Статья 148 КВВТ РФ. Караван судов
1. В целях настоящей главы под караваном судов понимается группа судов, соединенных между собой таким образом, что каждое в отдельности судно такой группы судов не может осуществлять движение самостоятельно.
2. В случае, если были произведены действия в целях осуществления спасательных операций в отношении одного и (или) нескольких судов каравана и их грузов, находящихся в общей для них опасности, применяются положения, установленные настоящей главой. Судно каравана не считается находящимся в общей опасности вместе с другим судном каравана, если оно в результате отсоединения от другого судна или других судов может быть в безопасности.
3. При определении контрибуционной стоимости в отношении каравана судов под судном и грузом понимается общая стоимость всех судов каравана и грузов, находящихся в общей опасности.
Комментарий к статье 148 КВВТ РФ
1. Пунктом 1 комментируемой статьи дается понятие каравана судов в контексте применения гл. XVII КВВТ.
Караван судов представляет собой группу судов, соединенных между собой таким образом, что каждое в отдельности судно такой группы судов не может осуществлять движение самостоятельно.
В общем случае под караваном понимается группа совместно буксируемых судов или же группа судов, совместно следующих друг за другом к какой-то цели, например при ледовой проводке.
Однако в комментируемой статье имеются в виду только буксируемые (или толкаемые) составы судов. Существенным признаком каравана судов в ней названо соединение их в единую группу, в которой по отдельности каждое судно двигаться не может.
В Йорк-Антверпенских правилах (Правило B) и ст. 284 КТМ подобные суда включаются в состав морского предприятия. Согласно п. 4 ст. 284 КТМ общее морское предприятие имеет также место в случае, если одно или несколько судов буксируют либо толкают другое судно или другие суда при условии, если они все участвуют в коммерческой деятельности, но не в спасательной операции.
КВВТ не использует по очевидным причинам понятие "морское предприятие", но вводит термин "общее предприятие". Однако, излагая правила об общей аварии при буксировке судов, он предпочел использовать термин "караван". В остальном же по своему существу данные нормы аналогичны.
2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет, что правила об общей аварии применяются, если были произведены действия в целях осуществления спасательных операций в отношении одного и (или) нескольких судов каравана и их грузов, находящихся в общей для них опасности.
Судно каравана не считается находящимся в общей опасности вместе с другим судном каравана, если его можно отсоединить от других судов так, что оно окажется в безопасности. По сути, аналогичное правило установлено в абз. 3 п. 4 ст. 284 КТМ, согласно которому судно не подвергается общей опасности вместе с другим судном или другими судами, если в результате простого отсоединения от другого судна или других судов оно находится в безопасности. Эти нормы, таким образом, позволяют владельцам таких судов не участвовать в несении расходов, вызванных актом общей аварии.
3. В п. 3 комментируемой статьи отдельно определяется, что следует считать контрибуционной стоимостью имущества каравана судов. Это общая стоимость всех судов каравана и грузов, находящихся в общей опасности (см. комментарий к ст. 154).
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год