Статья 42 КВВТ РФ. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
1. При столкновении судов убытки, причиненные таким судам, находящимся на них людям, а также грузам или иному имуществу, возмещаются в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. Указанные правила применяются и в случае, если убытки причинены одним судном другому судну или находящимся на нем людям, а также грузу или иному имуществу выполнением или невыполнением маневра либо несоблюдением правил плавания, если даже при этом не произошло столкновение судов.
2. Правила, установленные настоящей главой, также распространяются на суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые в момент столкновения судов только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов, а также судов, используемых в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
Комментарий к статье 42 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья определяет случаи применения правил, закрепленных в гл. VII КВВТ. Ее надлежит толковать в совокупности со ст. 1 комментируемого Кодекса, где определяется предмет правового регулирования, присущий данному нормативному правовому акту в целом. Соединение общей и частной норм в этом случае наиболее точно очерчивает круг общественных отношений, испытывающих правовое воздействие при реализации положений комментируемой статьи.
Правила о возмещении вреда от столкновения судов действуют в отношении судов и плавучих объектов, предназначенных для судоходства на внутренних водных путях РФ, за исключением:
- военных кораблей, пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов, а также судов, используемых в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны;
- участков внутренних водных путей, на которых навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и безопасности судоходства, в том числе проведения спасательных операций, соответствуют требованиям торгового мореплавания.
1.1. Пункт 1 комментируемой статьи раскрывает общеправовой принцип, согласно которому любой причиненный вред должен быть возмещен (исключения всегда оговариваются законодателем отдельно).
Особенность предписаний о возмещении вреда, возникшего при осуществлении судоходства на внутренних водных путях, состоит в том, что в статье, во-первых, идет речь исключительно об убытках, тогда как иные возможные формы вреда не названы. Во-вторых, законодателем дифференцированы основания возмещения убытков.
Поскольку КВВТ не содержит статей, где было бы определено понятие "убытки" в каком-либо узком смысле этого слова, при применении комментируемой статьи необходимо руководствоваться положениями ст. 15 ГК, в п. 2 которой дано легальное определение. В соответствии с ним убытками являются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пленум Верховного Суда сформулировал разъяснения в отношении данных понятий. При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества. Следует также учитывать, что уменьшение стоимости имущества истца по сравнению с его стоимостью до нарушения ответчиком обязательства или причинения им вреда является реальным ущербом даже в том случае, когда оно может непосредственно проявиться лишь при отчуждении этого имущества в будущем (например, утрата товарной стоимости автомобиля, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия).
Упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было. Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. При рассмотрении дел о возмещении убытков следует иметь в виду, что положение п. 4 ст. 393 ГК, согласно которому при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые стороной для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления, не означает, что в состав подлежащих возмещению убытков могут входить только расходы на осуществление таких мер и приготовлений (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Что касается фактических оснований возмещения вреда в виде убытков, то комментируемая статья называет три таких основания:
1) столкновение судов;
2) выполнение (невыполнение) судами маневра;
3) несоблюдение правил плавания.
Соответственно, для двух последних случаев не имеет значения, произошло ли столкновение или нет.
Необходимо иметь в виду, что с 8 сентября 2018 г. действуют Правила плавания судов по внутренним водным путям. Данным нормативным правовым актом определены требования, относящиеся:
- к визуальной сигнализации (сигнальным огням, сигнальным знакам - флагам и щитам различной формы);
- к звуковой сигнализации;
- к средствам навигационного оборудования;
- к плаванию судов при взаимном визуальном наблюдении, плавании в условиях ограниченной видимости и пр.;
- к стоянке судов.
Поскольку комментируемая статья не уточняет, о каких именно нарушениях данных Правил может идти речь при применении положений гл. VII КВВТ, можно сделать вывод, что сюда относится любое нарушение, повлекшее за собой материальный ущерб судну, имуществу, перевозимому этим судном, либо людям, находившимся на судне.
Более содержательное представление о положениях комментируемой статьи можно получить, если интерпретировать ее в связке с Положением по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса от 29 декабря 2003 г. N 221. В данном нормативном правовом акте определено, что транспортные происшествия классифицируются на аварии и инциденты.
К аварии следует относить:
- транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
- разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);
- затопление самоходных судов мощностью более 225 кВт и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 т;
- посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 ч. и более;
- разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 т.
К инцидентам следует относить:
- все другие транспортные происшествия, не относящиеся к аварии, за исключением происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ;
- посадки судов на мель с простоем свыше 24 ч.
В указанном Положении определены также виды транспортных происшествий, а именно:
- соприкосновение между собой судов, составов, находящихся на ходу (столкновение);
- соприкосновение судна с другим стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием, грунтом и др. (удар);
- затопление судов;
- посадка на мель;
- повреждение гидротехнических сооружений.
Таким образом, действие комментируемой статьи распространяется на все случаи аварий и инцидентов, в той мере, в какой их результатом стало причинение физическим или юридическим лицам материального ущерба.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи правила, установленные гл. VII КВВТ, действуют также в отношении судов, находящихся в государственной собственности или эксплуатируемых Российской Федерацией или субъектами РФ, если эти суда в момент столкновения использовались для правительственной некоммерческой службы. В тех же случаях, когда судно использовалось по иному назначению, возмещение вреда будет производиться по правилам, определенным ГК (ст. 15 и положения гл. 59), с учетом положений ст. 158 БК об участии главного распорядителя средств соответствующего бюджета в судебном процессе в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации или субъектам РФ.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год