1.1. Доклад по правоприменительной практике

1.1. Доклад по правоприменительной практике

Работа Департамента надзорной деятельности и профилактической работы в первом полугодии 2017 года осуществлялась в соответствии с паспортом приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (далее - приоритетный проект МЧС России), утвержденным протоколом от 21 февраля 2017 года N 13(2) заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

Распоряжением МЧС России от 20.03.2017 N 101 утвержден сводный план реализации приоритетного проекта МЧС России, которым уточнены сроки и определены исполнители и соисполнители его мероприятий - структурные подразделения центрального аппарата МЧС России и научные и образовательные учреждения системы МЧС России.

Разработаны Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, которые определяют цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в указанной сфере, а также механизмы ее реализации.

В соответствии с положениями названного проекта нормативного правового акта основными задачами по реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются:

оценка возможных пожарных рисков на территории Российской Федерации, определение структуры и содержания комплекса задач по предотвращению этих рисков;

совершенствование нормативной правовой базы в области пожарной безопасности с учетом риска причинения вреда (ущерба);

совершенствование федерального государственного пожарного надзора путем внедрения принципа приоритетности профилактических мероприятий и риск-ориентированного подхода с учетом индикаторов риска;

развитие системы негосударственного контроля.

Основы государственной политики внесены в Правительство Российской Федерации. Планируемый срок рассмотрения их на Совете Безопасности Российской Федерации - октябрь 2017 года.

Благодаря внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении пожарного надзора устранены сплошные проверки подконтрольных субъектов, из сферы надзора выведено более 700 тыс. объектов низкой категории риска. Одновременно, исключены контрольные мероприятия в отношении всех субъектов малого предпринимательства. Преобладающая часть проверок осуществляется на критически важных, опасных производственных объектах, объектах жизнеобеспечения, здравоохранения, социальной сферы, образования, а также детских оздоровительных лагерях.

Общее количество проведенных надзорных мероприятий в первом полугодии текущего года сокращено на 39% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года и составило 85 123 проверок (2016 г. - 129 719 проверок).

Количество плановых проверок снижено на 34,1% (2016 год - 60 249 проверок, 2017 - 39 696 проверка), внеплановых - уменьшено на 34,6% (2016 год - 69 470 проверок, 2017 год - 45 427 проверок.

Сотрудники органов ФГПН около 8 тыс. раз привлекались органами прокуратуры в качестве специалистов при проведении проверок по исполнению законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности.

Анализ возможных причин возникновения типовых и (или) массовых нарушений обязательных требований, рекомендации по снижению их количества, устранению причин их возникновения.

В ходе проведенных надзорных мероприятий выявлено более 360 тыс. нарушений требований пожарной безопасности, в том числе связанных с:

возможной причиной возникновения пожара - 54 тыс.;

обеспечением безопасности людей - 187 тыс.;

ограничением распространения пожара - 70 тыс.;

созданием условий для успешного тушения пожара - 40 тыс.

Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:

использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования;

нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;

неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;

нарушение правил эксплуатации систем отопления;

захламление помещений сгораемыми материалами.

Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:

ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;

неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;

ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.

Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, выделяются:

выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости;

отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;

неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.

Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара являются:

недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);

создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;

ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.

Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:

незнание обязательных требований;

оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) с целью извлечения максимальной прибыли;

отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций;

наличие в организациях юридической службы;

правовой нигилизм;

низкая личная ответственность;

небольшой размер штрафных санкций по сравнению с расходами на обеспечение безопасности.

В целях предупреждения пожаров в Российской Федерации и предотвращения гибели людей на пожарах, для снижения количества нарушений требований пожарной безопасности и устранения причин и условий способствующих их возникновению, организациям и гражданам необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, своевременно обучать работников организаций мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Анализ составления протоколов и рассмотрения дел по административным правонарушениям.

По фактам совершения правонарушений в первом полугодии 2017 года возбуждено 94157 дел об административных правонарушениях (за аналогичный период 2016 г. - 128 858, - 27%).

К административной ответственности в виде штрафа надзорными органами МЧС России привлечено 30450 лиц, нарушивших требования пожарной безопасности (в 2016 г. - 46834, снижение на 35%), в том числе 15410 должностных лиц (в 2016 г. - 26325, снижение на 41%), 2205 юридических лиц (в 2016 г. - 3156, снижение на 30%).

Доля наказаний в виде предупреждения от общего количества привлеченных к административной ответственности надзорными органами с 42% в 2016 г. увеличилась до 47% в 2017 г.

В судах рассмотрено 7934 административных дела, поступивших из органов ФГПН (в 2016 г. - 13032, снижение на 39%).

Количество наказаний в виде административного приостановления деятельности в сравнении с 2015 годом снизилось на 59% - с 748 в 2016 году до 309 в 2017 году.

Анализ судебной практики оспаривания действий (бездействия) и решений органов государственного контроля (надзора).

Обжаловано в судебном и административном порядке 863 постановления о привлечении к административной ответственности (в 2016 г. - 1435, снижение на 39%). Удовлетворено 213 жалоб или 27% от поступивших в органы надзора и суды (в 2016 г. - 374 или 26%). Удовлетворено судами 139 жалоб или 65% от общего количества удовлетворенных жалоб на постановления (в 2016 г. - 199 или 53%).

Основными причинами удовлетворения жалоб на действия должностных лиц надзорных органов являются:

ненадлежащее уведомление законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении;

неправильная квалификация инкриминируемого правонарушения;

малозначительность.

В МЧС России организована работа по выявлению устаревших, избыточных, дублирующих обязательных требований.

По результатам мониторинга практики применения Правил противопожарного режима в Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 года N 947 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - постановление) направленное на совершенствование отдельных положений Правил, а также приведение их в соответствие с передовыми достижениями науки и техники в области пожарной безопасности.

В период подготовки проекта постановления в адрес МЧС России поступило около 500 предложений со стороны граждан и организаций, которые были проанализированы, систематизированы и учтены в редакции проекта постановления.

В частности постановлением предусматривается приведение различных терминов и определений, содержащихся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствие с терминологией, установленной Федеральными законами от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также иными нормативными правовыми актами и нормативными документами в области пожарной безопасности (такие как: объект защиты, организация, граждане, территория общего пользования, пожарные запорные клапаны и др.).

Постановлением расширен перечень категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, для которых предусматривается необходимость разработки дополнительной инструкции о мерах пожарной безопасности. Это изменение направленно на приведение указанных требований в соответствие с ранее действовавшими нормами (ППБ 01-93, ППБ 01-03), а также на обеспечение пожарной безопасности объектов производственного и складского назначения. Данная инструкция разрабатывается собственником. Согласованию с федеральным государственным пожарным надзором не подлежит и не требует дополнительных финансовых затрат.

Уточняется перечень лиц, ответственных за проведение обучения персонала, а также конкретизируется группа персонала, для которого необходимо обучение пожарно-техническому минимуму.

Постановление конкретизирует необходимые требования для мест с массовым пребыванием людей, в том числе детей, а также меры пожарной безопасности на производственных объектах.

В частности на объектах с ночным пребыванием людей конкретизирована категория лиц, для которой должны быть предусмотрены средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.

Уточняются и приводятся в соответствие с действующими нормативными документами по пожарной безопасности требования по огнестойкости зданий для летнего детского отдыха.

Введением понятия система нейтрализации отработавших газов устраняются избыточные требования по оборудованию различной техники искрогасителями.

Устраняются устаревшие ссылки на массу и объем огнетушителей. В качестве критериев выбора количества и типа огнетушителей вводятся огнетушащая способность (ранг) огнетушителей из действующих нормативных документов, защищаемая площадь (в зависимости от огнетушащей способности (ранга огнетушителя), категории помещений.

Таким образом, устраняется неполный перечень современных типов огнетушителей и собственнику объекта защиты предоставлена возможность самостоятельно осуществлять выбор и оснащение первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в зависимости от климатических условий эксплуатации, а также от обращающихся горючих веществ и материалов, и в соответствии с классом пожара и рангом модельного очага пожара.

В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 13 июля 2016 г. N П4-35142 Министерством при разработке проекта постановления рассмотрены предложения председателя Ассоциации отечественных организаций потребителей и производителей противопожарного оборудования О.А. Воронова.

Постановлением предусмотрен новый подход к требованиям по обеспечению объекта защиты первичными средствами пожаротушения - огнетушителями. Он подразумевает переход от узких критериев выбора изделия, основанных только на виде и количестве огнетушащего состава (порошок, газ, пена и пр.) к критериям, связанным с огнетушащими способностями огнетушителей, независимо от вида огнетушащего состава. Такая позиция обеспечит расширение доступа на рынок любых видов первичных средств пожаротушения, а также внедрение инновационных способов и методов борьбы с пожарами, что способствует развитию науки и технологий в данной сфере производства.

Одновременно по результатам изучения причин возникновения пожара и его последствий в жилом доме, расположенном по адресу: г. Лабытнанги, мкр. Обская, ул. Киевская, дом 14, в п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации включено ограничение о запрете хранения и применения под свайным пространством зданий, эксплуатируемых в Северной климатической зоне РФ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых веществ и т.д.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, а также Правительства Российской Федерации разработан законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который также направлен на исключение избыточных и устаревших требований пожарной безопасности, а также приведение его положений в соответствии с передовыми достижениями науки и техники.

Законопроектом устанавливается возможность выбора наиболее оптимальных и обоснованных вариантов противопожарной защиты объектов нефтеперерабатывающей и газовой отрасли, а также инфраструктуры газомоторного топлива. При этом, допускается сокращение противопожарных расстояний от подобных объектов защиты до смежных зданий при выработке дополнительного комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий с учетом безусловного обеспечения безопасности людей. Такие решения позволят обеспечить возможность использования бензина, дизельного и газомоторного топлива в едином автозаправочном комплексе.

Данные изменения также позволят оптимизировать обязательные требования пожарной безопасности, что приведет не только к повышению гибкости противопожарного нормирования и многовариантности технических решений обеспечения пожарной безопасности, но и к снижению материальных затрат на реализацию противопожарных мероприятий при обеспечении нормируемого уровня пожарного риска.

В рамках реализации поручений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014, законопроект направлен на снятие избыточных нагрузок на субъекты предпринимательской деятельности.

В частности, предлагается установить добровольный формат декларирования в отношении объектов, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, при этом регистрация декларации будет являться основанием для освобождения объекта от проведения проверок надзорными органами МЧС России.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации, в целях снижения стоимости строительства положениями указанного законопроекта допускается возможность декларирования строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации, без проведения испытаний в аккредитованной лаборатории в случае их предельно-опасных характеристик.

Вводятся правила идентификации объектов защиты, позволяющие при наличии отдельных признаков отнести здания и сооружения к определенным классам опасности.

Это актуально для органов надзора и экспертов для оценки соответствия объектов защиты, на которые отсутствует, либо утрачена проектная документация.

Кроме того, предусматривается разработка нормативного правового акта для объектов культурного наследия, относящихся к объектам религиозного назначения, устанавливающего минимально допустимые требования пожарной безопасности и учитывающего специфику подобных объектов защиты.

Указанный законопроект одобрен на парламентском заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Анализ обращений граждан и организаций.

В целях организации работы с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", приказом МЧС России от 31.03.2015 N 145 утверждена Инструкция по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Анализ состояния работы с обращениями граждан в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах и организациях МЧС России показывает, что за первое полугодие 2017 года поступило 903 обращения (в первом полугодии 2016 - 855), из них по вопросам противопожарной службы, соблюдения норм противопожарной безопасности 632 (в 2016 - 595). Обратившиеся в МЧС России граждане предлагали провести соответствующие проверки для подтверждения их мнения о нарушениях законодательства и принять необходимые меры к их устранению. В ряде случаев авторы обращений отмечали, что сведения о нарушениях направлялись в территориальные органы МЧС России неоднократно. Сложившаяся ситуация указывает на отсутствие должной проработки вопросов в территориальных органах МЧС России при рассмотрении обращений. В ряде случаев это свидетельствует о поверхностном рассмотрении и формальном подходе к данному виду работы. Остается высоким количество обращений организаций и граждан с жалобами на неправомерные действия сотрудников надзорных органов МЧС России при организации и осуществлении проверок противопожарного состояния объектов защиты. В большинстве случаев предметом обращений стало нарушение надзорным органом порядка уведомления о предстоящей проверке, неправомерное назначение административных санкций за нарушение требований нормативных документов, осуществление мероприятий по надзору в отсутствии руководителя объекта либо уполномоченного им лица.

О неудовлетворительном состоянии поднадзорных субъектов более 47 тыс. информаций направлено в органы государственной власти, в том числе более 14 тыс. - в органы прокурорского надзора.

Одновременно в первом полугодии 2017 года органами прокуратуры в адрес органов федерального государственного пожарного надзора внесено 208 представлений об устранении нарушений, связанных с осуществлением государственного пожарного надзора.

За несоблюдение требований законодательства Российской Федерации 232 должностных лица органов ФГПН, привлечены к дисциплинарной ответственности.

В целом при осуществлении ФГПН имеет место стабильная тенденция повышения уровня правовой грамотности инспекторского состава. Количество внесенных прокурорами представлений увеличилось на 9% (в 2017 г. - 208 ед., в 2016 г. - 191 ед.).

Прокурорами по нарушениям законодательства Российской Федерации при проведении проверок принесено 5 протестов, (в 2016 г. - 10).

Обязанность проведения профилактики нарушений обязательных требований надзорными органами МЧС России в целях реализации положений федеральных законов от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений" и от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ввели приказы МЧС России, утвердившие изменения в административные регламенты функций по надзору в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 8.3 "Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями" Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон 294-ФЗ) к таким мероприятиям по контролю относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, проводимых органами надзорной деятельности МЧС России в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, предусматривающей проведение органами надзорной деятельности плановых (рейдовые) осмотров.

Приказ МЧС России от 24 марта 2017 г. N 132 утвердил порядок оформления и содержания заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований.

Плановые (рейдовые) осмотры, обследования, предусмотренные настоящим Порядком, могут проводиться в отношении территорий, за исключением лесных участков.

Предметом плановых (рейдовых) осмотров территорий является выявление готовящихся нарушений или наличие признаков нарушений требований пожарной безопасности и (или) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по:

очистке территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, отделения леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером;

строительству на территории, прилегающей к лесу, различных сооружений и подсобных строений, а также складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов;

соблюдению порядка выжигания сухой травянистой растительности;

соблюдению порядка использования открытого огня и разведения костров на территориях;

созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, исправности источников наружного противопожарного водоснабжения;

организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайной ситуации, а также по своевременному оповещению населения и направлению в зону чрезвычайной ситуации сил и средств для ее ликвидации.

Проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий осуществляется в соответствии с заданием по утвержденным маршрутам.

Срок проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования территории устанавливается начальником органа ГПН либо его заместителем с учетом природно-климатических и географических условий субъектов Российской Федерации, но не может превышать 10 рабочих дней.

В ходе планового (рейдового) осмотра, обследования территорий проводятся следующие мероприятия:

внешний визуальный осмотр зданий и сооружений, технологических установок, оборудования, агрегатов;

визуальный осмотр (обследование) территорий;

фиксация результатов осмотра (обследования), в том числе с применением технических средств;

анализ информации о деятельности либо действиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получение сведений, в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем.

В случае отсутствия нарушения требований пожарной безопасности и (или) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляется акт осмотра (обследования) территории с указанием на отсутствие нарушений.

В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности и (или) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностные лица органов надзорной деятельности принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя подразделения надзорной деятельности информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

В 2017 году органами надзорной деятельности МЧС России проведено 17970 плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий (земельных участков), в том числе 8761 населенных пунктов, 1402 мест отдыха детей, 1444 садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

По итогам проведения контрольных мероприятий установлено 2907 нарушений, составлено 11340 актов осмотра (обследования) территорий (земельных участков), выдано 2196 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, в том числе: индивидуальным предпринимателям - 51 предостережение, юридическим лицам - 336, органам местного самоуправления - 913, физическим лицам - 896.

Принято решений о назначении внеплановой проверки в отношении 351 лиц, в том числе: индивидуальных предпринимателей - 11, юридических лиц - 326, органов местного самоуправления - 14.

Для обустройства профилактики правонарушений в Российской Федерации в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - главное управление) направлено распоряжение МЧС России от 10.10.2016 N 448 "О реализации мероприятий профилактических операций", а также направлена письмом МЧС России от 12.12.2016 N 43-6487-19 Типовая программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах. На основании этих документов в каждом главном управлении разработаны, утверждены и реализуются программы профилактики нарушений обязательных требований на 2017 год.

Проводятся сезонные профилактические мероприятия, направленные на исключение возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах, ограничение их последствий, а также создание условий для их ликвидации и проведение аварийно-спасательных работ, включая: элементы дифференциации инструментов профилактики; организацию консультационной работы с электронными обращениями.

Проведены 30 апреля и 27 июня текущего года заседания Комиссии по снятию излишних административных барьеров на пути предпринимательской деятельности МЧС России с рассмотрением вопросов правоприменительной практики надзорных подразделений, подготовленных разъяснений по соблюдению обязательных требований, с размещением их результатов в сети Интернет и механизмом "обратной связи".

Утвержден и размещен на официальном интернет-портале МЧС России план-график проведения публичных обсуждений правоприменительной практики органов надзорной деятельности главных управлений по каждому виду контроля (надзора) на 2017 год.

Первое показательное мероприятие для всех регионов Российской Федерации, ключевых контрольно-надзорных служб и ведущих общественных организаций защиты бизнеса проведено 7 апреля текущего года в г. Туле в режиме видеоконференцсвязи под председательством Министра МЧС России с участием Министра Открытого правительства М.А. Абызова, Губернатора Тульской области А.Г. Дюмина.

Всероссийский форум Открытого правительства, МЧС России и предпринимательской платформы Всероссийской политической Партии "Единая Россия" по реформе контрольно-надзорной деятельности и публичное обсуждение правоприменительной практики надзорных органов МЧС России состоялся 20 апреля текущего года в Москве. По результатам Всероссийского форума совместно с Открытым правительством подготовлена резолюция, включающая дополнительные меры по снятию административного давления на бизнес.

Мероприятия в аналогичном формате прошли во всех субъектах Российской Федерации. В рамках этой работы проведено широкое обсуждение деятельности органов надзора МЧС России при подготовке докладов по правоприменительной практике руководств по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов, необходимых для их реализации организационных, технических мероприятий.

Тексты указанных документов размещены на официальных сайтах главных управлений для сбора предложений и утверждены после работы над замечаниями, поступившими от предпринимательского сообщества.

Министерством утверждены методические рекомендации по определению:

доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности МЧС России; доли организованных и (или) проведенных с участием МЧС России практических тренировок по эвакуации людей на объектах высокой и значительной категории риска; информированности населения Российской Федерации в области комплексной безопасности жизнедеятельности.

В настоящее время ведется их практическая апробация.

В первом полугодии 2017 году органами надзорной деятельности МЧС России проводились мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности, осуществляемых в формах правового просвещения и информирования.

Указанные профилактические мероприятия проводились в отношении детских лагерей, задействованных в летней оздоровительной кампании, объектов с массовым пребыванием людей, населенных пунктов и садоводческих объединений, подверженных угрозе природных пожаров, общеобразовательных учреждений, объектов жизнеобеспечения и других.

Всего проведено более 400 тыс. профилактических мероприятий. Организовано 170 тыс. тренировок по эвакуации. Проведено более 276 тыс. противопожарных инструктажей. Организовано более 140 тыс. сходов с населением по разъяснению правил установленных требований и правил поведения граждан.

В нижеприведенной таблице 1 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольных субъектов при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.