созданы.

Готовность формирований гражданской обороны проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях гражданской обороны. Проверка готовности формирований гражданской обороны осуществляется:

представителями МЧС России (по предписанию Министра или его заместителей) по согласованию с соответствующими руководителями - в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях;

руководителями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (лично или по их поручению) во всех организациях, находящихся в сфере их влияния.