Статья 131 КВВТ РФ. Распределение вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна
1. Распределение между судовладельцем и членами экипажа судна любого вознаграждения, заработанного за осуществление спасательной операции в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, проводится после вычета расходов, понесенных судовладельцем и членами экипажа судна в связи с осуществлением спасательной операции, следующим образом:
три пятых нетто вознаграждения причитается судовладельцу, две пятых нетто вознаграждения распределяется между членами экипажа судна;
доля, причитающаяся членам экипажа судна в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, распределяется между ними с учетом усилий, проявленных при осуществлении спасательной операции, и заработной платы каждого.
Исключение из правил распределения вознаграждения, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, может быть допущено только при наличии особых обстоятельств.
2. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не применяются к распределению вознаграждения, заработанного за осуществление спасательной операции судами, осуществляющими такие операции в качестве профессиональной деятельности.
Комментарий к статье 131 КВВТ РФ
1. Нормы п. 1 комментируемой статьи определяют правила распределения вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна, а также исключения из этих правил.
Сразу стоит уточнить, что данные правила не применяются в отношении:
- судов, осуществляющих спасательные операции в качестве профессиональной деятельности (см. п. 2 комментируемой статьи);
- военных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ или эксплуатируемых ими и используемых в момент осуществления спасательных операций только для правительственной некоммерческой службы (см. п. 3 ст. 123 КВВТ).
Здесь учитываются особенности характера службы на этих судах и характера получаемого членами экипажа (команды) денежного довольствия, сумма вознаграждения, направляемая на распределение между членами экипажа таких судов, определяется специальными инструкциями <199>.
--------------------------------
<199> См.: Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Морские вести России, 2009.
Также следует учитывать, что в соответствии с положениями п. 2 ст. 15 Международной конвенции о спасании 1989 г., если спасание было осуществлено не с судна, а другим способом, распределение вознаграждения должно определяться законом, под действие которого подпадает договор, заключенный между спасателем и его служащим.
2. Распределение между судовладельцем и членами экипажа судна любого вознаграждения, заработанного в ходе осуществления спасательной операции по спасению судна и другого имущества на внутренних водных путях, проводится после осуществления вычета расходов, понесенных судовладельцем и членами экипажа судна в связи с непосредственным осуществлением спасательной операции.
Это положение свидетельствует о том, что сумма вознаграждения судовладельца и экипажа судна определяется как разница между суммой вознаграждения, уплаченной владельцем спасенного судна и (или) владельцем другого имущества, и суммой расходов, понесенных судовладельцем и членами экипажа судна в связи с непосредственным осуществлением спасательной операции.
Расходы, понесенные судовладельцем и членами экипажа судна в связи с непосредственным осуществлением спасательной операции, напрямую связаны с затраченным временем на проведение спасательной операции. Понесенными расходами спасателя следует признавать такие материальные затраты, которые понес спасатель за все время проведение спасательной операции.
3. Правила распределения вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна предусматривают следующие положения:
- 3/5 нетто вознаграждения причитается судовладельцу;
- 2/5 нетто вознаграждения распределяется между членами экипажа судна.
Под нетто вознаграждением следует понимать размер вознаграждения, подлежащего уплате, после вычета всех причитающихся сумм, то есть в нашем случае за вычетом расходов, понесенных судовладельцем и членами экипажа судна в связи с непосредственным осуществлением спасательной операции.
Таким образом, основная сумма в размере 3/5 нетто вознаграждения уплачивается судовладельцу и лишь 2/5 распределяются между членами экипажа судна спасателя.
Доля, причитающаяся членам экипажа судна, распределяется между ними с учетом усилий, проявленных при осуществлении спасательной операции, и заработной платы. По сути, чем выше должность, занимаемая членом экипажа, тем больше денег он получит, если затрачены равные усилия.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год