Статья 147 КВВТ РФ. Место убежища
1. Общей аварией признаются расходы на заход судна в порт или иное место убежища вследствие половодья, ледохода, внезапного и стремительного понижения уровня воды на внутренних водных путях или иных чрезвычайных обстоятельств, связанных с необходимостью захода судна в порт или иное место убежища, нахождением его в порту или ином месте убежища и выходом судна из порта или иного места убежища.
2. В случае, если половодье или ледоход наступили после захода судна с грузом в порт выгрузки и судно должно покинуть порт выгрузки до ее окончания в целях захода в другой, безопасный, порт, другой порт будет считаться местом убежища.
3. В случае, если судно вследствие половодья или ледохода не может продолжить рейс и должно остаться в порту после выгрузки части груза, предназначенного для этого порта, он считается местом убежища для такого судна только в отношении грузов, предназначенных для других портов.
Комментарий к статье 147 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья регламентирует порядок распределения между сторонами общего предприятия расходов в порту-убежище.
Согласно п. 1 комментируемой статьи к общей аварии относят:
- расходы на заход судна в порт или иное место убежища;
- расходы на нахождение судна в порту или ином месте убежища;
- расходы на выход судна из порта или иного места убежища.
При этом законодатель детализирует основания, в случае возникновения которых перечисленные расходы должны быть отнесены к общей аварии. Таковыми выступают:
- половодье;
- ледоход;
- внезапное и стремительное понижение уровня воды на внутренних водных путях;
- иные чрезвычайные обстоятельства, связанные с необходимостью захода судна в порт или иное место убежища (например, чрезвычайно опасные метеорологические условия).
Нужно обратить внимание, что КТМ несколько иначе определяет правила о расходах, связанных с заходом судна в место убежища. Статья 286 КТМ устанавливает, что общей аварией признаются расходы на заход судна в порт или иное место убежища либо возвращение судна в порт или иное место погрузки груза вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, вызвавшего необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности. Если расходы на заход судна в место убежища или возвращение его в место погрузки груза признаются общей аварией, то к ней относятся и расходы, связанные с выходом судна с первоначальным грузом или частью его из такого места. Данные правила, по сути, воспроизводят п. (a)(i) Правила X Йорк-Антверпенских правил.
Таким образом, комментируемая статья специализирует правила о месте убежища применительно к особенностям речного судоходства.
2. Пункт 2 комментируемой статьи регламентирует порядок действий, когда половодье или ледоход наступили после захода судна с грузом в порт выгрузки и судно вынуждено прервать выгрузку товара, чтобы успеть зайти в другой, безопасный, порт.
В этом случае другой порт будет считаться местом убежища и убытки сторон будут распределяться по правилам, определенным комментируемой главой.
Пункт 3 настоящей статьи применяться в ситуации, когда судно вследствие половодья или ледохода не может продолжить рейс и должно остаться в порту после выгрузки части груза, предназначенной для этого порта.
Такой порт будет считаться местом убежища в отношении грузов, предназначенных для других портов. В отношении иных расходов правила об общей аварии по данному основанию применяться не будут.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год