2. ДОКЛАД С РУКОВОДСТВОМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

2. ДОКЛАД С РУКОВОДСТВОМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

В 2014 году Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ внес изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", и законодательно разграничил функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за МЧС России, а регионального государственного надзора - за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" приказом МЧС России от 14.06.2016 N 323 утвержден Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Административным регламентом по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определен перечень объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, - это:

федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и организации, создающие функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые обозначены в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

организации, входящие в состав функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организации, эксплуатирующие критически важные объекты и (или) потенциально опасные объекты.

Порядок осуществления регионального государственного надзора согласно Положению о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418, устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях оказания органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации методической помощи МЧС России утверждены Методические рекомендации от 21.06.2016 N 2-4-71-36-19 по организации и осуществлению проверок органами регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, где определены объекты регионального государственного надзора, а именно:

органы местного самоуправления,

организации, создающие силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и входящих в состав звеньев территориальных подсистем единой системы,

иные организации, на которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности, если они не подлежат федеральному государственному надзору.

МЧС России в лице своих территориальных органов оказывается методическая и консультативная помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части разработки требуемых нормативных правовых актов, регламентирующих планирование и осуществление мероприятий регионального государственного надзора.

На сегодняшний день работа надзорных подразделений нормативно обустроена во всех субъектах Российской Федерации.

В соответствии с рядом законодательных и иных нормативных правовых актов приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665 актуализирован Административный регламент по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - включены положения об организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций согласно Федеральным законам от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Одновременно, в субъектах Российской Федерации с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах.

Дальнейшая работа по внедрению новых форм и методов работы осуществляется с учетом реализации приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 N 245), федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций планируется осуществлять с применением риск-ориентированного подхода.

В этой связи, подготовлен проект изменений в Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418.

Указанным проектом предусмотрены критерии отнесения к категориям риска поднадзорных объектов, а также критерии по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска.

Так, плановые проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций планируется осуществлять исключительно в отношении:

федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в т.ч. территориальных органов);

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в состав функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты;

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации завершение данной работы планируется во 2 квартале т.г.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 12.04.2016 N ИШ-П13-2086, в связи с принятием Федерального закона от 09.03.2016 N 56-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" утвержден приказ МЧС России от 14.07.2016 N 376 "О внесении изменений в приложение к приказу МЧС России от 30.12.2011 N 795".

Целью внесения изменений в приказ МЧС России от 30.12.2011 N 795 "Об утверждении порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт" явилась необходимость учета изменений, предусмотренных пунктом "д" части 6 статьи 1 Федерального закона N 56-ФЗ, по предоставлению потерпевшему документов, подтверждающих факт нарушения условий жизнедеятельности на определенной территории, в течение 10 рабочих дней со дня обращения потерпевшего.

Кроме того, в приказ МЧС России N 376 включены положения, предусматривающие определение органами местного самоуправления даты начала и окончания нарушения условий жизнедеятельности при установлении факта нарушения условий жизнедеятельности, а также необходимость указания в заключении об установлении такого факта даты начала нарушения условий жизнедеятельности.

Согласно положений Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Ростехнадзором приказом от 14.11.2013 N 538 утверждены Правила проведения экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии с указанными Правилами необходимость получения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов от МЧС России не предусмотрена.

В этой связи, разработан и принят приказ МЧС России от 26.05.2016 N 282, отменивший Административный регламент МЧС России по предоставлению государственной услуги по подготовке в пределах своей компетенции заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденный МЧС России от 02.05.2012 N 248.

В истекшем году ряд нормативных правовых актов приведен в соответствии с действующим законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и тем самым конкретизированы обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19.10.2016 N 1064, от 30.11.2016 N 1267, от 26.01.2017 N 80) раскрыта область применения органов повседневного управления РСЧС, расширен их перечень.

Кроме того, определены органы, обеспечивающие координацию деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны, организацию информационного взаимодействия, а также осуществление мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также уточнены основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 904) определено, что к проведению командно-штабных учений могут привлекаться оперативные группы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Приказ МЧС России от 25.10.2004 N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (в редакции приказа МЧС России от 10.11.2016 N 595) конкретизировал содержание типового паспорта информацией о количестве организаций - исполнителей работ по восстановлению территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций.

В нижеприведенной таблице 6 представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами, установленными в ходе анализа правоприменительной практики.

Таблица 6

N п/п
Содержание вопроса
Руководство по соблюдению обязательных требований,
дающее разъяснение, какое поведение является правомерным
1.
Какие объекты, расположенные на территории города, попадающие в зону химического заражения, являются объектами надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на территории.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 14.06.2016 N 323, объектами федерального государственного надзора являются:
федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и организации, создающие функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
организации, входящие в состав функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организации, эксплуатирующие критически важные объекты и (или) потенциально опасные объекты.
Кроме того, указанный подход планируется закрепить в Положении о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418, в качестве модели применения риск-ориентированного подхода в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2.
На основании чего определяются номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:
возможного характера военных действий на территории Российской Федерации (возможный характер военных действий с применением ядерного, химического, биологического и других видов оружия на территории Российской Федерации доводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до создающих их органов, организаций в части касающейся);
величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от ведения военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
норм минимально необходимой достаточности запасов;
природных, экономических и иных особенностей территорий.
При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).
Рекомендуемые номенклатуры создаваемых резервов определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Методическими рекомендациями по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
3.
Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на территории.
Полномочия и обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.
4.
Каким образом осуществляется планирование направления на обучение должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на территории.
Планирование обучения уполномоченных должностных лиц на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется руководителем организации в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также приказами МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований" и от 13.11.2006 N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".
5.
Какие критерии планируется использовать по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска
В целях принятия решения об изменении (повышении/понижении) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска планируется руководствоваться сведениями о выявленных нарушениях при последней плановой проверке объекта надзора, а также фактов возникновения на территории субъектов Российской Федерации или поднадзорных организаций чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального или федерального характера за последние 5 лет.
6.
Необходимо ли пройти установочный курс обучения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям или на курсах гражданской обороны муниципального образования руководителю организации, председателю комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Согласно пункту "в" статьи 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Исходя из положений статьи 20 Закона N 68-ФЗ руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
Пунктом 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением N 547 (далее - Положение N 547) установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность), а также по месту жительства.
Из подпунктов "г" и "е" пункта 2 Положения N 547 следует, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).
Таким образом необходимо пройти курс обучения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям или на курсах гражданской обороны муниципального образования руководителю организации, председателю комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.