По заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области внутреннего водного транспорта (диспашерами).
Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозки. При этом в рамках комментируемой статьи закреплено, что расчет таких убытков по общей аварии называется диспашей, а составляется он специальными должностными лицами - диспашерами по заявлению заинтересованных лиц. Диспашер должен обладать знаниями и опытом в области внутреннего водного транспорта.
Аналогичные положения закреплены в ст. 305 КТМ: по заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется диспашерами, обладающими знаниями и опытом в области соответственно морского права.
Заинтересованное лицо должно подать диспашеру заявление об установлении наличия общей аварии и расчете по ее распределению (составлении диспаши). К заявлению прилагаются:
- документы, подтверждающие причинение убытков;
- документы, подтверждающие совершенные платежи;
- расчет суммы требований.
Отметим, что при заключении договора стороны могут определить номинированного диспашера. При этом обычно стороны предусматривают, что согласование диспашера не лишает их права на уточнение и (или) оспаривание диспаши. Стороны могут по взаимному согласию в случае несогласия с заключением номинированного диспашера привлечь для проверки и (или) составления иного расчета общей аварии иных диспашеров.
Ассоциация диспашеров ставит своей целью оказание содействия урегулированию общеаварийных ситуаций, возникающих в международном морском и речном судоходстве.
Диспашеры объединяются в Ассоциацию диспашеров при Торгово-промышленной палате РФ и действуют на основании Положения. В настоящее время продолжает действовать Положение об ассоциации диспашеров и порядке составления диспаш, утв. решением ТПП СССР от 18 января 1990 г.
Постановлением Верховного Совета РФ от 20 января 1993 г. N 4323-1 "Об Арбитражном суде, Морской арбитражной комиссии и диспашерах при Торгово-промышленной палате Российской Федерации" в связи с прекращением деятельности Торгово-промышленной палаты СССР диспашерам при Торгово-промышленной палате СССР было предписано продолжать свою деятельность при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Диспашеры при выполнении функций, возложенных на них, руководствуются КВВТ, КТМ. В случаях, когда это предусмотрено соглашением сторон, а также при неполноте закона диспашеры руководствуются Йорк-Антверпенскими правилами об общей аварии и другими международными обычаями торгового мореплавания.
Диспашер приступает к составлению диспаши по заявлению заинтересованных лиц - владельцев, а в надлежащих случаях также и страховщиков имущества, участвующих в покрытии данной общей аварии. При этом диспашер должен на основе материалов, представленных заявителем, вынести мотивированное постановление о признании (непризнании) наличия общей аварии в указанных заявителем убытках и принять к производству поручение заявителя составить диспашу.
При возникновении в процессе составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний в области судовождения, судостроения, эксплуатации и ремонта судов, определения стоимости имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и других вопросов, требующих специальных знаний, диспашер вправе назначить экспертизу, поручив проведение ее одному или нескольким лицам, сведущим в соответствующей области знаний.
Заключение эксперта подлежит оценке диспашером наряду с другими доказательствами, и диспашер вправе принять его или отвергнуть. В последнем случае диспашер обязан изложить в диспаше мотивы своего несогласия с заключением эксперта.
Диспаша составляется по определенной схеме: сначала диспашер мотивирует свои доводы, почему он признает тот или иной случай общей аварией, затем приводится расчет общей и частной аварии; в разделе о контрибуционном капитале указывается общая стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и вычисляется контрибуционный дивиденд; заканчивается диспаша балансом.
Диспаша составляется в количестве по числу сторон с учетом, что один экземпляр должен оставаться в делах Ассоциации диспашеров.
Диспаша, подписанная диспашером и скрепленная печатью Ассоциации диспашеров, заносится ответственным секретарем в реестр диспаш и затем рассылается заинтересованным сторонам.
Комментарий к статье 155 КВВТ РФ
Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозки. При этом в рамках комментируемой статьи закреплено, что расчет таких убытков по общей аварии называется диспашей, а составляется он специальными должностными лицами - диспашерами по заявлению заинтересованных лиц. Диспашер должен обладать знаниями и опытом в области внутреннего водного транспорта.
Аналогичные положения закреплены в ст. 305 КТМ: по заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется диспашерами, обладающими знаниями и опытом в области соответственно морского права.
Заинтересованное лицо должно подать диспашеру заявление об установлении наличия общей аварии и расчете по ее распределению (составлении диспаши). К заявлению прилагаются:
- документы, подтверждающие причинение убытков;
- документы, подтверждающие совершенные платежи;
- расчет суммы требований.
Отметим, что при заключении договора стороны могут определить номинированного диспашера. При этом обычно стороны предусматривают, что согласование диспашера не лишает их права на уточнение и (или) оспаривание диспаши. Стороны могут по взаимному согласию в случае несогласия с заключением номинированного диспашера привлечь для проверки и (или) составления иного расчета общей аварии иных диспашеров.
Ассоциация диспашеров ставит своей целью оказание содействия урегулированию общеаварийных ситуаций, возникающих в международном морском и речном судоходстве.
Диспашеры объединяются в Ассоциацию диспашеров при Торгово-промышленной палате РФ и действуют на основании Положения. В настоящее время продолжает действовать Положение об ассоциации диспашеров и порядке составления диспаш, утв. решением ТПП СССР от 18 января 1990 г.
Постановлением Верховного Совета РФ от 20 января 1993 г. N 4323-1 "Об Арбитражном суде, Морской арбитражной комиссии и диспашерах при Торгово-промышленной палате Российской Федерации" в связи с прекращением деятельности Торгово-промышленной палаты СССР диспашерам при Торгово-промышленной палате СССР было предписано продолжать свою деятельность при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Диспашеры при выполнении функций, возложенных на них, руководствуются КВВТ, КТМ. В случаях, когда это предусмотрено соглашением сторон, а также при неполноте закона диспашеры руководствуются Йорк-Антверпенскими правилами об общей аварии и другими международными обычаями торгового мореплавания.
Диспашер приступает к составлению диспаши по заявлению заинтересованных лиц - владельцев, а в надлежащих случаях также и страховщиков имущества, участвующих в покрытии данной общей аварии. При этом диспашер должен на основе материалов, представленных заявителем, вынести мотивированное постановление о признании (непризнании) наличия общей аварии в указанных заявителем убытках и принять к производству поручение заявителя составить диспашу.
При возникновении в процессе составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний в области судовождения, судостроения, эксплуатации и ремонта судов, определения стоимости имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и других вопросов, требующих специальных знаний, диспашер вправе назначить экспертизу, поручив проведение ее одному или нескольким лицам, сведущим в соответствующей области знаний.
Заключение эксперта подлежит оценке диспашером наряду с другими доказательствами, и диспашер вправе принять его или отвергнуть. В последнем случае диспашер обязан изложить в диспаше мотивы своего несогласия с заключением эксперта.
Диспаша составляется по определенной схеме: сначала диспашер мотивирует свои доводы, почему он признает тот или иной случай общей аварией, затем приводится расчет общей и частной аварии; в разделе о контрибуционном капитале указывается общая стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и вычисляется контрибуционный дивиденд; заканчивается диспаша балансом.
Диспаша составляется в количестве по числу сторон с учетом, что один экземпляр должен оставаться в делах Ассоциации диспашеров.
Диспаша, подписанная диспашером и скрепленная печатью Ассоциации диспашеров, заносится ответственным секретарем в реестр диспаш и затем рассылается заинтересованным сторонам.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год