10. Проведение плановой проверки

10. Проведение плановой проверки

Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки, является наступление периода времени календарного года, в течение которого соответствующему органу ГПН надлежит провести запланированную в установленном порядке проверку объекта защиты, органа власти.

Предметом плановой проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

Плановая проверка проводится в форме выездной проверки по месту нахождения объекта защиты, органа власти.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом ГПН не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения органа ГПН о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В случае проведения плановой проверки объекта защиты, правообладателем которого является член саморегулируемой организации, орган ГПН дополнительно уведомляет саморегулируемую организацию не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения органа ГПН о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, в том числе:

- выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

- содержание территории, зданий, сооружений и помещений, технологических установок, инженерных сетей;

- состояние эвакуационных путей и выходов;

- наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;

- наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты, а именно:

- средства огнезащиты;

- системы противодымной защиты;

- заполнение в проемах противопожарных преград;

- лестницы пожарные наружные стационарные, ограждения кровли;

- внутренний противопожарный водопровод;

- системы автоматической пожарной сигнализации;

- огнетушащие вещества;

- системы автоматического пожаротушения;

- электроустановки и электрооборудование;

- системы оповещения и управления эвакуацией;

- готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

- создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;

- наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности;

- наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;

- наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.

В случае проведения расчета пожарного риска на объект защиты проверяется только обоснованность применения исходных данных, используемых для проведения расчета пожарного риска, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и с вынесением мотивированного решения лица (лиц), проводящего (проводящих) проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.

Одновременно с [5] вступили в действие "Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272. Данные Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных [5], при составлении декларации пожарной безопасности.

Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными [5].

Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утвержденным МЧС России:

1. Приказ МЧС России от 30.06.2009 N 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности".

2. Приказ МЧС России от 10.07.2009 N 404 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах".

Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:

- наименование использованной методики;

- описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;

- результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;

- перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;

- вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям осуществляется проверка в соответствии настоящего пункта:

- выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

- правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

- готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

- создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания обязательных требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

- наличие лицензии юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

- наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;

- разработка для производств планов тушения пожаров;

- наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

- соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

- выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

В обобщенном виде алгоритм проведения проверки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности приведен на рисунке 2. В указанном алгоритме рассматривается методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, как наиболее часто используемая.

На рисунках 3, 4 приведен алгоритм проведения проверки соответствия объектов защиты типовым требованиям пожарной безопасности и риск-ориентированными требованиями.

                          ┌────────────────────────────────────────────────────────┐
                          │ Проверка выполнения требований пожарной безопасности,  │
                          │  установленных техническими регламентами, принятыми в  │
                          │   соответствии с Федеральным законом "О техническом    │
                          │регулировании" Проверка в соответствии п.п. 2 - 11 п. 43│
                          │   Административного регламента (Приказ МЧС России от   │
                          │                   28.06.2012 N 375)                    │
                          └───────────────────────────┬────────────────────────────┘
                                                      │
                                                      \/
                            нет    ┌──────────────────────────────────────┐    да
                    ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┤Расчет по оценке пожарного риска на   ├─────────────────┐
                                   │объект защиты проводился?             │                 │
                    │              └──────────────────────────────────────┘                 │
                    \/                                                                      \/
  ┌───────────────────────────────────┐    ┌───────────────┐              ┌───────────────────────────────────┐
  │  Проверка выполнения требований   │    │   Вынесение   │              │Проверка    соответствия   исходных│
  │нормативных документов по перечню, │    │мотивированного│              │данных,   применяемых  в   расчете,│
  │утвержденному Приказом Росстандарта│    │   решения о   │              │фактическим    данным,   полученным│
  │       от 16.04.2014 N 47/4        │    │   неприятии   │несоответствие│в  ходе   обследования  объекта,  и│
┌─┤                                   │<─ ─┤  результатов  │<─ ─ ─ ─ ─ ─ ─│соответствия  расчета  требованиям,│
│ │  Проверка выполнения требований   │    │  расчета по   │              │установленным Правилами  проведения│
│ │ "Правил противопожарного режима в │    │    оценке     │              │расчетов по оценке пожарного риска,│
│ │Российской Федерации" (см. рис. 3) │    │пожарного риска│              │утвержденными        постановлением│
│ └─────────────────┬─────────────────┘    └───────────────┘              │Правительства Российской  Федерации│
│      невыполнение                                                       │от 31.03.2009 N 272 (см. рис 4)    │
│                   \/                                                    └────────────┬──────────────────────┘
│   ┌──────────────────────────────────────────────────────┐                           │
│   │Объект защиты был введен в эксплуатацию либо проектная│                           │ соответствие
│   │документация на него была направлена на экспертизу до │                           │
│   │дня вступления в силу соответствующих положений       │                           │
│   │Федерального закона N 123-ФЗ?                         │                           │
│   └─────────┬─────────────────────────────────┬──────────┘                           │
│         нет                                   │ да                                   │
│             │                                \/                                      │
│                          ┌──────────────────────────────────────┐                    │
│             │            │Проверка выполнения требований,       │                    │
│              невыполнение│действовавших до дня вступления в силу│     выполнение     │
│             ├ ─ ─ ─ ─ ─ ─┤соответствующих положений Федерального├────────────────────┤
│                          │закона N 123-ФЗ                       │                    │
│             │            └──────────────────────────────────────┘                    │
│             \/                                                                       \/
│ выполнение ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
└────────────┤                   Составление Акта проверки/предписания                     │
             └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 2 - Обобщенный алгоритм проведения проверки
соответствия объектов защиты ТПБ

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│     Подготовка к проверкам объектов - применению типовых требований     │
│ пожарной безопасности, включающая в себя отбор и повторное ознакомление │
│ с нормативной и профессионально значимой информацией, распространяющей  │
│                   свое действие на проверяемый объект                   │
└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
                                    │
                                    \/
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│   Применение типовых требований пожарной безопасности в ходе проверки   │
│     (экспертизы), включающее в себя соотнесение требований пожарной     │
│     безопасности с реальным объектом (проектными решениями) с целью     │
│                      установления их соответствия                       │
└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
                                    │
                                    \/
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Предварительное оформление результатов проверки (экспертизы), включающее │
│  в себя формулирование перечня выявленных нарушений и составление акта  │
│     проверки, проекта предписания (проекта заключения экспертизы) с     │
│ нормативным обоснованием необходимости устранения выявленных нарушений  │
└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
                                    │
                                    \/
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Обсуждение и окончательное оформление результатов проверки (экспертизы), │
│    включающее в себя оценку обоснованности предъявляемых требований,    │
│   корректировку проекта предписания (заключения эксперта) и вручение    │
│                       предписания его исполнителю                       │
└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
                                    │
                                    \/
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│     Применение мер административного воздействия, включающее в себя     │
│   составление протокола о нарушении требований пожарной безопасности,   │
│ собирание доказательств о наличии угрозы людям, направление материалов  │
│               в суд и участие в судебных разбирательствах               │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 3 - Алгоритм проведения проверки соответствия
объектов защиты типовым требованиям пожарной безопасности

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Определение геометрических характеристик обследуемых помещений (зданий) │
└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
                                    │
                                    \/
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│           Определение пожароопасных свойств пожарной нагрузки           │
└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
                                    │
                                    \/
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Определение вида пожара, который может произойти в обследуемом помещении │
│(здании) (во всем объеме либо в его части) - взрыв с последующим горением│
│                 либо горение твердых горючих материалов                 │
└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
                                    │
                                    \/
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│    Определение количества людей, находящихся в обследуемом помещении    │
│                                (здании)                                 │
└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
                                    │
                                    \/
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│    Определение возможности эвакуации людей до наступления предельно     │
│  допустимых значений опасных факторов пожара в безопасную зону и выбор  │
│              способов обеспечения их безопасной эвакуации               │
└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
                                    │
                                    \/
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│  Проверка соответствия расчетных значений пожарного риска нормативному  │
│           значению в соответствии со ст. ст. 79 и 93 ФЗ N 123           │
└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
                                    │
                                    \/
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│  Применение способов обеспечения безопасной эвакуации людей в случаях,  │
│ если они не успевают эвакуироваться до наступления предельно допустимых │
│значений опасных факторов пожара, а также способов защиты собственного и │
│чужого имущества (в т.ч. страхования собственного имущества и страхования│
│ риска причинения вреда чужому имуществу возможным пожаром) - разработка │
│      дополнительных мер, выполнение которых является обязательным       │
└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
                                    │
                                    \/
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Квалификация нарушений требований пожарной безопасности и применение мер │
│  административного воздействия за невыполнение обязательных требований  │
│                          пожарной безопасности                          │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 4 - Алгоритм проведения проверки соответствия
объектов защиты риск-ориентированным требованиям
пожарной безопасности

Во время проведения плановой проверки осуществляется:

1) анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих правообладателя объекта защиты, права и обязанности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, и в документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов ГПН.

К указанным документам относятся:

- правоустанавливающие документы на объект защиты, учредительные документы;

- документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностные инструкции);

- декларация пожарной безопасности;

- имеющиеся в органе ГПН предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;

- материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;

- техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;

- технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;

- договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договоры на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;

- лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

- сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

2) оценка соответствия деятельности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, требованиям пожарной безопасности с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):

- обследования объекта защиты (визуального осмотра);

- отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;

- проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.

Проведение указанных мероприятий осуществляется в присутствии уполномоченных должностных лиц органа власти, объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.

В отношении органов власти плановые проверки проводятся с осуществлением анализа реализуемых органами власти полномочий в области пожарной безопасности, установленных федеральным законодательством Российской Федерации.

В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности, являющихся основаниями для проведения внеплановой проверки (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинение вреда жизни, здоровью граждан), лицами, фактически осуществляющими деятельность на объекте надзора, но в отношении которых не проводится проверка, государственным инспектором (государственными инспекторами) по пожарному надзору, осуществляющим (осуществляющими) проверку, готовится мотивированный рапорт на имя начальника органа ГПН о необходимости проведения внеплановой проверки.

Фактические данные, собранные на этапе проверки, могут также служить основой для проведения уголовно-процессуального расследования (дознание о пожаре), производства по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности или при судебном рассмотрении гражданско-правового иска, связанного с последствиями пожара.