Статья 18 КВВТ РФ. Основания государственной регистрации судна (строящегося судна) и прав на него
1. Основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются:
акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции;
договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
свидетельство о праве на наследство;
вступившее в законную силу решение суда;
свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.1. Основаниями государственной регистрации строящегося судна и прав на него являются договор на постройку судна и заключение организации, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранного классификационного общества, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, о закладке киля или о проведении равнозначных строительных работ.
2. Проверка юридической силы представленных для государственной регистрации судна правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию судна.
Комментарий к статье 18 КВВТ РФ
1. В соответствии с положениями п. 1 комментируемой статьи основаниями государственной регистрации судна и прав на него выступают:
1) акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции. Например, в случае государственной регистрации судов, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, либо государственной регистрации права собственности на строящееся судно оформляется заключение ФАУ "Российский морской регистр судоходства" в соответствии с требованиями п. 1.1 комментируемой статьи;
2) договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством. В качестве примера можно назвать заключение договора на доверительное управление судном или приобретение права собственности на основании иного гражданско-правового договора;
3) свидетельства о праве на наследство. Приобретение права собственности на судно в порядке наследования осуществляется в соответствии с положениями раздела V ГК;
4) вступившие в законную силу решения суда. Споры о праве собственности на суда разрешают арбитражные суды и суды общей юрисдикции;
5) свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 130 Правил государственной регистрации судов такими документами являются:
- свидетельство о праве собственности на судно;
- свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ;
- свидетельство о государственной регистрации прав на судно (строящееся судно);
- свидетельство об исключении судна из Государственного судового реестра РФ.
2. Пункт 1.1 комментируемой статьи устанавливает особенности государственной регистрации строящегося судна и прав на него. Основаниями государственной регистрации таких судов и прав на них выступают:
1) договор на постройку судна, заключенный в соответствии с гражданским законодательством;
2) заключение о закладке киля или о проведении равнозначных строительных работ, выданное организацией или иностранным классификационным обществом, уполномоченными Минтрансом на классификацию и освидетельствование судов.
Пример: ОАО "Судоремонтный завод "Красная кузница" обратилось к Федеральному государственному унитарному гидрографическому предприятию и к Росморречфлоту о признании права собственности на строящееся лоцманское судно проекта 16903 "Виктор Комаров".
Проанализировав условия договора и представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь ст. 218 ГК, суд указал на недоказанность истцом наличия обстоятельств, подтверждающих возникновение у него права собственности на спорное судно, которое строилось по договору подряда для Российской Федерации в лице заказчика, и отказал в удовлетворении иска.
Согласно свидетельству о государственной регистрации прав на судно (строящееся судно) от 30 декабря 2004 г. серии МФ-VII N 002004, выданному капитаном порта Архангельск, за гидрографическим предприятием произведена регистрация права на судно (строящееся судно) "Виктор Комаров" на основании данных, внесенных в Государственный реестр (реестр строящихся судов) РФ от 30 декабря 2004 г. под N 03-21-410. Документами, на основании которых зарегистрировано право, являются акт закладки киля от 30 декабря 2004 г. и договор от 1 августа 2003 г. N 04-16/22 на строительство судна (см. Определение ВАС РФ от 10 марта 2010 г. N ВАС-2214/10 по делу N А04-1513/2009).
В России полномочиями на выдачу заключения о закладке киля или о проведении равнозначных строительных работ наделен Российский речной регистр (Приказ Минтранса от 25 сентября 2012 г. N 355), действующий в соответствии с распоряжением Минтранса от 14 ноября 2011 г. N ИЛ-126-р "Об утверждении Устава федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр".
Порядок наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов утвержден Приказом Минтранса от 11 марта 2016 г. N 54.
Например, иностранными классификационными обществами, осуществляющими классификацию и освидетельствование судов на соответствие требованиям международных договоров Российской Федерации, выступают иностранные классификационные общества Бюро Веритас и Германский Ллойд.
3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает положение, в соответствии с которым орган, осуществляющий государственную регистрацию судна (см. комментарий к ст. 17), проверяет юридическую силу представленных для государственной регистрации судна правоустанавливающих документов.
Проверка должна осуществляться с учетом требований, предъявляемых Правилами государственной регистрации судов.
В частности, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на судно и представленные на государственную регистрацию, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на судно. Указанные документы должны содержать сведения о судне и виде регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть удостоверены в установленном порядке. Эти документы должны быть составлены на русском языке.
Если представляемые документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается перевод на русский язык, заверенный в установленном порядке. Официальные иностранные документы, представляемые при регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ за рубежом, если иное не предусмотрено законодательством РФ и международными договорами РФ.
К рассмотрению в необходимых случаях могут также приниматься заверенные в установленном порядке копии документов, в отношении которых выполнены указанные требования.
Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть указаны полностью.
Не подлежат приему на государственную регистрацию судов документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
Все документы, необходимые для государственной регистрации, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником, который после государственной регистрации должен быть возвращен правообладателю.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год