МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 29 февраля 2024 г. N 43-1174-19

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ
РАССТОЯНИЙ ОТ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ДО НЕКАПИТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
РАЗМЕЩЕНИЯ (КЕМПИНГОВ, ГЛЭМПИНГОВ), А ТАКЖЕ РАССТОЯНИЙ
МЕЖДУ НЕКАПИТАЛЬНЫМИ СТРОЕНИЯМИ В ПРЕДЕЛАХ
ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

В рамках исполнения пункта 2 Плана мероприятий ("Дорожная карта") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Туризм", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 января 2024 г. N 99-р, в целях устранения неоднозначности толкования требований пожарной безопасности Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сообщается следующее.

Положения свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130) устанавливают общие требования пожарной безопасности, в том числе к некапитальным объектам защиты, используемым для рекреационной деятельности.

При этом требования пожарной безопасности к некапитальным, временным сооружениям (постройкам) с неопределенными пожарно-техническими характеристиками при определении противопожарных расстояний предъявляются как к зданиям, сооружениям V степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С3.

Согласно указанному Своду правил противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м. При этом, указанные расстояния допускается сокращать до 10 м при условии выполнения дополнительных противопожарных мероприятий.

Подобные мероприятия содержатся в приложении А СП 4.13130.2013 и являются исходными данными при подтверждении обеспечения пожарной безопасности некапитальных средств размещения при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Достаточность принятых инженерно-технических решений по решению правообладателя объекта защиты либо иного уполномоченного в установленном порядке лица может быть осуществлена на добровольной основе в рамках проведения независимой экспертизы.

Требования пожарной безопасности для размещения некапитальных, временных объектов защиты, используемых для рекреационной деятельности, регламентированы абзацами 6 и 7 пункта 4.14 СП 4.13130, иные положения обозначенного пункта, а также положения абзаца 3 пункта 4.15 СП 4.13130, на подобные объекты защиты не распространяются.

Вместе с тем, положения СП 4.13130 устанавливают требования пожарной безопасности для проектирования и строительства жилых и общественных объектов защиты на территориях городских и сельских поселений. При этом для объектов защиты, расположенных непосредственно в лесах (на лесных землях), должна обеспечиваться реализация и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В частности, требования к установлению порядка определения границ лесных насаждений регламентируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минприроды России) и не относятся к компетенции МЧС России.

В настоящее время осуществление рекреационной деятельности непосредственно в лесах регламентируется положениями Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ. При этом требования к мерам пожарной безопасности в лесах установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".

Одновременно сообщается, что в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в соответствующий перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

А.М.СУПРУНОВСКИЙ