Статья 141 КВВТ РФ. Применение правил, установленных настоящей главой
1. Правила, установленные настоящей главой, за исключением правил, установленных пунктом 1 статьи 140 и статьями 155 - 159 настоящего Кодекса, применяются, если соглашением сторон не установлено иное.
2. В случаях, если это предусмотрено соглашением сторон, а также в случаях неполноты подлежащего применению закона при определении рода аварии, определении размеров общеаварийных убытков и их распределении применяются другие правила об общей аварии и международные обычаи торгового мореплавания.
3. Право на возмещение убытков в порядке распределения общей аварии сохраняется также и в том случае, если событие, приведшее к общей аварии, возникло по вине одной из участвующих в общем предприятии сторон. Однако такое распределение не лишает участников общей аварии права на взыскание с соответствующего лица причиненных убытков.
Комментарий к статье 141 КВВТ РФ
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи применение правил, установленных гл. XVII КВВТ, возможно только в том случае, если заключенные соглашения (договоры перевозки) не устанавливают иных правил.
Следует учитывать, что правила, установленные п. 1 ст. 140 КВВТ (определение общей аварии) и ст. 155 - 159 КВВТ (о порядке составления и исполнения диспаши), применимы в любом случае, изменить существо данных правил в соглашениях невозможно. Включение иных положений в договор будет считаться ничтожным.
По сути, комментируемый пункт настоящей статьи позволяет сторонам при заключении договоров перевозки ссылаться на нормы морского права об общей аварии, т.е. устанавливать возможность применения норм КТМ и Йорк-Антверпенских правил. Стороны при заключении договора должны сделать выбор: какие правила будут применяться к их отношениям.
2. В п. 2 комментируемой статьи делается оговорка о применимости к отношениям, связанным с общей аварией на внутренних водных путях, других правил об общей аварии и международных обычаев торгового мореплавания.
Они применяются при определении рода аварии (настоящий Кодекс не регламентирует случаи, которые являются не общей, а частной аварией), определении размеров общеаварийных убытков и их распределении в двух случаях:
1) если это предусмотрено соглашением сторон;
2) в случаях неполноты подлежащего применению закона.
Таким образом, в силу прямого указания закона к возникающим отношениям перевозки возможно применение Йорк-Антверпенских правил. Последними на данный момент утвержденными правилами являются Йорк-Антверпенские правила 2016 г., принятые в г. Нью-Йорке в мае 2016 г. на 42-й Конференции Международного морского комитета.
Пример: исковые требования в части взыскания ущерба в порядке суброгации, причиненного в результате столкновения речных судов, приведшего к затоплению груза в трюмах судна истца, были удовлетворены, так как в момент аварии судном, виновным в причинении вреда, на основании договора аренды владел именно ответчик, которым и было осуществлено укомплектование судна экипажем. В ходе судебного разбирательства было установлено, что в порядке п. 2 ст. 141 КВВТ сторонами чартера и грузовладельцем было достигнуто соглашение об определении размеров общеаварийных убытков и их распределении согласно международным обычаям торгового мореплавания в Лондоне. Более того, из материалов дела следует, что письмом от 6 февраля 2007 г. Волжское пароходство обратилось к грузовладельцу (Швейцарской компании) и страхователю (Британская компания) с просьбой рассмотреть вопрос о расчете диспаши в Лондоне в соответствии с Йорк-Антверпенскими правилами об общей аварии. После получения их согласия Волжское пароходство обратилось к диспашерам Лондонской ассоциации диспашеров Найджелу Роджерсу и Алану Уилкину с просьбой произвести составление диспаши, что ими и было сделано (см. Постановление ФАС Московского округа от 29 июля 2009 г. N КГ-А40/6787-09 по делу N А40-42981/08-61-433).
3. Согласно положениям п. 3 комментируемой статьи право на возмещение убытков в порядке распределения общей аварии сохраняется также и в том случае, если событие, приведшее к общей аварии, возникло по вине одной из участвующих в общем предприятии сторон. Однако такое распределение не лишает участников общей аварии права на взыскание с соответствующего лица причиненных убытков.
При подаче заявления в российский суд о возмещении убытков в порядке распределения общей аварии по правилам комментируемой главы к исковому заявлению прилагаются:
- документы, подтверждающие убытки и их размер;
- документы, подтверждающие возмещение убытков истцом;
- копия требования (претензии) истца о возмещении убытков в порядке распределения общей аварии;
- доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования (претензии) истца.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год