Статья 145 КВВТ РФ. Возмещение расходов на спасание
1. Расходы на спасание, произведенные участниками общего предприятия, если спасание осуществлялось в целях, указанных в пункте 1 статьи 140 настоящего Кодекса, признаются общей аварией независимо от того, осуществлялось спасание на основании договора или иным образом.
2. Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включают в себя вознаграждение за спасение, при определении которого принимаются во внимание мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде, которые указаны в подпункте 2 пункта 1 статьи 128 настоящего Кодекса. Однако специальная компенсация, выплачиваемая судовладельцем спасателю в размере, предусмотренном пунктом 4 статьи 129 настоящего Кодекса, не признается общей аварией.
Комментарий к статье 145 КВВТ РФ
1. Согласно комментируемой статье определяется порядок возмещения расходов на спасание.
Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет правило о том, что признаются общей аварией расходы на спасание, произведенные участниками общего предприятия, если спасание осуществлялось в целях сохранения от общей опасности судна, груза и провозной платы.
Законодатель не устанавливает в качестве обязательного основания для возмещения расходов на спасание обязанность заинтересованных в спасании лиц заключить договор о спасании. Возможность заключения договора о спасании предусмотрена ст. 124 КВВТ (см. комментарий к ст. 124). Комментируемая статья предусматривает, что спасание может быть осуществлено и без заключения договора о спасании. В данном случае расходы на спасание также признаются общей аварией.
Заинтересованное лицо может обратиться с претензией (требованием) о возмещении расходов на спасание, осуществляемое в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем предприятии, в порядке распределения общей аварии. В случае отказа в удовлетворении данного требования расходы можно взыскать в судебном порядке.
К исковому заявлению прилагаются:
- копия договора перевозки груза;
- документы, подтверждающие необходимость в спасании имущества;
- документы, подтверждающие возмещение заявителем расходов на спасание имущества;
- иные документы, подтверждающие доводы заявителя.
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи расходы на спасание включают в себя вознаграждение за спасение.
При определении размера вознаграждения принимаются во внимание мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде согласно подп. 2 п. 1 ст. 128 КВВТ.
Следует учитывать, что специальная компенсация, выплачиваемая судовладельцем спасателю в размере, предусмотренном п. 4 ст. 129 КВВТ, не признается общей аварией. Расходы на такую компенсацию могут существовать в общем предприятии, но должны относиться к частной аварии.
3. Распределению расходов на спасание при общей аварии посвящено литерное Правило VI Йорк-Антверпенских правил. Оно регулирует данные вопросы гораздо более детально, чем комментируемая статья.
В частности, определяется, как следует распределять расходы, понесенные сторонами общего морского предприятия в области спасания на море, когда стороны общего морского предприятия имеют раздельные договорные или правовые обязательства перед спасателями. В таких случаях спасание должно признаваться в качестве общей аварии только при наличии какого-либо из следующих условий:
- имеется последующая авария или другие обстоятельства, приводящие к потерям или повреждению имущества во время плавания, что приводит к существенным различиям между стоимостью спасательных работ и контрибуционными взносами;
- имеются значительные пожертвования в общей аварии;
- стоимость спасательных работ является явно неправильной, и в значительной степени неправильно распределены расходы по спасанию;
- любая из сторон спасания выплатила значительную часть расходов вознаграждения за спасание, подлежащую уплате другой стороной;
- значительная доля сторон удовлетворила требование о выплате спасательного вознаграждения на существенно отличающихся условиях, не принимая во внимание проценты, корректировку валюты или судебные расходы на каждого спасателя или проценты по контрибуционным взносам.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год