3.4. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований
В целях урегулирования отношений, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в основу которых положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проведена следующая работа.
Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", закрепляющие основы осуществления надзорных мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1013 "О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", определяющее порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в соответствующей сфере деятельности.
Постановлением установлен набор средств и механизмов проведения профилактической работы, а также реализуемых органами, осуществляющими федеральный государственный надзор, механизмов при проведении данной работы мероприятий.
К числу профилактических мероприятий отнесены: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, осуществление консультирования и профилактический визит.
Постановлением утверждены актуализированный порядок и критерии отнесения объектов надзора к определенным категориям риска.
Так, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются исключительно в отношении следующих категорий граждан и организаций:
граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты;
граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
граждан и организаций, если эти организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
государственных корпораций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Предусматриваемый перечень реализуемых контрольных (надзорных) мероприятий включает инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарную проверку, выездную проверку, а также выездное обследование.
Устанавливаемый набор контрольных (надзорных) мероприятий позволит сократить издержки контролируемых лиц в рамках проводимых мероприятий, а также обеспечит эффективное использование имеющихся ресурсов органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, сконцентрировав их усилия на объектах надзора повышенных категорий рисков.
В указанное постановление внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2109 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в части установления ключевых показателей, необходимых для адекватной и обоснованной оценки результативности и эффективности деятельности МЧС России по федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В целях осуществления мониторинга контрольной (надзорной) деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения утвержден приказ МЧС России от 16.09.2021 N 613 "Об утверждении индикативных показателей для федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (зарегистрировано Минюстом России 21.10.2021, регистрационный N 65529).
Утвержденные индикативные показатели используются при подготовке ежегодного доклада о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".
МЧС России утвержден приказ от 25.10.2021 N 725 "Об утверждении форм документов, используемых при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (зарегистрировано Минюстом России 22.12.2021, регистрационный N 66479).
Утвержденные формы документов необходимы для организации деятельности органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, в части учета объектов надзора, организации и проведения профилактических мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, оформления результатов контрольных (надзорных) мероприятий.
Приказом МЧС России от 17.11.2021 N 800 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (зарегистрировано Минюстом России 29.12.2021, регистрационный N 66673) установлен индикатор риска "Повторный случай непрохождения проверочного сигнала "Техническая проверка" в локальной системе оповещения, созданной контролируемым лицом, произошедший в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты первого случая".
Соответствующий индикатор риска характеризует соответствие или отклонение от параметров деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при этом сам по себе не является нарушением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, но с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии такого нарушения и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Выявление индикатора риска является основанием для принятия решения о проведении органом, осуществляющим федеральный государственный надзор, внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении соответствующего контролируемого лица.
Ввиду проведенной актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержден приказ МЧС России от 04.02.2022 N 62 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (зарегистрировано Минюстом России 25.02.2022, регистрационный N 67502).
Приказ устанавливает форму проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований) в целях его использования при осуществлении федерального государственного надзора и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Контрольные вопросы, предусматриваемые формой проверочного листа, основаны на положениях Федерального закона 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Также с учетом новых подходов к организации профилактической работы, установленных положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", разработана и утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2022 год.
В истекшем году проведена следующая работа по актуализации обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 октября 2021 г. N 100 принят Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021), который вступает в силу 1 июня 2023 года. Технический регламент разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза.
Издан Федеральный закон 30.12.2021 N 459-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предусматривающий установление обязанности граждан эвакуироваться из зоны чрезвычайной ситуации; обеспечение постоянного доступа МЧС России к необходимым информационным массивам; наделение Правительства Российской Федерации полномочием по определению порядка проведения эвакуационных мероприятий.
Теперь федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Также федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны своевременно представлять в установленном порядке в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Приняты постановления Правительства Российской Федерации: от 24.06.2021 N 981 "Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня критически важных объектов" - в целях реализации подпункта "р" статьи 10 68-ФЗ, формирование и ведение Перечня критически важных объектов осуществляется по отраслевому принципу с учетом специфики и особенностей таких объектов. Перечень формируется МЧС России путем включения в него ведомственных разделов, формируемых федеральными органами исполнительной власти; от 10.07.2021 N 1155 "Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов" - в целях реализации подпункта "р" статьи 10 68-ФЗ, формирование и утверждение Перечня осуществляет МЧС России, Правила утверждены в целях сбора, обработки, анализа и хранения информации о потенциально опасных объектах, создания информационной основы для разработки и выполнения требований к потенциально опасным объектам, информационного обеспечения федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; от 3 сентября 2021 г. N 1487 "Об утверждении порядка разработки обязательных для выполнения требований к потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" - в целях реализации подпункта "р" статьи 10 68-ФЗ, требования должны быть направлены на обеспечение защиты персонала организаций и потенциально опасных объектов от чрезвычайных ситуаций. Кроме того, определено, что для каждой категории потенциально опасных объектов необходимо установить соответствующий комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по снижению риска их возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; от 11 сентября 2021 г. N 1537 "Об утверждении порядка разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" - в целях реализации подпункта "р" статьи 10 68-ФЗ, требования разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, для каждой категории значимости критически важных объектов необходимо установить соответствующий комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по снижению риска их возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; от 10 декабря 2021 г. N 2252 "О внесении изменений в пункт 8 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" - создание при комиссиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации постоянно действующих оперативных штабов под руководством начальников территориальных органов МЧС России.
Утверждены методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 19.03.2021 N 2-4-71-5-11 - разработаны на основе нормативных правовых актов, руководящих, методических и нормативно-технических документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с учетом накопленного в МЧС России опыта методического руководства созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС различного характера.
МЧС России рекомендует руководствоваться методическими рекомендациями для обеспечения единого методического подхода к созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.