Статья 29 КВВТ РФ. Возвращение члена экипажа судна к месту приема его на работу
1. Судовладелец обязан обеспечить возвращение члена экипажа судна и его личного имущества весом до 30 килограмм к месту приема члена экипажа судна на работу или в другое обусловленное ими место за свой счет в случае:
гибели судна;
болезни члена экипажа судна или получения им травмы, требующих лечения вне судна;
прекращения трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, в том числе окончания за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора (контракта), заключенного на определенный срок;
невозможности исполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении члена экипажа судна, предусмотренных законодательством Российской Федерации или трудовым договором (контрактом), вследствие несостоятельности (банкротства) судовладельца, продажи судна или изменения государства регистрации судна;
направления судна без согласия члена экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности.
2. В случае, если причиной возвращения члена экипажа судна к месту приема на работу является нарушение им условий трудового договора (контракта), судовладелец вправе взыскать с этого члена экипажа судна связанные с таким возвращением расходы полностью или частично в соответствии с законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением) и трудовым договором (контрактом).
Комментарий к статье 29 КВВТ РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает обязанность судовладельца за собственный счет обеспечить возвращение члена экипажа судна и его личного имущества весом до 30 кг к месту приема члена экипажа судна на работу или в другое обусловленное ими место в предусмотренных случаях.
Такими случаями являются:
- гибель судна;
- болезнь члена экипажа судна или получение им травмы, которые требуют лечения вне судна;
- прекращение трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде, в том числе окончания за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора (контракта), заключенного на определенный срок.
Основаниями прекращения трудового договора являются:
соглашение сторон (ст. 78 ТК);
истечение срока трудового договора (ст. 79 ТК), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК);
расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 71 и 81 ТК);
перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения (ст. 75 ТК);
отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая ст. 74 ТК);
отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая ст. 73 ТК);
отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая ст. 72.1 ТК);
обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 83 ТК);
нарушение установленных ТК или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК).
Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным КВВТ и иными федеральными законами.
Следует помнить, что члену экипажа, как и любому работающему лицу, при увольнении полагаются:
заработная плата за отработанное время (ст. 84.1, 140 ТК);
компенсация за неиспользованный отпуск (ст. 127, ч. 2 ст. 287 ТК);
выходное пособие в случаях и размерах, установленных правовыми актами (ч. 1 ст. 178, ч. 2 ст. 287 ТК);
- невозможность исполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении члена экипажа судна, предусмотренных законодательством или трудовым договором (контрактом), вследствие несостоятельности (банкротства) судовладельца, продажи судна или изменения государства регистрации судна.
Обращаем внимание на то, что в соответствии со ст. 64 ГК при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, производятся во вторую очередь;
- направление судна без согласия члена экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности.
Судовладелец должен передать запрос члену экипажа судна о согласии на направление судна в зону военных действий (эпидемиологической опасности). В указанном запросе отражаются обстоятельства, в связи с которыми судно направляется в зону военных действий или эпидемиологической опасности, а также период пребывания там судна. При этом опасность плавания в данной зоне должна быть подтверждена документально. Судовладелец указывает, какие меры будут им предприняты для обеспечения безопасности членов экипажа. Также судовладелец поясняет, что возможен отказ от работы в районах с военной или эпидемиологической опасностью с репатриацией за счет судовладельца без каких-либо дисциплинарных последствий для членов экипажа. Ответ членов экипажа на указанный запрос должен быть дан в письменной форме.
В случае неисполнения судовладельцем предусмотренной комментируемой статьей обязанности члены экипажа имеют право обратиться в суд общей юрисдикции с исковым заявлением об обязании судовладельца обеспечить возврат члена экипажа судна и его личного имущества к месту его приема на работу (в другое обусловленное место) в принудительном порядке. К заявлению прилагают:
- документы, подтверждающие вхождение истца в состав экипажа судна;
- копию трудового договора истца;
- опись личного имущества;
- копию требования истца об исполнении судовладельцем обязанности в добровольном порядке;
- доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования истца.
Работодатель-судовладелец не обязан лично доставлять члена экипажа к месту его приема на работу или в другое обусловленное ими место. Он должен обеспечить этот возврат, то есть предоставить право проезда на одном из принадлежащих ему судов или компенсировать стоимость проезда к согласованному с членом экипажа месту.
2. Возврат члена экипажа к месту его приема на работу или в иное обусловленное место может осуществляться за счет самого члена экипажа. Это возможно только в том случае, если причиной возвращения члена экипажа судна к месту приема на работу является нарушение им самим условий трудового договора (контракта). В этом случае работодатель взыскивает с него понесенные расходы в порядке, определенном законодательством, коллективным договором (соглашением) и трудовым договором (контрактом).
К исковому заявлению о взыскании указанных расходов судовладелец прилагает документы, подтверждающие нарушение ответчиком трудового договора, а также документы, подтверждающие расходы судовладельца на возвращение в порт. При этом возмещению подлежит только прямой ущерб, нанесенный судовладельцу, связанный с несением расходов на возврат члена экипажа.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год