2. ДОКЛАД С РУКОВОДСТВОМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

2. ДОКЛАД С РУКОВОДСТВОМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

В соответствии с рядом законодательных и иных нормативных правовых актов приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665 внесены изменения в Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденный приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358.

В Административный регламент по надзору в области гражданской обороны включены положения, предусматривающие осуществление межведомственного информационного взаимодействия надзорных органов с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления сведений, необходимых для осуществления государственных функций, определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 323, а также порядок формирования и ведения единого реестра проверок при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны, регламентируемый постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415.

Кроме того, согласно Федеральным законам от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" учтены положения об организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.

Одновременно, в субъектах Российской Федерации с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах.

Дальнейшая работа по внедрению новых форм и методов работы осуществляется с учетом реализации приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 N 245), государственный надзор в области гражданской обороны планируется осуществлять с применением риск-ориентированного подхода.

В этой связи, подготовлен проект изменений в Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305.

Указанным проектом предусмотрены критерии отнесения к категориям риска поднадзорных объектов, а также критерии по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска.

Так, плановые проверки в области гражданской обороны планируется осуществлять исключительно в отношении:

федеральных органов исполнительной власти (в т.ч. территориальных органов);

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

органов местного самоуправления;

организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

организаций, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации завершение данной работы планируется во 2 квартале т.г.

В истекшем году ряд нормативных правовых актов приведен в соответствии с действующим законодательством о гражданской обороне, и тем самым конкретизированы обязательные требования в области гражданской обороны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2016 N 1041) уточнено, что определение количества подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается в соответствии с Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (приказ МЧС России Приказ МЧС России от 31.07.2006 N 440 "Об утверждении положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций").

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (в редакции постановления Правительства РФ от 07.02.2017 N 143):

конкретизированы запасы медицинских средств;

уточнено, что запасы создаются в том числе для оснащения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с Методическими рекомендациями по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденными МЧС России;

определено, что в зависимости от целей применения запасы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (в редакции приказа МЧС России от 01.08.2016 N 414) определен порядок эксплуатации убежищ, используемых в качестве противорадиационных укрытий или укрытий.

Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (в редакции приказа МЧС России от 01.08.2016 N 415):

расширен перечень создаваемых по решению органов местного самоуправления (организаций) спасательных служб (коммунально-техническая);

определен перечень организаций, создающих противопожарные формирования, а также осуществляющих планирование их действий и организацию взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

конкретизировано, что запасы оборудования и запасных частей создаются для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения, и в том числе канализации.

Приказ МЧС России от 31.07.2006 N 440 "Об утверждении положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" (в редакции приказа МЧС России от 14.07.2016 N 372) откорректированы задачи структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций и порядок расчета численности работников в структурном подразделении или отдельных работников по гражданской обороне в организациях.

В нижеприведенной таблице 4 представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами, установленными в ходе анализа правоприменительной практики.

Таблица 4

N п/п
Содержание вопроса
Руководство по соблюдению обязательных требований,
дающее разъяснение, какое поведение является правомерным
1.
Какие объекты, расположенные на территории города, отнесенного к группе по гражданской обороне, являются объектами надзорной деятельности в области гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзоров в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358 субъектами государственного надзора в области гражданской обороны являются все организации (юридические лица, индивидуальные предприниматели), независимо от расположения их на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.
Вместе с тем, на сегодняшний день, в целях снижения административного давления на предпринимательское сообщество плановые проверки в области гражданской обороны проводятся в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и организаций, имеющие на балансе защитные сооружения гражданской обороны.
Указанный подход планируется закрепить в Положении о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, в качестве модели применения риск-ориентированного подхода в области гражданской обороны.
2.
Кто осуществляет отнесение организаций к субъектам надзора в области гражданской обороны.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В связи с этим, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют степень участия организаций в области гражданской обороны, на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Указанные организации относятся к субъектам надзора в области гражданской обороны.
3.
Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области гражданской обороны.
Полномочия и обязанности организаций в области гражданской обороны, установлены статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4.
Каким образом осуществляется планирование направления на обучение должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
Планирование обучения уполномоченных должностных лиц на решение задач в области гражданской обороны осуществляется руководителем организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", а также приказами МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований" и от 13.11.2006 N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".
5.
Какие критерии планируется использовать по изменению присвоенных ранее объектам надзора категорий риска
В целях принятия решения об изменении (повышении/понижении) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска планируется руководствоваться сведениями о выявленных нарушениях при последней плановой проверке субъекта надзора.
6.
Требуется ли организации, не категорированной по гражданской обороне, эксплуатирующей опасные производственные объекты III и IV классов опасности, не имеющей мобилизационного задания, не эксплуатирующей химические опасные производственные объекты, прекращающей работу в военное время, создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения. Какой нормативно-правовой акт устанавливает требование к наличию у организаций локальной системы оповещения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон) локальные системы оповещения создают и поддерживают в состоянии готовности организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - потенциально опасные объекты).
Требования к порядку создания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов регламентированы постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178.
Создание локальных систем оповещения в организациях, не указанных в статье 9 Федерального закона, не требуется.