В комментируемой статье устанавливается правило распределения бремени доказывания при общей аварии.
Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией.
Аналогичное правило закреплено в ст. 306 КТМ, посвященной доказательствам и материалам, на основании которых составляется диспаша (п. 1).
В Йорк-Антверпенских правилах такие требования закреплены в Правиле E. Оно сформулировано более подробно. Напомним, что эти правила применяются в случаях неполноты подлежащего применению закона или по соглашению сторон.
Согласно Правилу E на стороне, требующей возмещения общей аварии, лежит бремя доказывания того, что требуемые к возмещению потери или издержки действительно признаются в качестве общей аварии. Эта норма и была закреплена в комментируемой статье.
Далее устанавливается, что все стороны общего морского предприятия обязаны как можно скорее представить подробные сведения о размере суммы, требуемой к возмещению, и, если они требуют возмещения общей аварии, уведомить в письменной форме диспашера о потерях или издержках, возмещения которых они требуют, и представить доказательства в обоснование заявленных требований. Далее регламентируются действия диспашера в случае, если стороны не исполнят данную обязанность. По прошествии года диспашер вправе оценить размер возмещения на основе имеющейся у него информации.
Любая сторона общего морского предприятия, предъявившая иск о взыскании с третьего лица пожертвований или расходов, заявленных в общей аварии, обязана уведомить об этом диспашера и в случае получения возмещения - представить диспашеру полные сведения относительно данного возмещения.
Таким образом, положения комментируемой статьи тесно связаны с нормами, регулирующими процесс оформления диспаши как расчета общей аварии и процесс подтверждения возникновения именно общей аварии. Документами, которые могут подтверждать общую аварию, выступают судовой журнал, машинный журнал, вахтенный журнал, акт об аварии, акты осмотра, заключения экспертов и т.п.
Доказывающая сторона вправе сослаться на акт о транспортном происшествии с судном, где указываются следующие данные:
- дата;
- сведения о составителях;
- сведения о характеристике судна (судов);
- гидрометеорологические данные;
- обстоятельства происшествия; действия экипажа;
- данные о травмированных и погибших лицах;
- данные о повреждениях корпуса и всех остальных конструктивных элементов судна;
- последствия повреждения (в отношении судна, груза, окружающей среды).
Комментарий к статье 144 КВВТ РФ
В комментируемой статье устанавливается правило распределения бремени доказывания при общей аварии.
Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией.
Аналогичное правило закреплено в ст. 306 КТМ, посвященной доказательствам и материалам, на основании которых составляется диспаша (п. 1).
В Йорк-Антверпенских правилах такие требования закреплены в Правиле E. Оно сформулировано более подробно. Напомним, что эти правила применяются в случаях неполноты подлежащего применению закона или по соглашению сторон.
Согласно Правилу E на стороне, требующей возмещения общей аварии, лежит бремя доказывания того, что требуемые к возмещению потери или издержки действительно признаются в качестве общей аварии. Эта норма и была закреплена в комментируемой статье.
Далее устанавливается, что все стороны общего морского предприятия обязаны как можно скорее представить подробные сведения о размере суммы, требуемой к возмещению, и, если они требуют возмещения общей аварии, уведомить в письменной форме диспашера о потерях или издержках, возмещения которых они требуют, и представить доказательства в обоснование заявленных требований. Далее регламентируются действия диспашера в случае, если стороны не исполнят данную обязанность. По прошествии года диспашер вправе оценить размер возмещения на основе имеющейся у него информации.
Любая сторона общего морского предприятия, предъявившая иск о взыскании с третьего лица пожертвований или расходов, заявленных в общей аварии, обязана уведомить об этом диспашера и в случае получения возмещения - представить диспашеру полные сведения относительно данного возмещения.
Таким образом, положения комментируемой статьи тесно связаны с нормами, регулирующими процесс оформления диспаши как расчета общей аварии и процесс подтверждения возникновения именно общей аварии. Документами, которые могут подтверждать общую аварию, выступают судовой журнал, машинный журнал, вахтенный журнал, акт об аварии, акты осмотра, заключения экспертов и т.п.
Доказывающая сторона вправе сослаться на акт о транспортном происшествии с судном, где указываются следующие данные:
- дата;
- сведения о составителях;
- сведения о характеристике судна (судов);
- гидрометеорологические данные;
- обстоятельства происшествия; действия экипажа;
- данные о травмированных и погибших лицах;
- данные о повреждениях корпуса и всех остальных конструктивных элементов судна;
- последствия повреждения (в отношении судна, груза, окружающей среды).
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год