Статья 132 КВВТ РФ. Спасание людей
1. Никакого вознаграждения от спасенных людей не полагается.
2. Спасатели людей, которые приняли участие в оказании услуг в связи с происшествием, вызвавшим необходимость спасания, имеют право на справедливую долю в сумме, присужденной спасателям за спасение судна или иного имущества либо предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде.
Комментарий к статье 132 КВВТ РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет общее международное правило - "никакого вознаграждения от спасенных людей не полагается".
Так, в п. 1 ст. 16 Международной конвенции о спасании 1989 г. предусматривается общий принцип спасания - вознаграждение за спасение людей, если даже право на него возникает, никогда не уплачивается самими спасенными людьми. Это означает, что спасание людей, терпящих бедствие на воде, осуществляется безвозмездно независимо от их статуса, государственной и национальной принадлежности или обстоятельств, при которых они обнаружены.
Для обеспечения поиска и спасания людей, терпящих бедствие как на море, так и внутренних водных путях, привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, специализированные организации различных форм собственности Российской Федерации. При этом вопросы координации их деятельности осуществляет Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения относится осуществление поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС разрабатывает и утверждает план взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" МЧС создает функциональную подсистему государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере организации поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море РФ.
В соответствии с подп. 7 ст. 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитан морского порта организует спасание людей, судов в акватории морского порта, ликвидацию пожаров на судах, находящихся в морском порту.
Спасательная операция на внутренних водных путях может быть осуществлена специально для спасения людей либо спасения людей, судна, терпящего бедствия, и другого имущества.
2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает некоторое исключение из положений предыдущего пункта комментируемой статьи. Если люди были спасены в ходе проведения спасательной операции в отношении судна, участвующие в их спасении лица имеют право на справедливую долю в сумме, присужденной спасателям за спасение судна или иного имущества либо предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде.
Таким образом, спасатель, осуществивший спасение людей на внутренних водных путях, вправе претендовать на часть вознаграждения, которое получат спасатели за спасенное судно или другое имущество, даже если он и не участвовал в их спасении, а спасал исключительно людей. Одновременно право спасателя людей на вознаграждение не является самостоятельным, так как он получит лишь справедливую часть тех выплат, которые полагаются спасателям судов и грузов.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год