10. Проведение плановой проверки
Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки, является наступление периода времени календарного года, в течение которого соответствующему органу ГПН надлежит провести запланированную в установленном порядке проверку объекта защиты, органа власти.
Предметом плановой проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
Плановая проверка проводится в форме выездной проверки по месту нахождения объекта защиты, органа власти.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом ГПН не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения органа ГПН о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В случае проведения плановой проверки объекта защиты, правообладателем которого является член саморегулируемой организации, орган ГПН дополнительно уведомляет саморегулируемую организацию не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения органа ГПН о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, в том числе:
- выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- содержание территории, зданий, сооружений и помещений, технологических установок, инженерных сетей;
- состояние эвакуационных путей и выходов;
- наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;
- наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты, а именно:
- средства огнезащиты;
- системы противодымной защиты;
- заполнение в проемах противопожарных преград;
- лестницы пожарные наружные стационарные, ограждения кровли;
- внутренний противопожарный водопровод;
- системы автоматической пожарной сигнализации;
- огнетушащие вещества;
- системы автоматического пожаротушения;
- электроустановки и электрооборудование;
- системы оповещения и управления эвакуацией;
- готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
- создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;
- наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности;
- наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;
- наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
В случае проведения расчета пожарного риска на объект защиты проверяется только обоснованность применения исходных данных, используемых для проведения расчета пожарного риска, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и с вынесением мотивированного решения лица (лиц), проводящего (проводящих) проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.
Одновременно с [5] вступили в действие "Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272. Данные Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных [5], при составлении декларации пожарной безопасности.
Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными [5].
Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утвержденным МЧС России:
1. Приказ МЧС России от 30.06.2009 N 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности".
2. Приказ МЧС России от 10.07.2009 N 404 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах".
Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:
- наименование использованной методики;
- описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
- результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;
- перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
- вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям осуществляется проверка в соответствии настоящего пункта:
- выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;
- готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
- создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания обязательных требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
- наличие лицензии юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
- наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;
- разработка для производств планов тушения пожаров;
- наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;
- соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
- выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
В обобщенном виде алгоритм проведения проверки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности приведен на рисунке 2. В указанном алгоритме рассматривается методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, как наиболее часто используемая.
На рисунках 3, 4 приведен алгоритм проведения проверки соответствия объектов защиты типовым требованиям пожарной безопасности и риск-ориентированными требованиями.
┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Проверка выполнения требований пожарной безопасности, │ │ установленных техническими регламентами, принятыми в │ │ соответствии с Федеральным законом "О техническом │ │регулировании" Проверка в соответствии п.п. 2 - 11 п. 43│ │ Административного регламента (Приказ МЧС России от │ │ 28.06.2012 N 375) │ └───────────────────────────┬────────────────────────────┘ │ \/ нет ┌──────────────────────────────────────┐ да ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┤Расчет по оценке пожарного риска на ├─────────────────┐ │объект защиты проводился? │ │ │ └──────────────────────────────────────┘ │ \/ \/ ┌───────────────────────────────────┐ ┌───────────────┐ ┌───────────────────────────────────┐ │ Проверка выполнения требований │ │ Вынесение │ │Проверка соответствия исходных│ │нормативных документов по перечню, │ │мотивированного│ │данных, применяемых в расчете,│ │утвержденному Приказом Росстандарта│ │ решения о │ │фактическим данным, полученным│ │ от 16.04.2014 N 47/4 │ │ неприятии │несоответствие│в ходе обследования объекта, и│ ┌─┤ │<─ ─┤ результатов │<─ ─ ─ ─ ─ ─ ─│соответствия расчета требованиям,│ │ │ Проверка выполнения требований │ │ расчета по │ │установленным Правилами проведения│ │ │ "Правил противопожарного режима в │ │ оценке │ │расчетов по оценке пожарного риска,│ │ │Российской Федерации" (см. рис. 3) │ │пожарного риска│ │утвержденными постановлением│ │ └─────────────────┬─────────────────┘ └───────────────┘ │Правительства Российской Федерации│ │ невыполнение │от 31.03.2009 N 272 (см. рис 4) │ │ \/ └────────────┬──────────────────────┘ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │Объект защиты был введен в эксплуатацию либо проектная│ │ соответствие │ │документация на него была направлена на экспертизу до │ │ │ │дня вступления в силу соответствующих положений │ │ │ │Федерального закона N 123-ФЗ? │ │ │ └─────────┬─────────────────────────────────┬──────────┘ │ │ нет │ да │ │ │ \/ │ │ ┌──────────────────────────────────────┐ │ │ │ │Проверка выполнения требований, │ │ │ невыполнение│действовавших до дня вступления в силу│ выполнение │ │ ├ ─ ─ ─ ─ ─ ─┤соответствующих положений Федерального├────────────────────┤ │ │закона N 123-ФЗ │ │ │ │ └──────────────────────────────────────┘ │ │ \/ \/ │ выполнение ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ └────────────┤ Составление Акта проверки/предписания │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рисунок 2 - Обобщенный алгоритм проведения проверки
соответствия объектов защиты ТПБ
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Подготовка к проверкам объектов - применению типовых требований │ │ пожарной безопасности, включающая в себя отбор и повторное ознакомление │ │ с нормативной и профессионально значимой информацией, распространяющей │ │ свое действие на проверяемый объект │ └───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘ │ \/ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Применение типовых требований пожарной безопасности в ходе проверки │ │ (экспертизы), включающее в себя соотнесение требований пожарной │ │ безопасности с реальным объектом (проектными решениями) с целью │ │ установления их соответствия │ └───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘ │ \/ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Предварительное оформление результатов проверки (экспертизы), включающее │ │ в себя формулирование перечня выявленных нарушений и составление акта │ │ проверки, проекта предписания (проекта заключения экспертизы) с │ │ нормативным обоснованием необходимости устранения выявленных нарушений │ └───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘ │ \/ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Обсуждение и окончательное оформление результатов проверки (экспертизы), │ │ включающее в себя оценку обоснованности предъявляемых требований, │ │ корректировку проекта предписания (заключения эксперта) и вручение │ │ предписания его исполнителю │ └───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘ │ \/ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Применение мер административного воздействия, включающее в себя │ │ составление протокола о нарушении требований пожарной безопасности, │ │ собирание доказательств о наличии угрозы людям, направление материалов │ │ в суд и участие в судебных разбирательствах │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рисунок 3 - Алгоритм проведения проверки соответствия
объектов защиты типовым требованиям пожарной безопасности
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Определение геометрических характеристик обследуемых помещений (зданий) │ └───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘ │ \/ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Определение пожароопасных свойств пожарной нагрузки │ └───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘ │ \/ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Определение вида пожара, который может произойти в обследуемом помещении │ │(здании) (во всем объеме либо в его части) - взрыв с последующим горением│ │ либо горение твердых горючих материалов │ └───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘ │ \/ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Определение количества людей, находящихся в обследуемом помещении │ │ (здании) │ └───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘ │ \/ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Определение возможности эвакуации людей до наступления предельно │ │ допустимых значений опасных факторов пожара в безопасную зону и выбор │ │ способов обеспечения их безопасной эвакуации │ └───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘ │ \/ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Проверка соответствия расчетных значений пожарного риска нормативному │ │ значению в соответствии со ст. ст. 79 и 93 ФЗ N 123 │ └───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘ │ \/ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Применение способов обеспечения безопасной эвакуации людей в случаях, │ │ если они не успевают эвакуироваться до наступления предельно допустимых │ │значений опасных факторов пожара, а также способов защиты собственного и │ │чужого имущества (в т.ч. страхования собственного имущества и страхования│ │ риска причинения вреда чужому имуществу возможным пожаром) - разработка │ │ дополнительных мер, выполнение которых является обязательным │ └───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘ │ \/ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Квалификация нарушений требований пожарной безопасности и применение мер │ │ административного воздействия за невыполнение обязательных требований │ │ пожарной безопасности │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рисунок 4 - Алгоритм проведения проверки соответствия
объектов защиты риск-ориентированным требованиям
пожарной безопасности
Во время проведения плановой проверки осуществляется:
1) анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих правообладателя объекта защиты, права и обязанности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, и в документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов ГПН.
К указанным документам относятся:
- правоустанавливающие документы на объект защиты, учредительные документы;
- документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностные инструкции);
- декларация пожарной безопасности;
- имеющиеся в органе ГПН предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;
- материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;
- техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;
- технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;
- договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договоры на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;
- лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
- сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
2) оценка соответствия деятельности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, требованиям пожарной безопасности с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):
- обследования объекта защиты (визуального осмотра);
- отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;
- проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.
Проведение указанных мероприятий осуществляется в присутствии уполномоченных должностных лиц органа власти, объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.
В отношении органов власти плановые проверки проводятся с осуществлением анализа реализуемых органами власти полномочий в области пожарной безопасности, установленных федеральным законодательством Российской Федерации.
В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности, являющихся основаниями для проведения внеплановой проверки (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинение вреда жизни, здоровью граждан), лицами, фактически осуществляющими деятельность на объекте надзора, но в отношении которых не проводится проверка, государственным инспектором (государственными инспекторами) по пожарному надзору, осуществляющим (осуществляющими) проверку, готовится мотивированный рапорт на имя начальника органа ГПН о необходимости проведения внеплановой проверки.
Фактические данные, собранные на этапе проверки, могут также служить основой для проведения уголовно-процессуального расследования (дознание о пожаре), производства по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности или при судебном рассмотрении гражданско-правового иска, связанного с последствиями пожара.