3.1. Доклад по правоприменительной практике

3.1. Доклад по правоприменительной практике

Правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предметом федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является соблюдение организациями и гражданами, эксплуатирующими потенциально опасные объекты и (или) критически важные объекты, государственными корпорациями, создающими в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организациями и гражданами, если указанные организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подлежит 10675 организаций, деятельность которых является объектами надзора, из них к категории высокого риска отнесено 4097 организаций, к категории значительного риска - 5540 организаций, к категории среднего риска - 760 организаций, к категории низкого риска 278 организаций.

Надзорными органами МЧС России в 2021 году запланировано 2 454 контрольных (надзорных) мероприятия (2020 г. - 1029, увеличение на 135,4%).

Всего за 2021 г. надзорными органами МЧС России проведено 3046 контрольных (надзорных) мероприятий (АППГ - 1 066, увеличение на 185,7%), из них:

2532 - плановых (АППГ - 767, увеличение на 230,1%);

521 - внеплановое (АППГ - 299, увеличение на 74,2%).

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводились в соответствии со следующими основаниями:

в соответствии с истечением срока исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований - 518 контрольных (надзорных) мероприятий;

в соответствии с наличием сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 3 контрольных (надзорных) мероприятия.

В ходе проведенных контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 3 150 нарушений обязательных требований (АППГ - 1627, увеличение на 93,6%), из них связанных:

с созданием органов управления РСЧС - 535;

с созданием и использованием резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций - 403;

с подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - 614;

с планированием основных мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - 608;

с использованием и содержанием систем оповещения - 242;

с обеспечением готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций - 105;

с повышением устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях - 79.

иные нарушения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - 564.

Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявляемыми в 2021 году, стали:

1. Вопросы создания органов управления, сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

не создан координационный орган единой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);

отсутствие утвержденных положений об органах управления РСЧС;

должностные лица органов управления объектовых звеньев РСЧС не прошли соответствующую подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

2. Вопросы создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций:

отсутствие номенклатуры и требуемого объема резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

отсутствие резервов финансовых ресурсов;

не обеспечено создание, хранение и восполнение указанных резервов.

3. Вопросы подготовки руководителей и сотрудников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

нарушение сроков подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получения дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций (в течение первого года работы);

нарушение сроков повышения квалификации соответствующих должностных лиц;

не проводятся учения и тренировки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организациями.

По результатам контрольных (надзорных) мероприятий вручено 683 предписания по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 313, увеличение на 118,2%).

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 77% (АППГ - 71,56%, увеличение на 5,44%).

По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 736 протоколов об административных правонарушениях (АППГ - 339, увеличение на 177,1%), из них на должностных лиц 461 (АППГ - 198, увеличение на 132,8%) и на юридических лиц 275 (АППГ - 141, увеличение на 95%), в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) - 386 протоколов (АППГ - 216, увеличение на 78,7%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 474 лица (АППГ - 212, увеличение на 123,5%), из них должностных - 313 лиц (АППГ - 135, увеличение на 131,8%) и юридических - 161 лицо (АППГ - 77, увеличение на 109%), в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ - 263 лица (АППГ - 141, увеличение на 86,5%).

Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 10 011,573 тыс. руб. (АППГ - 3 488 тыс. руб., увеличение на 71,2%).

В 2021 г. в надзорные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, поступило 9 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства.

В нижеприведенной таблице 3 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы контролируемых лиц при организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.