3.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

3.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения
законодательства в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций

Таблица 3

N п/п
Содержание вопроса
Содержание ответа
1.
Организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне и в области защиты работников организаций и подведомственных объектов от ЧС. Возможна ли разработка единого планирующего документа, объединяющего План гражданской обороны и План действий по предупреждению и ликвидации ЧС
Вопросы разработки планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных регулируются отдельными законодательными актами и иными нормативными правовыми актами, относящимися к различной области применения.
Такими законодательными и иными нормативными правовыми актами являются:
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях".
Учитывая, что правовое регулирование требований к разработке вышеуказанных планирующих документов имеет различный характер, разработка единого планирующего документа по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций нецелесообразна.
2.
Обязаны ли организации при разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций руководствоваться Методическими рекомендациями по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов
Согласно положениям Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций путем разработки плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Для методического обеспечения деятельности в указанной сфере МЧС России разработаны и утверждены Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов от 18.08.2003, Методические рекомендации по планированию действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном, муниципальном и объектовом уровнях от МЧС России 15.03.2021, предназначенные для практического использования организациями.
Методические рекомендации разработаны с целью повышения качества разрабатываемых документов, не являются нормативным правовым актом, не обязательны к применению.
3.
Необходимо ли предприятию, расположенному в зоне опасного химического заражения при аварии химически опасном объекте (выброс аммиака) обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты органов дыхания и средствами медицинской защиты
Согласно п. 6 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543, обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон: защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
В соответствии с п. 7, 9 названного Положения обеспечение населения СИЗ осуществляется: федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения; организациями - работников этих организаций.
Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется:
для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - СИЗ органов дыхания от аварийно химически опасных веществ, в результате распространения которых может возникнуть данная зона возможной опасности, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) СИЗ увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;
для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, - респираторы из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) респираторов увеличивается на 1% от их потребности для обеспечения замены неисправных;
для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 Положения, - медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.
При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации увеличивают количество запасов СИЗ не менее чем на 10% от их потребности для обеспечения населения, которое может временно находиться на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 Положения.
4.
На основании чего определяются номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:
возможного характера военных действий на территории Российской Федерации (возможный характер военных действий с применением ядерного, химического, биологического и других видов оружия на территории Российской Федерации доводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до создающих их органов, организаций в части касающейся);
величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от ведения военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны организаций;
норм минимально необходимой достаточности запасов;
природных, экономических и иных особенностей территорий.
При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).
Рекомендуемые номенклатуры создаваемых резервов определены в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России 19.03.2021 N 2-4-71-5-11).
5.
Каким образом осуществляется планирование направления на обучение должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на территории
Планирование подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций работников организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется руководителем организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
6.
Необходимо ли организациям создавать структурированную систему мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС)
ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования" (далее - ГОСТ), регламентирующий создание СМИС, не входит в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815.
Указанный ГОСТ применяется на добровольной основе при проектировании, строительстве, монтаже и капитальном ремонте.
7.
Кем производится отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1013, главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия самостоятельно относить деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска.
Данная работа проводится на основании соответствующих решений руководителя (заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления надзорной деятельности), по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
8.
Являются ли обязательными требования указанные в статье 14 Федерального закона от 24.12.1994 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" для юридических лиц, не имеющих персонала, микропредприятий, малых предприятий, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к низкой категории риска
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1013 (далее - Положение), предметом федерального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами, эксплуатирующими потенциально опасные объекты и (или) критически важные объекты, государственными корпорациями, создающими в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организациями и гражданами, если указанные организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом МЧС России от 04.02.2022 N 62 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" приведен исчерпывающий перечень обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проверяемых в рамках федерального надзора, и категории организаций, которые обязаны их выполнять.
9.
Допускается ли в организации ведение единого журнала по вводному инструктажу по ГО; инструктажу по действиям при ЧС
Положением о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485, Положением о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841, ведение единого журнала учета проведения инструктажей не предусмотрено.
10.
Каким нормативным правовым актом (в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона 247-ФЗ) утвержден перечень обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 N 1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования", принятого в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), подготовлен перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - перечень).
Утвержденный установленным порядком перечень размещен на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
11.
Чем определены критерии для определения угрозы причинения вреда указанным охраняемым законом ценностям
Положениями Федерального закона N 248-ФЗ не предусмотрены критерии для определения непосредственной угрозы причинения вреда указанным охраняемым законом ценностям. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается на основании оценки конкретных обстоятельств. При этом оценка обоснованности такого решения дается органами прокуратуры при согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий.
Данное понятие включает в себя прямую причинно-следственную связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам (к примеру, жителям конкретного территориального образования, приобретателям конкретного товара) вреда определенной категории (к примеру, распространение конкретного заболевания, разрушение конкретного оборудования и так далее).
12.
Требуются разъяснения: а) порядок проверки обособленных подразделений организации (не являющихся юридическими лицами) и расположенными на территории нескольких субъектов РФ; б) проверка такого рода подразделений осуществляется одновременно с проверкой головной организации - юридического лица или может быть разнесена по времени
Согласно положениям статьи 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обособленные подразделения юридических лиц так же являются контролируемыми лицами, как и сами юридические лица. В этой связи порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении обособленных подразделений аналогичен общему порядку, установленному Федеральным законом, вне зависимости от их территориального расположения и сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении головных организаций.
13.
Может ли орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, снизить категорию риска до низкой (низкий риск) объекту надзора с изначально высокой категорией риска (высокий риск) после проведения трех плановых контрольных (надзорных) мероприятий, в результате которых составлены акты контрольных (надзорных) мероприятий с отсутствием выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов надзора к определенной категории риска, установленных пунктом 23 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1013.
Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска допускается не более чем на одну ступень от изначально присвоенной на основании вышеуказанных критериев категории риска.