Статья 34 КВВТ РФ. Общие положения
1. Утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 28.07.2012 N 131-ФЗ.
2. Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.
Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов.
3. Безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также правилами радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи.
4. Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей:
1) содержание внутренних водных путей;
2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ;
4) пропуск судов и плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения;
5) диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания, и мониторинг движения судов на остальных участках внутренних водных путей;
6) организацию технологической связи на внутреннем водном транспорте;
7) государственный портовый контроль;
8) государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов;
9) дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов;
10) выдачу удостоверений личности моряка в установленных случаях;
11) выдачу лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей (далее - лоцманское удостоверение);
12) иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.
5. Владельцы сооружений, расположенных на внутренних водных путях, обязаны своевременно информировать администрации бассейнов внутренних водных путей о возникновении угрожающих безопасности судоходства ситуаций для принятия соответствующих мер.
6 - 7. Утратили силу. - Федеральный закон от 28.07.2012 N 131-ФЗ.
8. Морское судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, или судно, плавающее под флагом иностранного государства, при плавании по внутренним водным путям подлежит государственному портовому контролю на тех же основаниях, что и суда, плавающие по внутренним водным путям.
Комментарий к статье 34 КВВТ РФ
1. Статья 34 закрепляет общие положения о безопасности судоходства, которой посвящена гл. VI КВВТ.
Безопасность судоходства представляет собой состояние судоходной системы внутренних водных путей, при котором риск причинения вреда жизни, здоровью и нанесения ущерба законным интересам людей, окружающей среде, имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.
Рассматриваемое состояние судоходства обеспечивается комплексом мер, предпринимаемых как судовладельцами (п. 2 комментируемой статьи), владельцами и операторами объектов транспортной инфраструктуры на внутреннем водном транспорте (п. 5 комментируемой статьи), так и государством в лице государственных органов, государственных организаций и учреждений, должностных лиц (п. 3 и 4 комментируемой статьи).
При условии обеспечения технической, противопожарной, санитарно-эпидемиологической, экологической, промышленной, метрологической, транспортной безопасности, безопасности труда достигается безопасное состояние судоходной системы внутренних водных путей государства.
2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.
Под судовладельцем понимается гражданин РФ или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом РФ от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании.
Лицо, эксплуатирующее судно от своего имени на законном основании, обязано обеспечить годность судна к плаванию, то есть выполнить комплекс мер, установленных законодательством, регламентирующим безопасность судоходства.
В п. 2 комментируемой статьи законодателем определены меры, соблюдение которых обеспечивает годность судна к плаванию.
2.1. Судовладелец обязан укомплектовать судно экипажем, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен для обеспечения безопасной эксплуатации судна, выполнения требований режима рабочего времени и времени отдыха на борту судна. Требования к комплектованию экипажей судов закреплены в Положении о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. Приказом Минтранса от 1 ноября 2002 г. N 138.
Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа в день выхода в плавание по численности меньше, чем установлено названным Положением.
2.2. До выхода в рейс судовладельцем должны быть приняты установленные законодательством в области внутреннего водного транспорта меры, направленные на соответствие судна требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной, пожарной безопасности и другим видам безопасности.
Минимально необходимые и обязательные для исполнения требования к безопасности судов как объектов технического регулирования предусмотрены Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. При этом действие технического регламента распространяется как на сами объекты регулирования - суда, подлежащие государственной регистрации, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, так и на связанные с требованиями к безопасности объектов регулирования процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации данных объектов.
Понятие безопасности продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, утилизации дает ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Под ней понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно п. 216 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта к эксплуатации допускаются суда, имеющие:
- судовые документы в соответствии с КВВТ;
- свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта;
- акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с п. 217 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
В соответствии с п. 217 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта перед вводом в эксплуатацию судна после зимнего или другого длительного отстоя комиссией судовладельца (эксплуатанта) производится проверка готовности судна к эксплуатации. При положительных результатах проверки и после получения судового санитарного свидетельства комиссия эксплуатанта составляет акт о готовности судна к эксплуатации.
Нарушение требований, установленных Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, может повлечь привлечение судовладельца к административной ответственности в соответствии со ст. 14.43 КоАП (см., например, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2017 г. по делу N А13-9271/2016).
Как следует из судебной практики Верховного Суда РФ, объективная сторона данного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуска в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям (см. Постановление Верховного Суда РФ от 13 марта 2015 г. по делу N 307-АД15-806, А05-10578/2014).
Кроме того, несоблюдение судовладельцем требований в части обеспечения безопасности судоходства судебная практика в отдельных случаях трактует как нарушение лицензионных требований и условий, что может быть расценено как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), и повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 КоАП (позиция ФАС Восточно-Сибирского округа по данному вопросу изложена в Постановлении от 4 декабря 2009 г. по делу N А33-10396/2009).
3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет, что безопасность судоходства обеспечивается подзаконными нормативными правовыми актами, утверждаемыми Минтрансом и иными уполномоченными органами исполнительной власти.
В соответствии с настоящим пунктом Минтрансом и иными уполномоченными органами исполнительной власти разработан ряд правил, обеспечивающих безопасность судоходства на внутренних водных путях:
- Правила плавания судов по внутренним водным путям.
Данные Правила устанавливают порядок плавания судов по внутренним водным путям, в том числе требования к визуальной сигнализации, ходовой сигнализации в темное время суток, стояночной сигнализации в темное время суток, ходовой и стояночной сигнализации в светлое время суток, особой сигнализации, звуковой сигнализации, УКВ радиосвязи, средствам навигационного оборудования на внутренних водных путях. Также указанными Правилами определены условия плавания судов при любых условиях видимости, особенности плавания судов при взаимном визуальном наблюдении, в условиях ограниченной видимости и правила стоянки судов;
- Правила движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей.
Применительно к отдельным участкам внутренних водных путей бассейна могут быть определены иные нормы, чем установленные в Правилах плавания по внутренним водным путям, - правила движения и стоянки судов, которые и подлежат применению.
Правила движения и стоянки судов разработаны не для всех бассейнов внутренних водных путей. В настоящее время утверждены:
Правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса от 10 июля 2013 г. N 235;
Правила движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса от 5 апреля 2017 г. N 137;
Правила движения и стоянки судов в Обском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса от 27 февраля 2018 г. N 73;
Правила движения и стоянки судов в Камском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса от 15 марта 2018 г. N 94;
Правила движения и стоянки судов в Волго-Донском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса от 24 июля 2018 г. N 270;
Правила движения и стоянки судов в Волжском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса от 2 августа 2018 г. N 282;
- Правила пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, утв. Приказом Минтранса от 3 марта 2014 г. N 58.
Эти Правила определяют организацию безопасного пропуска судна, состава, в том числе плотового, и иного плавучего объекта через судоходные гидротехнические сооружения (шлюзы), расположенные на внутренних водных путях.
Данные Правила распространяются:
на администрации бассейнов внутренних водных путей, в границах бассейнов которых осуществляется пропуск судов через шлюзы;
физических и юридических лиц при осуществлении судоходства на внутренних водных путях;
членов экипажей судов, следующих на пропуск через шлюзы.
Границы шлюза или шлюзованного участка обозначаются на навигационных картах. В соответствии с комментируемой статьей КВВТ пропуск судов через шлюзы осуществляется администрацией бассейна внутренних водных путей. Пропуск судов через шлюзы включает в себя операции по организации движения судов по подходным каналам, заход судов в камеру шлюза и выход из нее, а также шлюзование;
- Порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса от 1 марта 2010 г. N 47.
Данный нормативный правовой акт устанавливает порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях в целях обеспечения безопасности судоходства.
Диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях организуется Росморречфлотом через подведомственные организации, уполномоченные осуществлять диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях.
Диспетчерскому регулированию движения судов на внутренних водных путях подлежат все самоходные суда (кроме маломерных судов) и буксируемые (толкаемые) составы.
Диспетчерское регулирование движения несамоходных и буксирующих (толкающих) судов в составах осуществляется с учетом особенностей, определенных схемами их формирования, подготовленными судовладельцами и согласованными с территориальными органами Ространснадзора и подведомственными Росморречфлоту организациями;
- Правила радиосвязи на внутренних водных путях Российской Федерации, введенные в действие Приказом директора Департамента речного транспорта от 9 ноября 1994 г. N 59.
Данными Правилами регламентируются ведение радиосвязи и обработка радиокорреспонденции на внутренних водных путях, а также определяются действия персонала при эксплуатации средств радиосвязи.
Правила радиосвязи на внутренних водных путях являются обязательными для выполнения всеми судовыми и береговыми радиостанциями, обеспечивающими радиосвязь на внутренних водных путях, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности этих радиостанций. Установленные данными Правилами положения должны соблюдаться всеми лицами, использующими радиосвязь на внутренних водных путях.
Радиосвязь на внутренних водных путях является одним из важнейших средств управления работой флота, предприятий и организаций, а также средством обеспечения безопасности судоходства.
4. Пункт 4 комментируемой статьи определяет обязанности и полномочия администрации бассейнов внутренних водных путей по обеспечению безопасности судоходства на внутренних водных путях.
Администрации бассейнов внутренних водных путей - государственные бюджетные учреждения, подведомственные Росморречфлоту, обеспечивающие содержание внутренних водных путей.
Внутренние водные пути, исходя из установленных обособленных и общих климатических, навигационно-гидрографических условий обеспечения плавания судов и гидрометеорологических условий, включают в себя 15 бассейнов внутренних водных путей (Приказ Минтранса от 17 августа 2012 г. N 316 "Об определении бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации"). Соответственно, для их содержания и обеспечения безопасности судоходства созданы и функционируют 15 администраций бассейнов внутренних водных путей.
Администрации бассейнов внутренних водных путей осуществляют:
- содержание внутренних водных путей.
Оно заключается в содержании судовых ходов (включая проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведении работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, содержании судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ), содержании инфраструктуры внутренних водных путей, организации технологической связи организаций внутреннего водного транспорта.
Эти мероприятия осуществляются за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.
Подробнее о содержании внутренних водных путей см. комментарий к ст. 8;
- пропуск судов и плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения.
Пропуск судов осуществляется, как отмечено ранее, администрацией бассейна внутренних водных путей, в границах бассейна которой расположены шлюзы, в соответствии с Правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, утв. Приказом Минтранса от 3 марта 2014 г. N 58.
Пропуск судов через шлюзы включает в себя операции по организации движения судов по подходным каналам в пределах дальних светофоров, заход судов в камеру шлюза и выход из нее, а также шлюзование, после проведения которых может быть начат пропуск судов через шлюз в том же (односторонний пропуск) или во встречном (двусторонний пропуск) направлениях. Руководство пропуском судов через шлюз осуществляет диспетчер шлюза.
Кроме того, сотрудники шлюза должны обеспечить контроль за безопасностью движения по шлюзу, отсутствием посторонних предметов в акватории шлюза (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2017 г. по делу N А53-3320/2016);
- диспетчерское регулирование и управление движением судов.
Диспетчерское регулирование движения судов и управление их движением на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания, и мониторинг движения судов на остальных участках внутренних водных путей осуществляются в соответствии с Порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях РФ, утв. Приказом Минтранса от 1 марта 2010 г. N 47.
Диспетчерскому регулированию подлежат все самоходные суда (кроме маломерных судов) и буксируемые (толкаемые) составы.
Диспетчерское регулирование осуществляется диспетчерами подведомственных Росморречфлоту организаций во взаимодействии с диспетчерами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмездной основе.
В судебной практике обоснован вывод о правомерности оказания на платной основе услуг по информационному обеспечению судов путевой информацией и диспетчерскому регулированию движения судов (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2015 г. по делу N А19-20429/2014).
Диспетчерское регулирование осуществляется во всем бассейне или на отдельных участках внутренних водных путей бассейна (регулируемых участках). Временное введение обязательного диспетчерского регулирования движения на внутренних водных путях объявляется в извещениях судоводителям и в оперативной путевой информации;
- организацию технологической связи на внутреннем водном транспорте.
Организация технологической связи обеспечивается посредством:
радиосвязи между судами и берегом (диспетчерскими службами администрации бассейнов внутренних водных путей и судоходных компаний);
телефонной и документальной связи между смежными диспетчерскими службами;
радиосвязи между судами;
контроля эфира на частотах бедствия, безопасности и вызова.
Приоритетными элементами системы обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях являются:
а) технологическая связь, включающая системы УКВ, ПВ/кв. и спутниковой связи - для обеспечения голосовой связи на каналах бедствия, срочности и вызова;
б) система управления движением судов (СУДС);
в) электронные картографические системы.
Как было отмечено ранее, ведение радиосвязи на внутренних водных путях, а также определение действий персонала при эксплуатации средств радиосвязи регламентируются Правилами радиосвязи на внутренних водных путях Российской Федерации, введенными в действие Приказом директора Департамента речного транспорта от 9 ноября 1994 г. N 59;
- государственный портовый контроль.
Государственный портовый контроль судов и плавучих объектов на внутренних водных путях осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей. Капитан бассейна внутренних водных путей является должностным лицом, возглавляет инспекцию государственного портового контроля, непосредственно подчиняется Росморречфлоту и действует на основании Положения о капитане бассейна внутренних водных путей, утв. Приказом Минтранса от 17 августа 2012 г. N 314.
Государственный портовый контроль включает в себя проверку соблюдения на судах и плавучих объектах, находящихся в бассейне внутренних водных путей, требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов;
- государственную регистрацию судов в соответствующих судовых реестрах.
Одним из важнейших способов государственного регулирования судоходства является ведение судовых реестров, позволяющих при необходимости устанавливать состав, состояние зарегистрированного флота, фактических владельцев, эксплуатирующих флот на внутренних водных путях. В указанных целях администрации бассейнов внутренних водных путей осуществляют государственную регистрацию судов в государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством. Реестры судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся в них информации лиц.
Подробнее о государственной регистрации судов см. комментарий к ст. 16;
- дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов.
Дипломирование лиц командного состава судов администрациями бассейнов внутренних водных путей включает в себя дипломирование в целях проведения квалификационных испытаний, выдачи, изъятия и аннулирования, а также приостановления действия дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членов экипажей судов внутреннего плавания. Данный порядок регулируется Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утв. Приказом Минтранса от 12 марта 2018 г. N 87.
Положение о дипломировании членов экипажей спортивных парусных судов утверждено Приказом Минтранса от 22 октября 2009 г. N 185.
Подробнее о дипломировании лиц командного состава см. комментарий к ст. 27;
- выдачу удостоверений личности моряка в установленных случаях.
Удостоверения личности моряка администрации бассейнов внутренних водных путей осуществляются в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства морского и речного транспорта предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче удостоверений личности моряка членам экипажей морских судов, судов смешанного (река - море) плавания и судов рыбопромыслового флота, утв. Приказом Минтранса от 12 декабря 2013 г. N 460;
- выдачу лоцманских удостоверений.
Администрации бассейнов внутренних водных путей выдают лоцманские удостоверения в порядке, установленном Положением о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям РФ, утв. Приказом Минтранса от 3 февраля 1995 г. N 11 (подробнее см. п. 2 комментария к ст. 41);
- иные функции, определенные КВВТ.
Администрации бассейнов внутренних водных путей могут наделяться иными полномочиями в области обеспечения безопасности судоходства. Примером могут служить положения ст. 40 КВВТ, в соответствии с которыми администрации бассейнов внутренних водных путей осуществляют:
контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения на внутренних водных путях в зоне деятельности соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте;
информационное обслуживание судовладельцев и капитанов судов по вопросам экологической безопасности.
Важным полномочием наделены администрации бассейнов внутренних водных путей в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы и военных действий, объявления карантина, а также при чрезмерном скоплении грузов и судов в порту в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов. Согласно ст. 77 КВВТ они вправе принять решение об ограничении или о запрещении движения судов, об ограничении их осадки вследствие низких уровней воды на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей.
5. Пунктом 5 комментируемой статьи установлена обязанность владельцев сооружений, расположенных на внутренних водных путях, своевременно информировать администрации бассейнов внутренних водных путей о возникновении угрожающих безопасности судоходства ситуаций для принятия соответствующих мер.
Под владельцами сооружений следует понимать операторов порта, причала, пункта отстоя, владельцев судоремонтных и судостроительных организаций, операторов рейдовых перегрузочных комплексов и т.п.
Обязанность владельцев причалов информировать администрации бассейнов внутренних водных путей об угрозе судоходству может возникнуть в случае смещения и деформации причального сооружения - п. 448 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
6. Пунктом 8 комментируемой статьи установлено, что морское судно, плавающее под Государственным флагом РФ, или судно, плавающее под флагом иностранного государства, при плавании по внутренним водным путям подлежит государственному портовому контролю на тех же основаниях, что и суда, плавающие по внутренним водным путям.
Таким образом, при заходе на внутренние водные пути морским судном должны выполняться требования в области безопасности судоходства с учетом особенностей движения, местной лоции в конкретном районе внутренних водных путей.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год