ГЛАВА 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АПК "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД"

ГЛАВА 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АПК "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД"

5.1. Общие требования к организации проектирования АПК "Безопасный город"

Основанием для начала проведения работ по построению (развитию) АПК "Безопасный город" является распоряжение (постановление) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в котором определяется заказчик работ, цель, задачи, порядок и источники финансирования, основные этапы построения. Проект распоряжения Приложение N 4.

Заказчиком работ по построению (развитию) АПК "Безопасный город" может быть определен:

государственный орган (в том числе орган государственной власти), либо государственное казенное учреждение, действующее от имени субъекта Российской Федерации, уполномоченное принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации и осуществляющее закупки;

муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Заказчик обязан:

разрабатывать, согласовывать и утверждать установленным порядком технического задания на проектирование АПК "Безопасный город";

определять организацию-проектировщика (Исполнителя) по построению (развитию) АПК "Безопасный город" в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 февраля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактные системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Общими критериями для конкурсного отбора проектной организации, выполняющей комплекс работ по обследованию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, разработке проектной документации, специального программного и информационного обеспечения АПК "Безопасный город" являются:

цена контракта;

качественные, функциональные характеристики проектной документации;

квалификация участника конкурсного отбора, в том числе наличие финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В конкурсной документации заказчик обязан указать используемые при определении исполнителя работ по проектированию АПК "Безопасный город" критерии и их величины значимости. При этом предложенная цена контракта не должна стать доминирующим показателем при выборе проектировщика и главным критерием должны являться оценка его квалификации и заявляемого качества работ.

Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных конкурсной документацией, должна составлять сто процентов.

В целях выполнения работ по проектированию АПК "Безопасный город" на высоком научно-техническом уровне предлагается применять следующие величины значимости критериев оценки заявок участников закупки:

цена контракта - 30;

качественные, функциональные характеристики проектной документации - 35;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 35.

5.2. Порядок оценки возможностей имеющихся программно-аппаратных средств в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания

Оценка возможностей имеющихся систем безопасности, жизнеобеспечения, программно-аппаратных средств в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания для каждого муниципального образования, в котором предполагается создание АПК "Безопасный город", проводится на основании первичного анализа. Порядок его проведения указан в Приложении N 3.

Муниципальные образования представляют собранные сведения установленным порядком в МРГ соответствующего субъекта РФ.

По результатам анализа собранных данных МРГ делает вывод о целесообразности включения комплекса средств автоматизации существующих автоматизированных систем безопасности, жизнеобеспечения в состав АПК "Безопасный город", а также общий вывод о достигнутой степени удовлетворения функциональных требований к АПК "Безопасный город".

Результаты анализа собранных данных за субъект РФ руководитель МРГ представляет в МЧС России.

Для автоматизированной обработки собранных данных и учета ведущихся работ по созданию АПК "Безопасный город" в субъектах РФ в МЧС России создается информационно-аналитический комплекс.

5.3. Подходы к разработке и согласованию с МЧС России Технического задания на создание АПК "Безопасный город", в том числе, его целевой архитектуры

Проектно-сметная документация на создание АПК "Безопасный город" разрабатывается в соответствии с требованиями:

ТЗ на создание АПК "Безопасный город";

постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию";

ГОСТ 34.601-90 "Автоматизированные системы. Стадии создания".

Перечень основных действующих и перспективных автоматизированных систем сопрягаемых с АПК "Безопасный город", по следующим функциональным направлениям:

Системы приема и обработки вызовов и сообщений, включая Систему 112 и автоматизированные системы приема и обработки вызовов взаимодействующих ДДС;

Информационные и аналитические системы;

Системы обеспечения управления силами и средствами;

Системы мониторинга параметров энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения;

Системы мониторинга и контроля качества услуг ЖКХ;

Системы управления градостроительной деятельностью;

Системы видеонаблюдения;

Системы видеофиксации нарушений ПДД;

Системы мониторинга состояния окружающей среды;

Системы обеспечения пожарной безопасности;

Системы мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров;

Системы мониторинга паводковой обстановки;

Системы пожарных сигнализаций;

Системы охранных сигнализаций;

Системы экстренного вызова и тревожных сигнализаций;

Системы оповещения и информирования;

Системы мониторинга состояния объектов инженерной инфраструктуры;

Системы космического мониторинга;

Системы экологического мониторинга;

Автоматизированные системы лабораторного контроля качества воздуха, воды, почв;

Системы экстренного реагирования на транспортных средствах "ЭРА-ГЛОНАСС";

Поисковые и навигационные системы (ГЛОНАСС/GPS);

Системы технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры;

Автоматизированные системы управления дорожным движением.

Конкретный перечень АС уточняется на этапе проектирования АПК "Безопасный город".

В пилотной зоне АПК "Безопасный город" должны быть интегрированы все существующие на территории муниципального образования автоматизированные системы из вышеуказанного перечня, и в обязательном порядке системы оповещения, информирования, система-112, системы мониторинга.

Техническое задание на создание АПК "Безопасный город" разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части функциональных и технических требований к системам, обеспечивающим комплексную безопасность на уровне субъекта Российской Федерации, и согласовывается с территориальным органом управления МЧС России.

Согласованное с территориальным органом управления МЧС России техническое задание утверждается руководителем муниципального образования и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и направляется на согласование в Совет главных конструкторов автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на базе ресурса Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - СГК АИУС РСЧС), функционирующего на базе Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федеральный центр науки и высоких технологий).

Техническое задание на создание АПК "Безопасный город" является основным документом, определяющим требования к системе в соответствии с которым осуществляются работы по ее созданию и приемка в эксплуатацию.

5.4. Типовые регламенты взаимодействия в рамках АПК "Безопасный город" органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций

Регламенты взаимодействия в рамках АПК "Безопасный город" органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций предназначены для определения общей схемы и порядка информационного обмена с использованием комплексов средств автоматизации федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем, совместно решающими задачи по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории муниципального образования.

Регламенты должны разрабатываться в каждом муниципальном образовании, в котором осуществляется дальнейшее развитие (создание) АПК "Безопасный город". Регламент вводится в действие путем согласования и подписания соглашения об обмене информацией в рамках АПК "Безопасный город" органов государственной власти на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, статья 10, пункт 4), приложением к которому должен являться соответствующий регламент.

Нормативную основу для разработки регламента взаимодействия составляют, в основном, ведомственные нормативные документы, определяющие порядок приема, обработки и передачи информации.

Информационный обмен в рамках АПК "Безопасный город" между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций будет осуществляться через подчиненные им дежурные и диспетчерские службы с использованием соответствующих комплексов средств автоматизации (КСА).

Центром сбора, обработки и представления информации в АПК "Безопасный город" будет являться КСА ЕДДС муниципального образования.

Регламенты взаимодействия в рамках АПК "Безопасный город" должны содержать следующую структуру:

1. Основные термины, сокращения и определения;

2. Общие положения;

3. Порядок работы ЕДДС и ее информационного взаимодействия с органами управления и организациями;

4. Состав получаемой в ЕДДС и передаваемой из ЕДДС информации;

5. Ответственность за неисполнение регламента.

Перечень получаемой и передаваемой информации определяется исходя из необходимости подготовки комплексных, межведомственных мероприятий по защите населения и территорий от угроз природного, техногенного, криминального и террористического характера с использованием геоинформационной системы и различных расчетных задач оценки последствий чрезвычайных ситуаций и подготовки управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для приема и передачи информации должны использоваться формализованные сообщения и, в дальнейшем, обмен должен осуществляться в рамках распределенной базы данных всех взаимодействующих структур.

В ЕДДС, должны также поступать сведения от людей об угрозе или факте происшествий, полученных через систему 112. Должен быть обеспечен прием от автоматизированных систем мониторинга за состоянием: потенциально опасных, уникальных и технически-сложных объектов, природными ЧС; систем ЖКХ; автодорогами и др.

В рамках взаимодействия с федеральными структурами должен обеспечиваться прием необходимых космических и авиационных снимков. Поступающая в КСА ЕДДС из различных источников информация обрабатывается и обобщается, а затем в соответствии с регламентом взаимодействия передается в согласованном виде и объемах в КСА взаимодействующих с ЕДДС органов управления и организаций для удовлетворения их информационных потребностей.

Конкретный состав сведений, предоставляемых каждому из взаимодействующих с ЕДДС органов управления и организаций в целях информационно-аналитического обеспечения его управленческой деятельности, определяется соответствующим разделом регламента.

Органом местного самоуправления, уполномоченным решать задачи по построению и развитию АПК "Безопасный город", подготавливается обобщенный регламент взаимодействия и проводится его согласование со всеми взаимодействующими в рамках АПК "Безопасный город" структурами. После согласования регламент утверждается заместителем главы муниципального образования или заместителем руководителя местной администрации, осуществляющим общее руководство мероприятиями по построению и развитию АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования.