1. Доклад по правоприменительной практике

1. Доклад по правоприменительной практике

В 2017 году должностными лицами ГНГИМС во взаимодействии с другими государственными органами и организациями проводились мероприятия, направленные на предупреждение аварий с маломерными судами и профилактику несчастных случаев на водных объектах. За 9 месяцев 2017 г. проведено 67480 рейдов, патрулирований и профилактических выездов (в 2016 г. - 69122), в том числе со спасателями проведено 22498 рейдов (2016 г. - 20744).

В процессе проведения мероприятий по надзору в 2017 году выявлено 36342 нарушения, по результатам которых, составлены протоколы об административных правонарушениях, в их число входит количество вынесенных постановлений о назначении административного наказания без составления административного протокола (далее - нарушение), что на 14,7% меньше чем за аналогичный период прошлого года (в 2016 г. - 42580 нарушений).

Основными административными нарушениями в 2017 году были:

нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления (статья 11.8 КоАП) на которое приходится 42,7% от всех выявленных нарушений. Всего выявлено по указанному составу 15523 нарушения (2016 г. - 16620);

нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерных судах (статья 11.10 КоАП). Всего оформлено 8911 протоколов об административных правонарушениях (2016 г. - 11125);

управление судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном (статья 11.8.1 КоАП) применялась в отчетном периоде 6246 раз (2016 г. - 8113).

нарушение правил плавания (статья 11.7 КоАП) применялось 4183 раз (2016 г. - 4827).

(Из них в 2016 г. 3 случаях назначены наказания в виде лишения права управления)

уклонение от исполнения административного наказания (статья 20.25 КоАП) К принудительному исполнению подготовлено 652 постановлений и назначены административные наказания в виде штрафа (2016 г. - 844).

(Из них в 2016 г. 4 случаях назначены наказания в виде административного ареста)

нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов (статья 11.12 КоАП) применены в отчетном периоде 308 раз (2016 г. - 395).

управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения (статья 11.9 КоАП) применялась в отчетном периоде 206 раз (2016 г. - 231), из них в 9 случаях назначены наказания в виде лишения права управления (2016 г. - 9).

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок (в т.ч. маломерных судов) (статья 19.22 КоАП) применялась в отчетном периоде 122 раза (2016 г. - не применялась, органы ГИМС МЧС России уполномочены на составление протоколов по данной статье с 01.01.2017).

невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (статья 19.5 КоАП) применялась в отчетном периоде 54 раза (2016 г. - 46).

Помещено на специализированную стоянку за отчетный период 275 маломерных судов (2016 г. - 283).

В 2017 году органами прокуратуры было опротестовано 93 постановления по делам об административных правонарушениях (в 2016 году - 53 постановления).

В нижеприведенной таблице 9 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных субъектов (судоводителями маломерных судов), при организации и осуществлении государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

5.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения
законодательства в области государственный надзор
во внутренних водах и в территориальном море Российской
Федерации за маломерными судами, используемыми
в некоммерческих целях, и базами
(сооружениями) для их стоянок

Таблица 9

N п/п
Содержание вопроса
Содержание ответа
1
В каком порядке назначается административное наказание за нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
В соответствии со статьей 19.22 КоАП за нарушение правил государственной регистрации судов всех видов, либо невыполнение собственником судна в установленный законодательством Российской Федерации срок обязанности по государственной регистрации судна в одном из реестров судов Российской Федерации, если такой срок установлен, или невыполнение собственником судна обязанности по информированию органа государственной регистрации таких судов об изменении сведений, подлежащих внесению изменений в реестр судов Российской Федерации устанавливается административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 19.22 КоАП. Производство по делам об административных правонарушениях по указанному составу в соответствии со статьей 23.40 КоАП, в пределах своей компетенции, возложено на органы ГИМС МЧС России. Данная норма введена Федеральным законом от 19.12.2016 N 440-ФЗ.
В отношении собственников маломерных судов, используемых в некоммерческих целях Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (статья 41) и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (пункт 7 статьи 19) установлена обязанность в течение двух недель информировать орган ГИМС МЧС России об изменении сведений, вносимых в реестр маломерных судов.
Такими сведениями могут быть:
имя, гражданство и адрес собственника (собственников);
доля каждого из сособственников в общей долевой собственности, если имеется несколько собственников;
имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна;
имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;
иные сведения, ранее внесенные в реестр маломерных судов, изменение которых возможно только по воле собственника (собственников) или с его (их) ведома.
При нарушении собственником судна срока информирования об изменении указанных сведений, должностные лица ГИМС МЧС России уполномочены привлекать его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.22 КоАП.
Протокол об административном правонарушении предусмотренный частью 2 статьи 19.22 КоАП может быть составлен при выявлении административного правонарушения, во время проведения мероприятий по надзору за безопасностью эксплуатации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, при наличии на борту собственника судна, а также при обращении собственника маломерного судна в орган ГИМС МЧС России для внесения изменений в реестр маломерных судов после истечения установленного срока.
При отсутствии собственника судна на месте выявления административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 19.22 КоАП собственнику судна направляется извещение о необходимости явиться в орган ГИМС МЧС России для составления протокола по указанному составу административного правонарушения статья 25.15 КоАП, а при его неявке протокол составляется в его отсутствие, в порядке предусмотренном статьей 28.2 КоАП.
Основанием для возбуждения административного производства является несоответствие паспортных и иных личных данных собственника, судовладельца или доверительного управляющего, в том числе содержащиеся в генеральной доверенности судоводителю либо иному лицу для совершения регистрационных действий с маломерным судном, данным, содержащимся в судовом билете маломерного судна.
Вместе с тем, как свидетельствует судебная практика, существенной проблемой для правоприменителя будет являться несвоевременное выявление правонарушения, предусмотренного статьей 19.22 КоАП, поскольку подобные правонарушения квалифицируются судебными органами как не длящиеся (т.е. простые).
Отмечено, что в большинстве случаев судебные органы выносят решения о прекращении производства за аналогичные правонарушения, предусмотренные главой 19 КоАП по основанию пропуска сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. ч. 1 и 2 статьи 4.5 КоАП.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП, при длящемся административном правонарушении сроки. Предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как указано в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует иметь учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду. Что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку. Начинает течь с момента наступления указанного срока.
В связи с тем, что судебные органы рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.22 КоАП не уполномочены, при пропуске срока вынесения постановления по делу (два месяца, статья 4.5 КоАП) виновные лица могут опротестовать постановление по делу, вынесенное должностным лицом ГИМС МЧС России с нарушением сроков, в том числе и в судебном порядке.
(В соответствии с разъяснениями Пензенского областного суда от 16 марта 2013 г. N 1-730).
2
Какое наказание предусмотрено за управление маломерным судном не подлежащим государственной регистрации и для управления, которым удостоверение на право управления не требуется в состоянии опьянения
В отношении лица управлявшего маломерным судном, в состоянии опьянения предусмотрено наказание в виде административного штрафа или лишения права управления маломерным судном (статья 11.9 КоАП). При этом наказание в виде лишения права управления назначается только судьей (статья 3.8 КоАП). В отношении лица управлявшего маломерным судном, не подлежащим государственной регистрации, в состоянии опьянения санкция в виде лишения права управления маломерным судном не применяется.
3
Какое наказание предусмотрено за управление маломерным судном подлежащим государственной регистрации с установленным двигателем, сведения о котором не внесены в судовой билет
При эксплуатации маломерного моторного судна, наличие сведений о двигателях в реестре маломерных судов и судовом билете является обязательным. За невыполнение указанного требования установлена административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке).
4
В каких случаях применяется мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания маломерного судна, используемого в некоммерческих целях.
При совершении административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1 (управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном) и статьей 11.9 КоАП (управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения) в качестве меры обеспечения производства по делу применяется задержание транспортного средства, в том числе маломерного судна (статья 27.13 КоАП).
При этом должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя (судоводителя) (статья 27.12 КоАП). Указанное полномочие в частности закреплено подпунктом 4 пункта 8 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835.
Вместе с тем, полномочие по отстранению судоводителей от управления маломерным судном при выявлении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.8.1 законодательно не закреплено, что влечет в ряде случаев невозможность задержания маломерного судна и перемещение его на специализированную стоянку для хранения.
5
Каким образом при осуществлении мероприятий по надзору должностные лица ГИМС МЧС России проводят замеры на превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
В соответствии со статьей 23.40 КоАП органы ГИМС МЧС России рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23 (в части выпуска в эксплуатацию и эксплуатации маломерных судов с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума).
Между тем, проведение измерений содержания загрязняющих веществ в выбросах, а также проведение измерений уровня шума при эксплуатации маломерных судов (в условиях подвижной водной среды) крайне проблематично. Административная практика по данным составам за прошедшие несколько лет отсутствует.
При этом такие измерения проводятся при проведении освидетельствований судов в приемлемых для этого условиях, а за управление маломерным судном, не прошедшим освидетельствования, в соответствии со статьей 11.8 КоАП, предусмотрено административное наказание.
6
Каким образом при осуществлении мероприятий по надзору должностные лица ГИМС МЧС России устанавливают личность судоводителя при отсутствии у него при себе каких-либо документов
В целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении в необходимых случаях должностные лица органов ГИМС МЧС России могут применять необходимые меры для установления личности нарушителя в пределах предоставленных полномочий, в том числе во взаимодействии с органами внутренних дел на основе заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").
7
Кто несет ответственность за обеспечение безопасности в случае остановки должностным лицом ГИМС МЧС России судоводителя маломерного судна, ведь во множестве случаев остановка происходит в местах с течением, при сильном ветре, в присутствии других движущихся судов
Осуществление государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, регламентируется Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденным приказом МЧС России от 18 октября 2012 г. N 607 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктами 3.14 и 3.15 Административного регламента решение об остановке маломерного судна несет старший патрульной группы, а значит и несет ответственность за безопасность маневрирования при остановке маломерного судна при условии своевременного выполнения судоводителем требования об остановке маломерного судна (пункт 1.10 Административного регламента). При этом, остановка маломерного судна и подход к его борту судна, назначенного для патрулирования (рейда), производятся вне судового хода, в безопасном месте с соблюдением мер предосторожности, а в случае непогоды - у берега в защищенном месте.

5.3. Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам
по соблюдению требований (судоводителям маломерных судов)

1. При подготовке маломерного судна к выходу в плавание рекомендуется проверить:

наличие при себе регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих наличие права управления судном, в том случае, когда наличие указанных документов является обязательным;

укомплектованность маломерного судна спасательными и сигнальными средствами;

наличие неисправностей маломерного судна, с которым запрещена его эксплуатация.

2. При плавании на маломерном судне рекомендуется иметь:

средства связи, доступные для использования в районе плавания;

список адресов и телефонов (координат мест нахождения) ближайших подразделений поиска и спасения, медицинских организаций и топливо заправочных комплексов;

сведения о навигационной и гидрографической обстановке в районе плавания, прогноз погоды.

Судоводителям маломерных судов, при их использовании в зимний период дополнительно можно порекомендовать соблюдать элементарные требования по безопасности эксплуатации таких судов и безопасности лиц, находящихся на борту, планировать выход в плавание на судне с учетом прогнозируемых метеоусловий (температуры воздуха, силы ветра, степени волнения, видимости), по возможности осуществлять плавание одновременно на нескольких судах. Следует помнить, что времени для спасения людей с аварийного судна в зимних условиях будет немного.

5.4. Доклад с руководством по соблюдению
обязательных требований

МЧС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 806) проводится работа по внедрению новых форм и методов работы при осуществлении государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок.

Контроль и надзор за пользованием маломерными судами осуществляется подразделениями ГИМС МЧС России на основе Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 820, в соответствии с Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденный приказом МЧС России от 18.10.2012 N 607 (далее - Административный регламент) и осуществляется в форме рейда патрулирования и наблюдения с плавучих или береговых контрольных постов.

Поскольку государственный надзор за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, осуществляется в отношении граждан (судоводителей), и принадлежащих им маломерных судов Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 (далее - Правила), к государственный надзору за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях применяться не могут.

В соответствии с Административным регламентом мероприятия по надзору за пользованием базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов, пляжами, переправами и наплавными мостами осуществляются в форме выездных проверок. При этом в настоящее время органами прокуратуры большинства субъектов Российской Федерации плановые проверки указанных объектов не согласовываются поскольку контрольные мероприятия на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах проводятся в форме выдачи разрешений на их пользование (проведения ежегодных освидетельствований) и не требует дополнительного согласования с органами прокурорского надзора.

В 2016 году планы проведения плановых проверок были согласованы прокуратурами 22 субъектов Российской Федерации (26% от общего количества), при этом в 3 субъектах Российской Федерации планы проведения плановых проверок не формировались в связи с отсутствием в регионах объектов надзора, подлежащих плановым проверкам в текущем году. В остальных случаях в согласовании было отказано.

С учетом необходимости сокращения избыточных ограничений и требований, оптимизации надзорных процедур, осуществление контроля за указанными объектами предполагается организовать по разрешительному принципу с одновременным отказом от проведения плановых проверок.

Таким образом, в условиях отказа от проведения плановых проверок, отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - владельцев баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности будет устанавливаться с учетом проведения в отношении указанных объектов только внеплановых проверок.

С целью реализации принятых решений, в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", сокращения избыточных ограничений и требований при осуществлении контрольной надзорной деятельности, МЧС России организована работа по подготовке:

проекта приказа МЧС России "О внесении изменений в административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок" (в части исключения процедур проведения плановых проверок);

проекта приказа МЧС России "Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на пользование базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов, пляжами, переправами и наплавными мостами".

С 01.01.2017 вступили в силу следующие нормативные правовые акты Российской Федерации в области разрешительной деятельности:

1. Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (приказ МЧС России от 24.06.2016 N 340, зарегистрирован в Минюсте России в августе 2016 года).

Правила устанавливают порядок государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях с учетом современных требований и изменений в Федеральном законодательстве. В том числе правилами утверждены новые формы бланков судовых документов, с целью корреляции их с международными аналогами.

2. Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (приказ МЧС России от 24.06.2016 N 339, зарегистрирован в Минюсте России в августе 2016 года).

Регламент издан во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".

В нижеприведенной таблице 10 представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами (судоводителями маломерных судов), установленными в ходе анализа правоприменительной практики.

5.5. Ответы на актуальные вопросы с руководством
по соблюдению обязательных требований

Таблица 10

N п/п
Содержание вопроса
Руководство по соблюдению обязательного требования, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным
1
Какие требования по комплектованию маломерных судов предъявляются должностными лицами ГИМС МЧС России.
В зависимости от категории сложности района плавания или длины судна, маломерное судно, в том числе не подлежащее государственной регистрации, должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012).
2
Какие требования предъявляются к маломерным судам, не подлежащим государственной регистрации.
Федеральный закон от 23.042012 N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" внес изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части, касающейся требований по регистрации маломерных судов и упростил порядок пользования маломерными судами массой двигателя (в случае установки) до 200 килограмм включительно и мощностью до 8 кВт включительно.
В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг. включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно (п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ).
При плавании на маломерном судне, подлежащем государственной регистрации, на борту судна должны находиться судовые документы: судовой билет (или его копия заверенная в установленном порядке) и судовая роль (ст. 27, 31 КТМ и п. 9 ст. 14 КВВТ).
Также порядок пользования маломерными судами регламентируется Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 N 502 (зарегистрированном в Минюсте России 24.08.2005, регистрационный N 6940) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил "к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами".
Таким образом, при эксплуатации маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, требования к наличию каких-либо регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих наличие права управления таким судном действующим законодательством не предусмотрены.
При этом маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012).
3
Какие статьи КоАП РФ не применяются к судоводителям маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации.
Поскольку отсутствие у судоводителей маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих право управления маломерным судном, не является нарушением, в отношении таких судоводителей, не применяются следующие статьи КоАП, находящиеся в компетенции органов ГИМС МЧС России:
При этом следует отметить, что упрощенный порядок пользования маломерными суднами не подлежащими государственной регистрации не освобождает судоводителей от обязанности соблюдения норм и правил в области общественного порядка, общественной безопасности, охраны окружающей природной среды, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, контроль которых не входит в компетенцию органов ГИМС МЧС России. При выявлении нарушений указанных норм уполномоченные должностные лица, принимают меры административного воздействия, предусмотренные КоАП, а также законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
4
Как определить массу судна для целей его государственной регистрации.
При определении массы маломерного судна следует руководствоваться ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 "Суда малые. Основные данные." В соответствии с указанным стандартом, масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что пользователь может не устанавливать мотор или установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование с массой, установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.
5
Необходимо ли регистрировать моторное маломерное судно только вместе с двигателем
Подвесной лодочный мотор является судовым устройством, и его государственная регистрация не производится. При этом сведения о двигателе вносятся в судовой билет при государственной регистрации маломерного судна или при внесении изменений в реестр маломерных судов.
Поскольку маломерное судно подлежит государственной регистрации независимо от его технического состояния, а также наличия на судне подвесного лодочного мотора, необходимость государственной регистрации такого судна только вместе с двигателем законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Вместе с тем для использования на маломерном судне подвесного лодочного мотора, в том числе принадлежащего иному лицу, необходимо внести соответствующие изменения в реестр маломерных судов и внести соответствующую запись в судовой билет.
6
Кто устанавливает ограничения на пользование маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.
Полномочиями по введению ограничений на пользование водными объектами, в том числе по ограничению на пользование моторными маломерными судами, а также по установлению ответственности за их нарушение в полной мере обладают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые, в каждом случае, принимают решения о целесообразности их введения в зависимости от климатических, географических и иных особенностей территории.
Такие требования содержатся в правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в субъектах Российской Федерации, утверждаемых в соответствии со статьей 25 Водного кодекса Российской Федерации.
За нарушение указанных требований уполномоченные должностные лица принимают необходимые меры, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
7
Могут ли иностранные граждане зарегистрировать "на себя" маломерное судно в реестре маломерных судов
Конституция Российской Федерации закрепляет в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина (статья 19, главы 2) но при этом предусматривает возможность их ограничения, что вытекает, в частности, из ее статьи 55, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Данное конституционное положение получило нормативную конкретизацию в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) и Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ), регламентирующих отношения, связанные с судоходством, в том числе условия и ограничения, связанные с государственной регистрацией судов.
Вопросы государственной регистрации прав на морские суда и суда внутреннего плавания нашли свое отражение в главах II и III КТМ и главе IV КВВТ. В соответствии с частью 1 статьи 15 КТМ и части 2 статьи 23 КВВТ право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:
1) граждан Российской Федерации;
2) юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
4) муниципальных образований.
При этом судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента его государственной регистрации в одном из реестров судов (часть 1 статьи 16, часть 1 статьи 33 КТМ и часть 1 статьи 16, часть 3 статьи 23 КВВТ), в том числе в реестре маломерных судов.
Порядок государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, определен в Правилах государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 24.06.2016 N 340 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 4 Правил, государственная регистрация судна осуществляется по заявлению гражданина Российской Федерации либо юридического лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации, при наличии оснований возникновения права собственности на судно, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо уполномоченного им на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким уполномоченным лицом, согласно Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 24.06.2016 N 339 (далее - Регламент), может быть иностранный гражданин - заявитель на получение государственной услуги (пункт 2 Регламента), действующий на основании доверенности, подтверждающей полномочия на осуществление действий от имени заявителя (в случаях, если заявитель не является собственником) (пункт 18 Регламента).