Статья 123 КВВТ РФ. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к любым спасательным операциям, если договором о спасании не предусмотрено иное.
Стороны не вправе своим договором исключить применение статьи 125 настоящего Кодекса, а также отступить от установленных статьей 126 настоящего Кодекса обязанностей по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде.
2. Для целей настоящей главы:
спасательной операцией является любое действие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или другому имуществу, находящимся в опасности на внутренних водных путях;
имуществом является не прикрепленное постоянно и преднамеренно к берегу имущество;
ущербом окружающей среде является значительный реальный ущерб, причиненный здоровью человека или водным биологическим ресурсам на внутренних водных путях либо в прилегающих к ним районах загрязнением, пожаром, взрывом или другими подобными крупными инцидентами.
3. Правила, установленные настоящей главой, за исключением правила, установленного пунктом 1 статьи 131 настоящего Кодекса, также распространяются на:
военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые в момент осуществления спасательных операций только для правительственной некоммерческой службы;
некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.
4. Правила, установленные настоящей главой, не распространяются на имущество культурного характера, имеющее доисторическое, археологическое или историческое значение, если оно находится на дне на внутренних водных путях.
Комментарий к статье 123 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья посвящена законодательному определению сферы общественных отношений, на которые распространяются нормы, регламентирующие спасание судов и иного имущества. Посредством определения сферы применимости норм гл. XVI КВВТ фактически определяется предмет регулирования общественных отношений по спасанию судов и иного имущества на внутренних водных путях.
Установленные гл. XVI КВВТ правила применяются к любым спасательным операциям на внутренних водных путях, если договором о спасании (см. комментарий к ст. 124) не предусмотрено иное. Последнее положение соотносится с положениями п. 4 ст. 421 ГК и другими нормами гражданского законодательства.
В частности, ст. 421 ГК предусматривает, что в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.
Вместе с тем п. 1 комментируемой статьи определяет, что стороны не вправе своим договором исключить применение ст. 125 КВВТ ("Недействительность договоров или их изменение"), а также отступить от установленных ст. 126 КВВТ ("Обязанности спасателя, владельца судна и капитана судна") обязанностей по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде. Данные положения представляют собой императивные правила и применимы к любым спасательным операциям на внутренних водных путях по спасанию судов и иного имущества (см. комментарий к ст. 125 и 126).
2. В соответствии с положениями п. 3 комментируемой статьи установленное п. 1 комментируемой статьи общее правило по спасанию судов и иного имущества на внутренних водных путях также распространяется:
- на военные корабли РФ.
Статья 29 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) от 10 декабря 1982 г. определяет военный корабль как судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.
Как отмечает О.Ю. Петров, определение понятия "военный корабль" в современной юридической науке основывается на положениях международных конвенций, в основном перечисляя признаки либо упрощая это понятие до уровня всякого судна, зачисленного в списки военно-морского флота соответствующего государства. Вместе с тем он отмечает, что военные корабли являются представителями верховенства и независимости своего государства в большей степени, чем кто-либо может быть его представителем на море <181>;
--------------------------------
<181> См.: Петров О.Ю. Международно-правовое положение и юрисдикция военного корабля // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 4. С. 94 - 100.
- военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ или эксплуатируемые ими и используемые в момент осуществления спасательных операций только для правительственной некоммерческой службы.
По смыслу UNCLOS военно-вспомогательные суда являются теми же военными судами и на них распространяются тот же режим судоходства и иные обязательные требования, определенные нормами международного права, что и на военные корабли.
Другими судами, находящимися в собственности Российской Федерации, по смыслу ст. 34 КТМ, применяемой по аналогии, следует признать суда, используемые только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов, пограничных кораблей, а также судов, используемых в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны;
- некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.
Под некоммерческими грузами, находящимися в собственности государства, следует понимать любые грузы, предназначенные для исполнения публичных функций как самого государства, так и отдельных органов государственной власти.
Включение данного вида грузов в сферу, регламентируемую нормами гл. XVI КВВТ, позволяет уравнять их в правовом режиме со всеми иными грузами, перевозимыми (коммерческими) судами, и иным имуществом на внутренних водных путях.
Пункт 3 комментируемой статьи, распространяя положения гл. XVI КВВТ на перечисленные в нем суда, устанавливает изъятия, касающиеся правил распределения вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна, осуществляющего спасение судна и иного имущества, предусмотренные п. 1 ст. 131 КВВТ.
Рассматривая аналогичное положение гл. XX КТМ, Г.Г. Иванов отмечает, что оно основывается на нормах Международной конвенции о спасании (SALVAGE) от 28 апреля 1989 г.: "Согласно п. 2 ст. 4 Конвенции 1989 г., если государство-участник примет решение применять Конвенцию к военным кораблям и другим указанным выше судам, оно должно уведомить об этом Генерального секретаря ИМО, указывая условия такого применения. По непонятным причинам, вручая 25 мая 1999 г. документ о ратификации Конвенции, Россия не уведомила Генерального секретаря о принятом решении. Что касается некоммерческих грузов, находящихся в собственности государства, то согласно ст. 25 Конвенции 1989 г., если только государство-собственник не дает на то согласия, положения Конвенции не должны использоваться в качестве основания для изъятия, ареста или задержания некоммерческих грузов, находящихся в собственности государства и обладающих во время проведения спасательной операции суверенным иммунитетом согласно общепризнанным принципам международного права. Это положение нашло отражение и в п. 2 ст. 3 КТМ, согласно которой в тех случаях, когда правила КТМ распространяются на военные корабли и другие указанные в этой статье суда, а также некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов. Согласно ст. 26 Конвенции 1989 г. положения Конвенции не должны использоваться и в качестве основания для изъятия, ареста или задержания грузов гуманитарного характера, предоставленных каким-либо государством в дар, если такое государство согласилось оплатить услуги по спасанию, оказанные в отношении названных грузов гуманитарного характера" <182>. Эти положения, на наш взгляд, могут быть распространены и на проведение спасательных операций на внутренних водных путях РФ.
--------------------------------
<182> См.: Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Морские вести России, 2009.
3. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает исключение из правил о спасании судна и иного имущества, определенных в п. п. 1 и 3 комментируемой статьи. Эти правила не распространяются на имущество культурного характера, имеющее доисторическое, археологическое или историческое значение, если оно находится на дне на внутренних водных путях (см. комментарий к п. 3 ст. 45).
4. Для целей регламентации общественных отношений по спасанию судов и иного имущества на внутренних водных путях п. 2 комментируемой статьи дает определение основных понятий:
- спасательная операция - любое действие или любая деятельность, предпринимаемая для оказания помощи любому судну или другому имуществу, находящимся в опасности на внутренних водных путях.
Приведенное определение является юридической дефиницией термина "спасательная операция". В свою очередь, термин "спасательная операция" специалистами в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях определяется как совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени действий, проводимых по поиску и спасанию людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации <183>.
--------------------------------
<183> Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Изд-во "Флайст", Информационно-издательский центр "Геополитика", 2001.
Пример: суд не принял ссылку заявителя на то, что к отношениям сторон в сложившейся ситуации подлежат применению нормы гл. XX КТМ (аналогичная гл. XVI КВВТ), так как заявителем не представлено доказательств наличия реальной угрозы повреждения или гибели судна, что является критерием отграничения спасательной операции от иных услуг в сфере транспорта (см. Определение ВАС РФ от 28 мая 2008 г. N 5246/08 по делу N А32-68792/2005-50/1091-2006-50/482);
- имущество - не прикрепленное постоянно и преднамеренно к берегу имущество.
Данное определение специально адаптировано к положениям гл. XVI КВВТ, так как отражает специфику имущества, спасаемого на внутренних водных путях;
- ущерб окружающей среде - значительный реальный ущерб здоровью человека или водным биологическим ресурсам на внутренних водных путях либо в прилегающих к ним районах загрязнением, пожаром, взрывом или другими подобными крупными инцидентами.
В соответствии с положениями ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающей средой признается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Одновременно приведенный Закон оперирует категорией "вред окружающей среде", а не "ущерб", как комментируемый закон. Под вредом окружающей среде данный Закон определяет негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Соотношение приведенных дефиниций позволяет выделить два принципиальных вопроса.
Во-первых, как отмечается в гражданско-правовой науке, чаще всего понятие "ущерб" используется в различных отраслях права для обозначения реального ущерба, содержание которого раскрывается в гражданском праве. Понятие же ущерба в широком смысле слова идентично по смыслу понятию вреда, поскольку означает любые неблагоприятные последствия, любое умаление охраняемого законом блага, которое может быть имущественным или неимущественным" <184>. Следовательно, вред по смыслу ФЗ "Об охране окружающей среды" является идентичным понятию "ущерб" по смыслу комментируемой статьи.
--------------------------------
<184> Дегтярева Н.С. Понятие ущерба, его отличия от вреда и убытков. Виды ущерба и порядок возмещения. М., 2018.
Во-вторых, понятие "окружающая среда", определяемое ФЗ "Об охране окружающей среды", не является идентичным такому термину в комментируемой статье. Окружающей средой, по смыслу комментируемой статьи, является лишь здоровье человека или водных биологических ресурсов на внутренних водных путях либо в прилегающих к ним районах. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здоровье человека определяется как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Одновременно согласно Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" водные биологические ресурсы (водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
В заключение следует подчеркнуть, что ущерб окружающей среде по смыслу комментируемой статьи является ущербом значительным и реальным, а также причиненным загрязнением, пожаром, взрывом или другими подобными крупными инцидентами.
5. Сопоставление норм гл. XVI КВВТ с нормами аналогичной гл. XX КТМ позволяет проследить одинаковую регламентацию по спасанию судов и имущества в указанных кодифицированных законах. Так, статьи КВВТ соответствуют следующим статьям КТМ:
- ст. 123 КВВТ - ст. 337 КТМ;
- ст. 124 КВВТ - ст. 338 КТМ;
- ст. 125 КВВТ - ст. 339 КТМ;
- ст. 126 КВВТ - ст. 340 КТМ;
- ст. 127 КВВТ - ст. 341 КТМ;
- ст. 128 КВВТ - ст. 342 КТМ;
- ст. 129 КВВТ - ст. 343 КТМ;
- ст. 130 КВВТ - ст. 344 КТМ;
- ст. 131 КВВТ - ст. 345 КТМ;
- ст. 132 КВВТ - ст. 346 КТМ;
- ст. 133 КВВТ - ст. 347 КТМ;
- ст. 134 КВВТ - ст. 348 КТМ;
- ст. 135 КВВТ - ст. 349 КТМ;
- ст. 136 КВВТ - ст. 350 КТМ;
- ст. 137 КВВТ - ст. 351 КТМ;
- ст. 138 КВВТ - ст. 352 КТМ;
- ст. 139 КВВТ - ст. 353 КТМ.
Так, п. 1 ст. 3 КТМ определено, что правила, установленные КТМ, распространяются на: морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законом; суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
Пунктом 2 ст. 3 КТМ предусмотрено, что правила, установленные КТМ, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на: военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы; некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства. В соответствии с п. 1 ст. 54 КТМ к занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Из приведенных положений видно, что нормами КВВТ и КТМ идентично регламентирован институт спасания судов и другого имущества. Следовательно, судебная практика по спорам, вытекающим из спасания судов и другого имущества применима и для судоходства по внутренним водным путям.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год