2.3. "Методические рекомендации по разработке органами местного самоуправления муниципальных правовых актов в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (утв. МЧС России)

2.3. Муниципальный правовой акт "О создании сил гражданской обороны и поддержании их в состоянии готовности"

2.3. Муниципальный правовой акт "О создании сил гражданской
обороны и поддержании их в состоянии готовности"

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.

Согласно статье 15 Федерального закона N 28-ФЗ к силам гражданской обороны, которые могут создаваться органами местного самоуправления, относятся:

профессиональные аварийно-спасательные формирования;

нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ);

спасательные службы;

нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО).

В Положении о гражданской обороне в Российской Федерации определены основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях создания сил гражданской обороны и поддержании их в состоянии готовности.

Вопросы создания профессиональных аварийно-спасательных формирований в органах местного самоуправления регулируются законодательством в сфере создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в том числе муниципальными правовыми актами по данным вопросам.

Пунктами 4 и 9 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 <5> (далее - Порядок создания НАСФ), определены права органов местного самоуправления по созданию НАСФ и поддержанию их в состоянии готовности.

--------------------------------

<5> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2006 г., регистрационный N 7383.

Пунктом 8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, установлено, что по решению органов местного самоуправления могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами в соответствующих положениях о спасательных службах. Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения задач.

Пунктами 3 и 8 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 <6> (далее - Типовой порядок создания НФГО), определены функции органов местного самоуправления по созданию НФГО и поддержанию их в состоянии готовности.

--------------------------------

<6> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2015 г., регистрационный N 36034.

Таким образом, в муниципальном правовом акте "О создании сил гражданской обороны и поддержании их в состоянии готовности" рекомендуется:

отразить положения, направленные на реализацию прав органов местного самоуправления по созданию НАСФ и поддержанию их в состоянии готовности, указанных в пунктах 4 и 9 Порядка создания НАСФ. Например, определить организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают НАСФ (с указанием конкретных типов создаваемых формирований), и регламентировать другие связанные с этим вопросы;

установить виды и количество спасательных служб муниципального образования, определить ответственные за их создание структурные подразделения органов местного самоуправления. По решению органов местного самоуправления в данном муниципальном правовом акте могут быть утверждены положения о спасательных службах муниципального образования (после их согласования с руководителями соответствующих спасательных служб субъекта Российской Федерации);

включить положения, касающиеся реализации функций органов местного самоуправления по созданию НФГО и поддержанию их в состоянии готовности, приведенных в пунктах 3 и 8 Типового порядка создания НФГО. Например, определить организации, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, создающие НФГО (с указанием конкретных типов создаваемых формирований), регламентировать другие вопросы.

Указанные выше вопросы могут отражаться как в одном муниципальном правовом акте "О создании сил гражданской обороны и поддержании их в состоянии готовности", так и в самостоятельных муниципальных правовых актах, издаваемых по видам создаваемых сил гражданской обороны. Например, "О создании нештатных аварийно-спасательных формирований...", "О создании спасательных служб муниципального образования...", "О создании нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне...".

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D