Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
А.П.ЧУПРИЯН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О РАЗВИТИИ, ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И КОНТРОЛЯ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ
ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ "112"

Начальник Управления
информационных технологий и связи
С.В.ВЛАСОВ

Начальник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
А.Г.ЧИРИКОВ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ

GPS
-
Global Positioning System - система глобального позиционирования
АРМ
-
автоматизированное рабочее место
Вызов экстренных оперативных служб по единому номеру "112"
-
сообщение о происшествии или чрезвычайной ситуации - поступление в Систему-112 информации, требующей организации реагирования экстренных оперативных служб и (или) оказания психологической и (или) информационно-справочной поддержки лицам, обратившимся по вопросам обеспечения безопасности, предотвращения угроз жизни и здоровью, материального ущерба
ДДС
-
дежурно-диспетчерская служба, интегрируемая с системой - 112
Диспетчер
-
сотрудник дежурной службы ДДС
ЕДДС
-
единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования - орган повседневного управления подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, предназначенный для координации действий экстренных оперативных служб, действующих на территории муниципального образования, и создаваемый при органах управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
информационное взаимодействие
-
обмен информацией (данными) о происшествии или чрезвычайной ситуации в автоматизированном режиме с использованием современных средств идентификации и аутентификации, в результате применения которых однозначно определяются (идентифицируются) участники информационного взаимодействия, их правомочность, дата и время осуществления такого взаимодействия, а также гарантируются идентичность информации, отправленной одним участником информационного взаимодействия и полученной другим;
Минкомсвязь России
-
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
МЧС России
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Оператор
-
сотрудник дежурной службы ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС
Программа
-
федеральная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы"
Региональный ЦУКС МЧС России
-
центр управления в кризисных ситуациях главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации
РИВП
-
распределенная информационно-вычислительная платформа
РЦОВ
-
резервный центр обработки вызовов системы-112
Система-112
-
система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" - информационная система, развернутая на территории субъекта Российской Федерации, представляющая собой комплекс средств автоматизации, баз данных, средств защиты информации, информационно-телекоммуникационных сетей и персонала, обеспечивающая ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах по единому номеру "112" (сообщениях о происшествиях и чрезвычайных ситуациях)
ТЗ
-
техническое задание
УОВЭОС
-
узел обслуживания вызовов экстренных оперативных служб
ЦОВ-АЦ
-
центр обработки вызовов системы-112, развернутый на базе единой дежурно-диспетчерской службы административного центра субъекта Российской Федерации
ЦОВ-ЕДДС
-
центр обработки вызовов системы-112, развернутый на базе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования субъекта Российской Федерации
ЧС
-
чрезвычайная ситуация
ЭОС
-
экстренная оперативная служба - служба, имеющая силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на происшествия или чрезвычайные ситуации
ЭРА-ГЛОНАСС
-
Государственная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях

ВВЕДЕНИЕ

Создание, эксплуатация и развитие системы-112 осуществляются субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Для оказания содействия субъектам Российской Федерации в создании системы-112 реализована федеральная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы".

Создание системы-112 в основном завершено: в 50 субъектах Российской Федерации система-112 развернута в полном объеме; в оставшихся 35 субъектах Российской Федерации создание системы-112 завершается, при этом базовая инфраструктура системы-112 в них, в основном уже создана.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие методические материалы подготовлены с целью оказания помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальным органам МЧС России, иным организациям в проведении эксплуатации системы-112 и мероприятий по ее совершенствованию и развитию.

Методические материалы актуализированы по состоянию на март 2018 года, обобщают опыт создания, проведения испытаний и эксплуатации системы-112 в субъектах Российской Федерации и результаты проведенных по заказу МЧС России научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Цели, структура, порядок функционирования и развития системы-112 определены Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 958.

По итогам федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа), реализованной для оказания содействия субъектам Российской Федерации в создании системы-112:

76 субъектам Российской Федерации предоставлены субсидии из федерального бюджета на мероприятия по созданию системы-112;

9 субъектами Российской Федерации принято решение создать систему-112 за счет собственных средств и инвестиционных проектов.

В 50 субъектах Российской Федерации система-112 развернута в полном объеме, из них:

в 12 субъектах Российской Федерации система-112 введена в постоянную эксплуатацию (Республиках Татарстан и Коми, Воронежской, Калининградской, Калужской, Курской, Московской, Новосибирской и Тульской областях, г. Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре). В 2017 году в системах-112 этих субъектов обработано более 20 млн. вызовов.

в 38 субъектах Российской Федерации успешно проведены государственные приемочные испытания, выполняются рекомендации Государственной приемочной комиссии, ввод в постоянную эксплуатацию запланирован в 2018 году (Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Иркутской, Липецкой, Нижегородской, Костромской, Самарской, Свердловской, Орловской, Новгородской, Тюменской, Брянской, Ростовской, Рязанской, Смоленской, Ярославской, Магаданской, Владимирской, Челябинской областей, Камчатский, Приморский, Пермский край, Республике Хакасия, Мордовия, Калмыкия, Алтай, Башкортостан, Марий Эл, Чеченская, Дагестан, Ингушетия, Адыгея, Северная Осетия-Алания, Чувашия, Удмуртская, г. Севастополь, Ставропольский край - за счет собственных средств).

В оставшихся 35 субъектах Российской Федерации создание системы-112 завершается, при этом базовая инфраструктура системы-112 в них уже создана.

В 12 субъектах Российской Федерации реализовано постоянное информационное взаимодействие ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" и системы-112.

В 31 субъекте Российской Федерации завершаются мероприятия по техническому сопряжению ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" и системы-112.

В результате реализации Программы повысилась безопасность населения Российской Федерации и снизился социально-экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций и происшествий путем сокращения времени реагирования экстренных оперативных служб при обращениях населения по единому номеру "112".

1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМЫ-112

1.1. Развертывание системы-112

Развертывание системы-112 на территории субъекта Российской Федерации включает:

осуществление в соответствии с проектно-технической документацией закупки и поставки оборудования, организации (создания) сети связи и передачи данных системы-112;

осуществление строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

определение (создание) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации учреждения, уполномоченного на создание, эксплуатацию и развитие системы-112;

организацию профессиональной подготовки (переподготовки) персонала системы-112.

При выполнении работ первой очереди создается сегмент системы-112 субъекта Российской Федерации, развернутый в административном центре.

Первая очередь этапа включает выполнение следующих необходимых мероприятий:

создание центра обработки вызовов административного центра (далее - ЦОВ-АЦ);

создание сети связи и передачи данных системы-112 административного центра субъекта;

интеграция ДДС <1> административного центра с ЦОВ-АЦ, в том числе их оснащение комплексами средств автоматизации системы-112.

--------------------------------

<1> в настоящем документе под ДДС понимается весь перечень экстренных оперативных служб, оперативных служб организаций, интегрируемых в систему-112; в обязательном порядке с системой-112 должны быть интегрированы службы пожарной охраны, реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиции, скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети и "Антитеррор".

Первая очередь развертывания системы-112 в субъекте Российской Федерации завершается предварительными испытаниями сегмента системы-112, развернутого в административном центре, и приемкой его в опытную эксплуатацию.

При выполнении работ второй очереди этапа создается сегмент системы-112 субъекта Российской Федерации, включающий в себя все объекты системы-112, не вошедшие в состав объектов первой очереди, завершающий создание системы-112 на его территории в целом. Вторая очередь включает в себя:

оснащение единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) комплексами средств автоматизации системы-112;

создание резервного центра обработки вызовов (далее - РЦОВ) (по решению субъекта Российской Федерации);

создание сети связи и передачи данных системы-112 субъекта Российской Федерации;

интеграция ДДС муниципальных районов с системой-112, в том числе их оснащение комплексами средств автоматизации системы-112.

Вторая очередь включает проведение предварительных испытаний сегментов системы-112 в муниципальных образованиях, не вошедших в сегмент первой очереди, и приемку их в опытную эксплуатацию.

1.2. Подготовка персонала системы-112

Одной из важнейших составляющих качества функционирования системы-112 является уровень подготовки персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112 (операторского персонала центров обработки вызовов, диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб и дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб).

Организация обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, регламентируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 958, Методическими рекомендациями по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, направленными Письмом Минобрнауки России от 10.04.2014 N 06-381 в образовательные организации.

С целью предъявления единых требований к уровню подготовки персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, и контроля за качеством осуществления обучения МЧС России разработаны Методические рекомендации по организации обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112 <2>, утвержденные Статс-секретарем - заместителем Министра 01.09.2014 и регламентирующие порядок подготовки операторского и диспетчерского персонала с применением очной формы обучения.

--------------------------------

<2> размещены в сети Интернет на официальном сайте МЧС России по адресу http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/S 1 Arhn We 17.pdf.

Порядок подготовки операторского и диспетчерского персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112 с применением очно-заочной формы обучения и дистанционных образовательных технологий, определяется Методическими рекомендациями по проведению обучения персонала системы-112 с применением дистанционных образовательных технологий на базе образовательных организаций высшего образования МЧС России, учебных центров ФПС и учебно-методических центров субъектов Российской Федерации <3>, утвержденными 16.11.2015.

--------------------------------

<3> размещены в сети Интернет по адресу http://l 12.mchs.ru/cc_uploads/Metod_recomend_2015.pdf

Разработанные методические рекомендации содержат примерные учебные программы обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, требования к преподавательскому составу, требования к обучаемым и обученному персоналу, включают перечень организаций, организующих обучение персонала системы-112.

Финансирование обучения операторов центров обработки вызовов, диспетчеров дежурно-диспетчерских служб, единых дежурно-диспетчерских служб осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, кроме диспетчеров дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб федеральных органов исполнительной власти, обучение которых осуществляется за счет средств соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

1.3. Испытания развернутой системы-112

Испытания системы-112 представляют собой процесс проверки реализации функций системы, определения и проверки соответствия количественных и (или) качественных характеристик системы требованиям технического задания, выявления и устранения недостатков в действиях системы и в разработанной документации.

Основными документами, определяющими структуру и функциональность системы-112, являются:

техническое задание на создание системы-112, согласованное с МЧС России;

технический проект системы-112, согласованный с МЧС России;

системный проект телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта Российской Федерации, согласованный с Минкомсвязи России;

проектно-сметная документация.

В соответствии с ГОСТ 34.601-90 и ГОСТ 34.603-92 система-112 должна проходить три вида испытаний:

предварительные испытания;

опытная эксплуатация;

приемочные испытания.

Предварительные комплексные испытания системы-112 сначала проводят в административном центре субъекта Российской Федерации. При их проведении необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по проведению предварительных испытаний системы-112 в административных центрах субъектов Российской Федерации <4>, утвержденными МЧС России 19.12.2015.

--------------------------------

<4> размещены в сети Интернет на по адресу http://86.mchs.gov.ru/upload/site62/document_file/XglhSJxdPF.pdf

На этапе опытной эксплуатации системой обрабатывается реальная нагрузка (обращения граждан). Опытная эксплуатация сегментов системы-112 может проводиться как на территории отдельных муниципальных образований, так и на всей территории субъекта Российской Федерации.

В части телекоммуникационной подсистемы, в связи с обработкой в процессе опытной эксплуатации сегмента системы-112 реальной нагрузки от пользователей сетей электросвязи, адресованной на единый номер "112", при подготовке к опытной эксплуатации системы-112 или ее функционально достаточных территориальных сегментов, все узлы и линии связи, а также иное оборудование, задействованное в процессах доведения вызова (сообщения о происшествии) в систему-112, должно быть сдано в промышленную эксплуатацию.

При организации опытной эксплуатации объектов системы-112 предусматривается направление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации комплекта документов в Минкомсвязи России с целью решения вопроса об использовании операторами связи номера "112" на этапе опытной эксплуатации. Минкомсвязи России направляет письменные уведомления операторам подвижной радиотелефонной и фиксированной связи о начале использования номера "112" в режиме опытной эксплуатации с приложением перечня муниципальных образований субъекта Российской Федерации, подключенных к системе-112.

На этапе опытной эксплуатации проводят:

опытную эксплуатацию сегментов системы-112;

анализ результатов опытной эксплуатации системы-112;

доработку (при необходимости) программного обеспечения системы-112;

дополнительную наладку (при необходимости) технических средств системы-112;

ведение журнала опытной эксплуатации;

оформление акта о завершении опытной эксплуатации.

По результатам опытной эксплуатации принимают решение о возможности предъявления системы-112 в целом на приемочные испытания. Работа завершается оформлением акта о завершении опытной эксплуатации и допуске сегментов системы-112 к приемочным испытаниям.

Методические рекомендации по проведению опытной эксплуатации системы-112 субъектов Российской Федерации представлены в Приложении 1.

Государственные испытания системы-112 проводят для определения соответствия системы-112 требованиям нормативных документов, технического задания, технического проекта, оценки качества опытной эксплуатации и решения вопроса о возможности приемки системы-112 в постоянную эксплуатацию. Государственные испытания системы-112 проводятся субъектом Российской Федерации не позднее срока окончания Программы.

Для проведения государственных испытаний должна быть предъявлена следующая документация:

техническое задание на создание системы-112, согласованное МЧС России;

технический проект на создание системы-112, согласованный МЧС России;

системный проект телекоммуникационной подсистемы системы-112, с приложением схемы маршрутизации, согласованной Минкомсвязи России;

акты приемки системы-112 в опытную эксплуатацию;

рабочие журналы опытной эксплуатации системы-112;

акт завершения опытной эксплуатации и допуска системы-112 к приемочным испытаниям;

программа и методика государственных испытаний.

В ходе государственных испытаний проверяется функционирование всех подсистем системы-112.

Протоколы испытаний объектов системы-112 по всей программе обобщают в едином протоколе, на основании которого делают заключение о соответствии системы требованиям ТЗ на создание системы-112 и возможности (невозможности) принятия системы-112 в субъекте Российской Федерации в целом в постоянную эксплуатацию.

По итогам проведения государственных испытаний составляется Акт государственных приемочных испытаний, в котором делается заключение о соответствии системы-112 требованиям ТЗ и технического проекта и возможности оформления акта приемки системы-112 в постоянную эксплуатацию.

Методические рекомендации по проведению государственных приемочных испытаний системы-112 субъектов Российской Федерации <5> утверждены МЧС России и Минкомсвязи России 24.11.2017.

--------------------------------

<5> размещены в сети Интернет на официальном сайте МЧС России по адресу http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_rile/JqMr38p6Tn.pdf

Методика проведения апробации моделей организации вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" для лиц с ограниченными возможностями по слуху представлена в Приложении 2.

1.4. Порядок ввода и использования номера "112"

Нормативный правовой акт (приказ) о начале использования единого номера "112" на территории субъекта Российской Федерации издает Минкомсвязи России (пп. "е" п. 20 постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112").

Порядок ввода и использования единого номера "112" на территории субъекта Российской Федерации устанавливается Методическими рекомендациями по порядку использования единого номера "112" на территории субъекта Российской Федерации <6>, согласованными МЧС России и Минкомсвязи России 25.03.2015.

--------------------------------

<6> размещены в сети Интернет на официальном сайте Минкомсвязи России по адресу http://minsvyaz.ru/ru/documents/4539/

1.5. Требования по обеспечению информационной безопасности

Система-112 является информационной системой, обрабатывающей специальные категории персональных данных (далее - ИСПДн), в которой должна быть обеспечена безопасность персональных данных при их обработке с помощью системы защиты персональных данных, нейтрализующей актуальные угрозы, определенные в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" выбор средств защиты информации для системы защиты персональных данных осуществляется оператором ИСПДн в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю во исполнение части 4 статьи 19 Федерального закона "О персональных данных".

Обработка персональных данных осуществляется в ЦОВ-АЦ, РЦОВ, в помещениях ЕДДС муниципальных образований субъекта Российской Федерации, в помещениях, в которых установлены АРМ ДДС. Все они в комплексе образуют ИСПДн - систему-112.

В отношении ИСПДн - системы-112 операторы обязаны осуществить ряд мероприятий:

провести их классификацию с оформлением соответствующего акта;

реализовать комплекс мер по защите персональных данных;

провести оценку соответствия ИСПДн требованиям безопасности в форме сертификации (аттестации) или декларирования соответствия.

Методические рекомендации по обеспечению информационной безопасности персональных данных при их обработке в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" представлены в Приложении 3.

1.6. Проблемы эксплуатации системы-112

Возникновение проблемных вопросов в эксплуатации системы-112 в основном определяются изменениями нормативной правовой базы, в частности относящихся к сфере ответственности Минкомсвязи России (например, касающихся приема вызовов в виде коротких текстовых сообщений с необходимостью передачи "обратного" сообщения от системы-112 абоненту и определения его местоположения), требующими доработок комплексов средств автоматизации объектов системы-112, необходимостью обеспечения взаимодействия системы-112 с внедряемыми ведомственными автоматизированными системами, а также недостатком финансирования, ошибками персонала ДДС ЭОС, интегрированных с системой-112. Особую важность приобретают вопросы разграничения обязанностей и полномочий взаимодействующих организаций, необходимость организации межсубъектового взаимодействия.

Изменения нормативной правовой базы, относящиеся к сфере ответственности Минкомсвязи России, касаются реализации передачи места нахождения мобильного абонентского устройства, с которого осуществлен вызов, обеспечения вызова с использованием коротких тестовых сообщений в субъектах Российской Федерации, а также организации маршрутизации вызовов, совершаемых вблизи границ разграничения зон ответственности, например, территорий субъектов Российской Федерации. Формирование соответствующей нормативной правовой базы завершается.

Реализация вызова ЭОС с помощью коротких текстовых сообщения инвалидами требует также специальных алгоритмов работы операторского персонала системы-112.

Проблемы передачи информации о месте нахождения мобильного абонентского устройства, в особенности при осуществлении вызова в форме короткого текстового сообщения, затрагивают деятельность операторов связи. Также необходимо завершение модернизации инфраструктуры местных сетей фиксированной связи, находящейся в собственности ПАО "Ростелеком", для ввода номера "112" на территории всех субъектов Российской Федерации

Реализация определения и передачи данных о местонахождении транспортных средств экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие, является задачей ведомств, в ведении которых находятся взаимодействующие с системой-112 ДДС и указанные транспортные средства.

В создании системы-112 в субъектах Российской Федерации принимают участие также организации, в ведении или во владении которых находятся сети газораспределения и газоснабжения и соответствующие дежурно-диспетчерские службы. Действующим законодательством предусмотрена обязанность этих организаций обеспечить полноценную интеграцию с системой-112.

Проблемным вопросом ближайших лет может оказаться рост количества сообщений, передаваемых в систему-112 со стороны ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС", которая обязана передать соответствующую информацию в систему-112.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется практическое внедрение АПК "Безопасный город" (в ряде регионов уже начаты соответствующие конкурсные процедуры), основная цель которого направлена на упреждение опасностей за счет мониторинга и прогнозирования, моделирования динамики развития и возможных последствий различных происшествий, что способствует снижению количества погибших людей, материального, финансового и экологического ущерба при чрезвычайных ситуациях и пожарах. При создании (внедрении) системы-112 и АПК "Безопасный город" должна решаться и проблема информационного взаимодействия этих систем.

В соответствии планом перехода в 2016 - 2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения (далее - ПО) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо предусмотреть реализацию соответствующих мероприятий. В настоящий момент во всех субъектах Российской Федерации на объектах системы-112 в той или иной мере используется происходящее из иностранных государств ПО.

2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ-112

2.1. Организационная и методическая поддержка

В целях оказания организационно-методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в реализации комплекса мер, направленных на завершение создания, организацию эксплуатации и развитие системы-112 Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 15.12.2017 утвержден План мероприятий по развитию и дальнейшему совершенствованию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2018 - 2022 годы <7>.

--------------------------------

<7> размещены в сети Интернет на официальном сайте Россвязи по адресу https://rossvyaz.gov.ru/docs/articles/Protokol_N_6_2017.pdf

МЧС России осуществляет координацию работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы-112, в том числе ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России оказывает научно-методическую поддержку развития системы-112 в субъектах Российской Федерации.

На МЧС России также возлагается функция контроля функционирования системы-112 в субъекте Российской Федерации. Методика организации контроля функционирования системы-112 приведена в Приложении 4.

2.2. Направления развития и совершенствования системы-112

Адаптация населения к использованию номера "112" (традиционно использующего номера вызова экстренных оперативных служб "101", "102", "103", "104") требует времени. Для повышения уровня доверия к возможностям системы-112 требуется дальнейшее совершенствование ее функционала, учитывающего, как весь спектр угроз жизни, здоровью, имуществу, правопорядку и нарушения условий жизнедеятельности на соответствующих территориях, так и современные информационно-технические технологии и решения. Одновременно необходимо повышать профессиональный уровень подготовки операторского персонала системы-112, учитывающий совершенствование функциональных возможностей системы-112, а также особенности общения различных категорий населения.

Совершенствование функционала системы-112 уже реализуется в ряде субъектов Российской Федерации, так например:

в Республике Татарстан телефонный номер "112" запрограммирован на телефонах абонентов в рамках акции "Добрый телефон" как телефон экстренной помощи одиноким гражданам пожилого возраста возможности вызова экстренных служб (скорой помощи, МЧС, полиции) одной кнопкой посредством использования специальных мобильных устройств. Для этого пожилым людям в республике раздали порядка 4000 данных телефонов.

Также реализована система мониторинга, ежедневно в единую систему отчетности "Открытый Татарстан" направляются сведения об обращениях по номеру "112" в адрес экстренных оперативных служб.

В систему-112 Республики Татарстан внедрена функция "Тревожная кнопка", реализованная для сотрудников "Скорой помощи" в целях своевременного оповещения в случаях нападения на данных сотрудников скорой медицинской помощи. Информация от бригады "Скорой помощи" попадает в систему-112 и передается в реагирующие службы.

Проводятся мероприятия по подготовке и подписанию соглашений об информационном взаимодействии в рамках функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Республики Татарстан с Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан, а также с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

В системе-112 Московской области реализованы и используются функции управления силами и средствами экстренных оперативных служб, интеграция с системами мониторинга и видеонаблюдения, цифровыми и аналоговыми радиосетями, а также функции статистического анализа и моделирования происшествий, в том числе в реальном масштабе времени с использованием геоинформационных технологий, технологий ГЛОНАСС и Дистанционного зондирования Земли.

Также ведется разработка проектного решения и создание пилотный зоны по установке "Столбов безопасности" с кнопкой прямой вызова оператора системы-112 на территории Московской области.

Проводятся мероприятия по интеграции системы-112 с автоматизированной информационной системой ЖКХ Московской области, а также с системой МНИС ГЛОНАСС МЧС России.

В системе-112 Курской области функционирует Диспетчерский центр для глухих.

2.2.1. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется практическое внедрение АПК "Безопасный город", основная цель которого направлена на упреждение опасностей за счет мониторинга и прогнозирования, моделирования динамики развития и возможных последствий различных происшествий. Это способствует снижению количества погибших людей, материального, финансового и экологического ущерба при чрезвычайных ситуациях и пожарах.

Рабочей группой (Советом главных конструкторов АПК "Безопасный город") для обеспечения методической деятельности Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" (далее - Межведомственная комиссия АПК "Безопасный город") положительно согласованы технические задания на создание сегментов АПК "Безопасный город" на территориях 75 субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми в ряде регионов уже начаты конкурсные процедуры.

В Вологодской, Курской и Архангельской областях проводится опытная эксплуатация АПК "Безопасный город" в пилотных муниципальных образованиях.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют более 160 мониторинговых, информационных и управляющих систем. Они являются инструментами органов повседневного управления различной ведомственной принадлежности и могут быть сопряжены с АПК "Безопасный город". Механизмы технического сопряжения системы-112, АПК "Безопасный город" и других смежных систем определены Едиными требованиями к техническим параметрам сегментов АПК "Безопасный город" <8> (утверждены Межведомственной комиссией АПК "Безопасный город" 28.05.2017 N 4516п-П4), поэтому предлагается дальнейшее их развитие вместе с системами прогнозирования, мониторинга, предупреждения, оповещения, информирования и управления рассматривать в комплексе. При этом будет учитываться дальнейшее совершенствование системы управления РСЧС и ее основных элементов на муниципальном уровне - единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Методические рекомендации по созданию системы-112 в части сопряжения с аппаратно-программным комплексом "Безопасный город" приведены в Приложении 5.

--------------------------------

<8> размещены в сети Интернет на официальном сайте МЧС России по адресу http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/ba49cpfEKI.pdf.

2.2.2. В создании системы-112 в субъектах Российской Федерации принимают участие также организации, в ведении или во владении которых находятся сети газораспределения и газоснабжения и соответствующие дежурно-диспетчерские службы. В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник Единой системы газоснабжения обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль функционирования объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения (ст. 13 Главы IV), также организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы, а также создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты (ст. 33). В развитие положений указанного Федерального закона приказ Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 предусматривает обязательства организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения по созданию аварийно-диспетчерских служб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" определено, что аварийно-диспетчерская служба эксплуатационной организации газораспределительной сети, получившая сообщение о повреждении газораспределительной сети, направляет в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" указанную информацию, а также сведения о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятое сообщение.

Действующим законодательством предусмотрена обязанность организаций, эксплуатирующих газотранспортные и газораспределительные сети и создающих аварийно-диспетчерскую службу "04", обеспечить прием и передачу в систему-112 всей необходимой информации.

2.2.3. ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" обеспечивает передачу обработанной информации в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" или в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации такой системы в государственный орган данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на организацию централизованной обработки вызовов экстренных оперативных служб, или организацию, осуществляющую централизованную обработку вызовов экстренных оперативных служб в данном субъекте Российской Федерации, либо в случае отсутствия указанных органа или организации в экстренные оперативные службы данного субъекта Российской Федерации. При этом система-112 должна обеспечить прием информации из ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС".

Типовой регламент информационного взаимодействия с ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" утвержден совместным приказом МЧС России, Минтрансом России от 01.10.2015 N 293/525 "Об утверждении типовой формы соглашения о порядке информационного взаимодействия между оператором Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых введена в эксплуатацию система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" <9>.

--------------------------------

<9> размещены в сети Интернет по адресу http.//legalacts.ru/doc/prikaz-mintransa-rossii-n-293-mchs-rossii/.

2.2.4. Операторы связи в соответствии со ст. 52 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" должны обеспечить бесплатный вызов экстренных оперативных служб каждому пользователю услугами связи посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб "112", а также установленных в соответствии с российской системой и планом нумерации номеров вызовов, соответствующих экстренных оперативных служб.

Также на операторов связи возложена обязанность передачи информации о месте нахождения мобильного абонентского устройства и сопутствующей информации о его принадлежности, включая персональные данные абонента, в том числе при осуществлении вызова в форме короткого текстового сообщения. Указанные вопросы регламентируются нормативными правовыми актами и методическими документами Минкомсвязи России. Также необходимо завершение модернизации инфраструктуры местных сетей фиксированной связи, находящейся в собственности ПАО "Ростелеком", для ввода номера "112" на всей территории Российской Федерации.

2.2.5. Лица с полной или частичной потерей слуха могут использовать систему-112 посредством направления коротких текстовых сообщений. Реализация вызова ЭОС с помощью коротких текстовых сообщения инвалидами требует специальных алгоритмов работы операторского персонала системы-112. Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации реализуются проекты, направленные на социальную интеграцию инвалидов по слуху и лиц с ограничениями жизнедеятельности за счет создания специализированных ДДС. Типовой регламент информационного взаимодействия ДДС, предоставляющих справочно-коммуникационные услуги инвалидам с полной или частичной потерей слуха и иным лицам, испытывающим трудности в вербальном общении, в рамках системы-112 приведен в Приложении 6.

2.2.6. Между комплексами средств автоматизации системы-112 в соседних муниципальных образованиях, в том числе находящихся в различных субъектах Российской Федерации (межсубъектовое взаимодействие), должно быть обеспечено взаимодействие для повышения эффективности и надежности функционирования. Опыт создания и эксплуатации системы-112 показал, что аналогичное взаимодействие нужно организовать и между не граничащими друг с другом субъектами Российской Федерации.

Методические рекомендации по обеспечению информационно-технологического сопряжения систем-112 субъектов Российской Федерации приведены в Приложении 7.

2.2.7. В соответствии с планом перехода в 2016 - 2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения (далее - ПО) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть реализацию мероприятий по переходу на использование отечественного ПО. В настоящий момент во всех субъектах Российской Федерации, завершающих внедрение системы-112 в той или иной мере используется происходящее из иностранных государств ПО. В связи с этим государственным органам субъектов Российской Федерации необходимо внести изменения в государственные программы, планы информатизации государственных органов, ведомственные целевые программы, стратегии, концепции и иные документы, предусматривающие среднесрочные и долгосрочные приоритеты и мероприятия по развитию системы-112 на период 2018 - 2020 годов и последующие периоды.

2.3. Технические вопросы развития системы-112

2.3.1. Функциональная структура системы-112

Система-112 состоит из следующих основных функциональных подсистем:

информационно-коммуникационной подсистемы, обеспечивающей прием и обработку вызовов (сообщениях о происшествиях), хранение и актуализацию баз данных, обработку информации о полученных вызовах (сообщениях о происшествиях) и возможность получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме, а также информационно-аналитическую поддержку принятия решений по экстренному реагированию на принятые вызовы (сообщения о происшествиях) и планированию мер реагирования, в том числе с использованием распределенной информационно-вычислительной платформы;

телекоммуникационной подсистемы, обеспечивающей прохождение вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения, от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от системы-112 в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб и связь с технологическими площадками распределенной информационно-вычислительной платформы;

подсистемы консультативного обслуживания, предназначенной для оказания информационно-справочной помощи лицам, обратившимся по номеру "112", по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;

геоинформационной подсистемы, отображающей на основе электронных карт природно-географические, социально-демографические, экономические и другие характеристики территории, местонахождение лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого осуществлен вызов (сообщение о происшествии), место происшествия, а также местонахождение транспортных средств экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие;

подсистемы мониторинга, предназначенной для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" и терминалов ГЛОНАСС/GPS, установленных на транспортных средствах экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие, и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы;

подсистемы обеспечения информационной безопасности, предназначенной для защиты информации и средств ее обработки в системе-112.

Для поддержания бесперебойного функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИКТ-инфраструктуры) системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" создается оперативно-техническая служба системы-112 субъекта Российской Федерации.

2.3.2. Варианты архитектуры автоматизированной системы

Под архитектурой системы-112 понимается совокупность моделей и возможных вариантов построения системы-112. Система-112, как автоматизированная система, может быть создана путем развертывания необходимого оборудования только на объектах системы-112 (модель локальной обработки и хранения данных), либо с использованием инфокоммуникационных услуг по предоставлению внешней организацией (оператором распределенной информационно-вычислительной платформы - далее - оператором РИВП) требуемых удаленных вычислительных ресурсов для обеспечения функциональности системы-112 (модель удаленной обработки и хранения данных).

Модель локальной обработки и хранения данных предполагает развертывание автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) персонала системы-112, серверов, систем хранения данных и прочего необходимого оборудования и программного обеспечения автоматизированной системы в помещениях объектов системы-112 (часть телекоммуникационного оборудования может также развертываться на узле обработки вызовов экстренных оперативных служб).

Модель удаленной обработки и хранения данных подразумевает, что в помещениях объектов системы-112 размещаются только АРМ персонала системы-112 и вспомогательное оборудование (источники бесперебойного питания, коммутаторы локальных вычислительных сетей, оргтехника и прочее, а серверное оборудование, системы хранения данных и программное обеспечение располагаются на принадлежащих сторонней организации технологических площадках распределенной информационно-вычислительной платформы (далее - оператор РИВП) и принадлежат ей. Функциональность системы-112 обеспечивается предоставлением комплексной инфокоммуникационной услуги со стороны оператора РИВП, которая включает:

предоставление услуг связи для обеспечения приема вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру "112";

предоставление услуг связи для обеспечения доступа АРМ пользователей объектов системы-112, сигналов систем мониторинга, аутсорсинговых компаний, предоставляющих услуги по психологической и лингвистической поддержке, с заданными характеристиками качества обслуживания;

предоставление необходимого для функционирования системы-112 общего и специального программного обеспечения, установленного на оборудовании РИВП, и поддержание его работоспособности;

предоставление необходимого для функционирования указанного программного обеспечения и хранения информации оборудования РИВП и поддержание его работоспособности.

Любая из моделей может быть реализована с помощью:

централизованной схемы приема и обработки вызовов (прием и обработка вызовов с территории всего субъекта Российской Федерации осуществляется на АРМ операторов ЦОВ-АЦ и РЦОВ (при его наличии). В дежурно-диспетчерских службах экстренных оперативных служб (далее - ДДС ЭОС) и ЕДДС муниципальных образований размещаются АРМ диспетчерского персонала, осуществляющих в рамках системы-112 реагирование на происшествие и контроль реагирования, соответственно);

децентрализованной (распределенной) схемы приема и обработки вызовов (прием и обработка вызовов осуществляется на АРМ операторов в ЦОВ-АЦ, РЦОВ (при его наличии) и центрах обработки вызовов на базе единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЦОВ-ЕДДС) муниципальных образований в соответствии с их зоной ответственности. В ДДС ЭОС и ЕДДС муниципальных образований размещаются АРМ диспетчерского персонала, осуществляющих в рамках системы-112 реагирование на происшествие и контроль реагирования, соответственно. Роль диспетчеров ЕДДС могут выполнять операторы ЦОВ-ЕДДС.

Возможно совмещение различных моделей автоматизированной системы на территории субъекта Российской Федерации.

2.3.3. Унифицированное специальное программное обеспечение системы-112

В целях оптимизации затрат на создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", решением Коллегии МЧС России от 4 февраля 2015 года N 3/VI одобрен новый подход к созданию системы-112, предусматривающий использование при создании центров обработки вызовов системы-112 на территории субъектов Российской Федерации типовых программно-технических комплексов центров обработки вызовов системы-112 совместно с единым унифицированным специальным программным обеспечением системы-112 (УСПО-112), разрабатываемым централизованно МЧС России и предоставляемым субъектам Российской Федерации на безвозмездной основе.

Методические материалы по использованию УСПО-112 передаются субъектам Российской Федерации по запросу.

Все мероприятия, связанные с установкой и использованием УСПО-112 в субъекте Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета субъекта.

Использование УСПО-112 является добровольным выбором субъекта Российской Федерации. За период 2015 - 2017 годов за получением УСПО-112 в МЧС России обратились 28 субъектов Российской Федерации.

2.3.4. Проектирование модернизации системы-112

Техническое и системное проектирование модернизации (доработки, расширения) инфраструктуры системы-112 должно осуществляться после выбора рационального варианта путем оценки эффективности возможных вариантов модернизации и включает:

разработку технического задания на разработку технического проекта модернизации системы-112 и согласование его с территориальным органом МЧС России (в качестве образца целесообразно использовать типовое техническое задание на разработку технического проекта системы-112, которое входит в состав Методических материалов МЧС России по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации <10> 2014 года). Согласованное с территориальным органом МЧС России ТЗ на проектирование системы-112 утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и направляется на согласование в МЧС России для обеспечения единой научно-технической политики в области создания системы-112. После получения положительного заключения МЧС России все требования ТЗ на проектирование системы-112 в обязательном порядке учитываются при разработке технического проекта модернизации системы-112 субъекта Российской Федерации;

--------------------------------

<10> размещены в сети Интернет на официальном сайте МЧС России по адресу http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/uFgInyc8UI.pdf.

разработку и согласование с МЧС России технического проекта модернизации системы-112 (в качестве образца целесообразно использовать типовой технический проект системы-112, который также входит в состав Методических материалов МЧС России по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации 2014 года, и типовой технический проект на развертывание типового программно-технического комплекса центра обработки вызовов системы-112 <11> (Приложение 8));

--------------------------------

<11> направлен в субъекты Российской Федерации 13.02.2015 N 55-147-33 и 12.05.2015 N 55-264-33

разработку системного проекта на доработку телекоммуникационной подсистемы системы-112 (при необходимости).

Для поддержки разработки системных проектов телекоммуникационной подсистемы Минкомсвязи России в 2015 году разработаны Методические рекомендации по разработке системных проектов <12> и в 2017 году Методические рекомендации по порядку и правилам построения и функционирования телекоммуникационной подсистемы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" <13>.

--------------------------------

<12> размещены в сети Интернет на официальном сайте Минкомсвязи России по адресу http://minsvyaz.ru/ru/documents/4737/.

<13> размещены в сети Интернет на официальном сайте Минкомсвязи России по адресу http://minsvyaz.ru/ru/documents/5827/.

Основой для разработки технической документации по модернизации системы-112 являются положения Постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", а также положения государственных стандартов:

ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы;

ГОСТ 34.201-89 Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем;

ГОСТ 34.601-90 Автоматизированные системы. Стадии создания;

РД 50-34.698-90 Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.

Дополнительные требования в части порядка создания и применения автоматизированных систем в защищенном исполнении определяют стандарты в области защиты информации:

ГОСТ Р 56103-2014 Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Организация и содержание работ по защите от преднамеренных силовых электромагнитных воздействий. Общие положения;

ГОСТ Р 51583-2014 Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения;

Для обеспечения качественного выполнения работ по проектированию необходимо учитывать наличие у исполнителя (соответственно выполняемым работам):

соответствующих материально-технических и кадровых ресурсов, необходимых для полноценного и своевременного выполнения работ;

сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001 "Системы менеджмента качества. Требования" (применительно к рабочему проектированию, разработке, производству, монтажу и обслуживанию информационных сетей, систем и комплексов, сервисному обслуживанию по предмету конкурса);

опыта выполнения персоналом исполнителя и (или) привлекаемого соисполнителя проектных и консалтинговых работ в сфере инфокоммуникационных технологий (не менее 5 лет);

опыта проектирования и разработки автоматизированных информационных систем в области задач Программы или функционально аналогичных систем персоналом исполнителя и (или) соисполнителя;

допуска к работам на проектирование, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:

работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения;

работы по подготовке внутренних слаботочных систем;

работы по подготовке проектов внутренних систем диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами;

работы по разработке специальных разделов проектной документации (инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды;

работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.

Для выполнения специальных требований в области защиты информации, обязательным условием для участия в конкурсе является наличие у исполнителя (участника размещения заказа) и (или) соисполнителя работ действующих лицензий Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации) и (или) Федеральной службы безопасности Российской Федерации (Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации) на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.

Также при разработке технической документации в части модернизации системы-112 субъекта Российской Федерации необходимо учитывать результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведенных МЧС России в соответствующей области. Рекомендуемые материалы приведены в Приложении 9.

При модернизации системы-112 в субъектах Российской Федерации следует также учитывать унифицированный межсистемный интеграционный протокол информационного взаимодействия автоматизированных систем оперативных диспетчерских служб с системой 112 (межсистемный протокол), протокол информационного взаимодействия между системами-112 соседних субъектов Российской Федерации, протокол информационного взаимодействия между системой "ЭРА-ГЛОНАСС" и системой-112, протокол взаимодействия системы мониторинга происшествий на контролируемых стационарных и подвижных объектах (СМП) и системы-112, унифицированный протокол взаимодействия телематических платформ систем мониторинга и управления подвижными объектами, иные технические документы, приведенные в Методических материалах МЧС России по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации 2013 <14> и 2014 годов.

--------------------------------

<14> размещены в сети Интернет на официальном сайте МЧС России по адресу http://www.mchs.gov.ru/document/420422.

Типовое Соглашение о порядке информационного взаимодействия с Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей" (ВОСЭП РОССОЮЗСПАС) и типовой регламент информационного взаимодействия между ДДС всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей" и системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" приведены в Приложении 10.

Типовой алгоритм действий операторов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" при получении сообщения о происшествии приведен в Приложении 11.

3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ-112

Источниками финансового обеспечения создания, эксплуатации и развития системы-112 являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетные, и другие не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Расходы, связанные с созданием, эксплуатацией и развитием дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере.

Расходы, связанные с завершением создания, эксплуатацией и развитием системы-112, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов в соответствии с их полномочиями и законами (решениями) о бюджетах, а также за счет других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Расходы, связанные с созданием, эксплуатацией и развитием дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов в соответствии с их полномочиями, а также за счет других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Расходы, связанные с проектированием, строительством (модернизацией) и эксплуатацией сетей связи, обусловленные завершением создания, эксплуатацией и развитием системы-112, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов в соответствии с их полномочиями, а также за счет других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Расходы, связанные с организацией информационного взаимодействия аварийно-диспетчерских служб эксплуатационной организации газораспределительной сети, находящихся в ведении (управлении) организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения, с системой-112 осуществляются за счет средств этих организаций путем установления экономически обоснованных цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа.

Расходы, связанные с созданием и функционированием ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС", финансируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также внебюджетных источников.

Расходы операторов связи, понесенные в связи с обеспечением вызова экстренных оперативных служб, в том числе расходы, связанные с оказанием услуг по присоединению сетей связи экстренных оперативных служб к сети связи общего пользования передаче и приему сообщений этих служб, возмещаются на основании договоров, заключаемых операторами связи с органами и организациями, создавшими соответствующие экстренные оперативные службы.

Приложения