Статья 33 КВВТ РФ. Неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса
1. Капитан судна, у которого во время рейса возникает неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса вследствие обстоятельств, которые капитан судна не мог предвидеть и устранение которых от него не зависит, вправе, если у него нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, за исключением имущества, необходимого для продолжения рейса, и часть запасов пищевых продуктов. При этом капитан судна обязан избрать такой способ приобретения средств для продолжения рейса, который наименее убыточен для судовладельца.
2. Капитан судна несет установленную законодательством Российской Федерации имущественную ответственность за допущенные им нарушения при использовании права, установленного пунктом 1 настоящей статьи.
Комментарий к статье 33 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья призвана разрешить вопросы, которые могут возникнуть в ситуации, когда для продолжения плавания капитану судна срочно понадобятся деньги, которыми он не располагает. Такая ситуация может возникнуть вследствие обстоятельств, которые капитан судна заранее не мог предвидеть и устранение которых от него не зависит.
В первую очередь для решения этих вопросов капитан судна должен обратиться к судовладельцу. Однако есть теоретическая возможность, что для получения распоряжения судовладельца у капитана судна не будет времени или возможности. В этом случае капитан судна имеет право продать часть вверенного ему имущества, за исключением имущества, необходимого для продолжения рейса, и часть запасов пищевых продуктов. Капитан обязан избрать такой способ приобретения средств для продолжения рейса, который наименее убыточен для судовладельца.
Комментируемый пункт оставляет открытым вопрос о возможности продажи капитаном судна части груза. Согласно аналогичному правилу, закрепленному в ст. 72 КТМ, продажа части груза возможна. По нашему мнению, и на речном транспорте должно действовать такое же правило. Целесообразно прямо прописать его в комментируемой статье.
Обращаем внимание, что, по возможности, капитану судна необходимо принять все меры по получению от судовладельца распоряжения о продаже вверенного капитану судна имущества. Запрос капитана судна о распоряжении судовладельца продать часть вверенного капитану судна имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания, должен содержать указание на возникшие обстоятельства, а также возможные доказательства этого.
Таким образом, продажа имущества или запасов допустима при наличии совокупности следующих обстоятельств:
- надобность в деньгах должна возникнуть в рейсе;
- потребность в деньгах носит неотложный характер;
- деньги нужны для продолжения плавания судна;
- нет возможности или времени получить распоряжение судовладельца;
- продать разрешается не весь товар, а лишь определенную его часть, не являющуюся необходимой для продолжения плавания судна <52>.
--------------------------------
<52> См.: Кокин А.С., Левиков Г.А. Транспортно-экспедиторские услуги при международной перевозке грузов. М.: Инфотропик Медиа, 2011.
По замечанию Г.Г. Иванова, под отсутствием возможности следует понимать не только физическую невозможность связаться с судовладельцем с помощью имеющихся средств связи, но и отсутствие ответа от судовладельца в разумный срок <53>.
--------------------------------
<53> См.: Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Морские вести России, 2009.
2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность для судовладельца привлечь капитана судна к гражданско-правовой ответственности и потребовать у него компенсировать материальный ущерб, причиненный судовладельцу в результате допущенных капитаном судна нарушений.
Эта норма будет действовать при нарушении требований, установленных п. 1 комментируемой статьи, например при продаже имущества без уведомления судовладельца.
Отметим, что п. 2 ст. 72 КТМ подробнее регламентирует аналогичный вопрос. В нем говорится, что судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза. По-нашему мнению, аналогичное правило нужно включить и в комментируемую статью.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год