1.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области пожарной безопасности

1.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения
законодательства в области пожарной безопасности

Таблица 1

N п/п
Содержание вопроса
Содержание ответа
1.
Могут ли служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения в форме электронных документов?
Обращения, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
2.
В 2018 г. заканчиваются "каникулы" для малого и среднего бизнеса. Когда начнутся плановые проверки в отношении предпринимателей и чего ждать от надзорных органов?
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" планирование проверок органами ФГПН после окончания надзорных "каникул" будет осуществляться в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска и соответствующей данной категории риску периодичностью, с момента последней плановой проверки.
3.
Имеет ли право собственник (руководитель организации) самостоятельно выполнить проверку состояния огнезащитной обработки?
В соответствии с пунктом 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", руководитель организации осуществляет в установленные сроки проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя. Проверка организуется собственными ресурсами или ресурсами сторонних организаций, оказывающих услуги в данной сфере деятельности. Форма акта проверки определяется руководителем организации.
При этом, положениями ГОСТ Р 53292-2009 "Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний" определена методика контроля качества выполненных огнезащитных работ, включающая: проверку состояния огнезащищенной поверхности (наличие дефектов и повреждений, не допускаемых требованиями ТД), проверку соблюдения технологии нанесения, качественную оценку огнезащитной обработки с использованием малогабаритного переносного прибора, проверку соблюдения иных требований, предусмотренных технической документацией.
4.
Кем исполняется государственная функция по надзору за выполнением требований пожарной безопасности при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции жилых помещений?
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. На основании статей 6.1 и 19 указанного Федерального закона надзорные органы МЧС России осуществляют надзор за реализацией органами местного самоуправления и их должностными лицами нормативных правовых актов Российской Федерации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Кроме того, в порядке статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" осуществляется комплекс мероприятий, направленный на профилактику нарушений обязательных требований.
5.
Планируются ли проверки учреждений, на которых проведена независимая оценка пожарного риска?
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" планирование проверок органами надзорной деятельности МЧС России осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска и соответствующей данной категории риска периодичностью.
Выполнение (невыполнение) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, подтвержденное путем независимой оценки пожарного риска (далее - НОР), учитывается надзорными органами только как динамический показатель отнесения объекта защиты к определенной категории риска, позволяющий перейти в категорию более низкой опасности.
В случае поступления в орган надзорной деятельности НОР до утверждения ежегодного плана плановых проверок, объекту защиты присваивается более низкая (высокая) категория риска, в соответствии с которой объект защиты планируется к проведению плановой проверки с момента окончания последней плановой проверки, ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения класса его функциональной пожарной опасности. При поступлении в орган надзорной деятельности НОР после утверждения ежегодного плана плановых проверок, должностное лицо надзорного органа учитывает положительное заключение при проведении планового мероприятия, и в данном случае проверяет выполнение мероприятий режимного характера. При этом, в случае выявления несоответствия расчетов по оценке пожарного риска, в соответствии с абзацем 3 пункта 63 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее - Административный регламент), утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, плановая проверка продолжается в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
6.
Какие условия необходимо соблюсти для понижения присвоенной объекту защиты категории риска?
В соответствии с п. 3 критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска, установленных постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806), снижение категории риска эксплуатируемого объекта защиты возможно при выполнении следующих обязательных требований:
1. Объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска соответственно при соблюдении одного из следующих условий:
создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности;
2. Объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категории значительного риска, подлежат отнесению к категории среднего риска в случае отсутствия на объекте защиты пожаров за последние 5 лет.
7.
Является ли нарушением законодательства Российской Федерации случаи проведения в различные сроки плановых выездных проверок объектов защиты, принадлежащие одному юридическому лицу, расположенных в разных регионах.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также пунктом 5 приказа от 30.11.2016 N 644 "Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" (далее - Административный регламент), предметом федерального государственного пожарного надзора является соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности. Таким образом планирование и проведение в различные сроки плановых выездных проверок объектов защиты, принадлежащие одному юридическому, но расположенных в разных субъектах Российской Федерации законно и обосновано.
8.
Что такое предварительная проверка?
В случае отсутствия достаточных данных о нарушении обязательных требований и достоверной информации о лице допустившем нарушение, должностными лицами органа государственного пожарного надзора может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.
В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, представивших информацию.
Проводится рассмотрение материалов юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) и при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по исполнению установленных требований.
В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение требований, получении достаточных данных о нарушении требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН подготавливает заявление в орган прокуратуры о назначении внеплановой проверки.
9.
Обязан ли инспектор государственного пожарного надзора выйти на объект защиты для его обследования в первый день проверки указанный в распоряжении.
В соответствии с пунктом 26 Административного регламента срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
Согласного пункта 10 Административного регламента при исполнении государственной функции не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.
С учетом изложенного должностные лица органов ГПН вправе осуществить обследование объекта защиты в любой день периода, указанного в распоряжении.
10.
Необходимо ли наличие лицензии на ведение образовательной деятельности при проведении обучения работников мерам пожарной безопасности?
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, (в редакции Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ) обучение мерам пожарной безопасности работников является дополнительным профессиональным образованием.
При этом, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 установлена необходимость наличия лицензии при осуществлении данного вида обучения.
11.
Необходимо ли проводить обучение пожарно-техническому минимуму работников, не подпадающих под категории, указанные в пунктах 36 и 39 приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"
Обучение мерам пожарной безопасности проводится в соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" по утвержденным специальным программам. Пункт 31 указанного приказа определяет круг лиц, которым необходимо пройти обучение: к ним относятся руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность. Вместе с тем, обучение организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. Обучение с отрывом от производства проводится для лиц, указанных в пункте 36 приказа. Непосредственно в организации обучаются лица, указанные в пункте 39. Для всех остальных категорий работников обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в рамках проведенных противопожарных инструктажей.
12.
Наделен ли филиал юридического лица правом проводить обучение работников мерам пожарной безопасности, а также создавать свою квалификационную комиссию для проверки знаний?
В соответствии с пунктом 51 приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Учитывая, что филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все его функции или их часть, обучение может проводиться в соответствии с программой, согласованной территориальным подразделением федерального государственного пожарного надзора по месту государственной регистрации юридического лица. При этом, в филиалах организаций допускается создание обособленных квалификационных комиссий для проверки знаний работников, прошедших обучение мерам пожарной безопасности.