Статья 111 КВВТ РФ. Железнодорожные пути и склады
1. Железнодорожные пути в портах, предназначенные для перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, принадлежат железным дорогам.
2. Строительство и реконструкция в портах прирельсовых складов, предназначенных для приема и отправления грузов, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, проводятся в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Комментарий к статье 111 КВВТ РФ
1. В.В. Витрянским подчеркнуто: "Говоря о сфере применения правил о перевозках грузов в прямом смешанном сообщении, нельзя не отметить, что для осуществления таких перевозок соответствующие транспортные организации должны располагать необходимыми техническими возможностями. В частности, осуществление железнодорожно-водных перевозок грузов предполагает наличие на территории портов железнодорожных подъездных путей, а также прирельсовых складов и иных грузовых помещений" <158>.
--------------------------------
<158> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003.
В п. 1 комментируемой статьи определяется правовой статус железнодорожных путей в портах, предназначенных для перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. Указанные пути закрепляются за железными дорогами и, соответственно, числятся на их балансе. Таким образом, обслуживание таких путей производится железной дорогой.
Аналогичные правила устанавливают и Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24 апреля 1956 г. (§ 112). В них закреплено, что железнодорожные пути в морских и речных портах, предназначенные для перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, принадлежат железной дороге.
Обязанности по ремонту и наблюдению за техническим состоянием этих путей лежат на железной дороге.
При этом средствами и за счет портов (пристаней) осуществляются:
- освещение районов маневровой работы портов (пристаней), мест погрузки и выгрузки, а в необходимых случаях и освещение вагонов при погрузке или выгрузке производится средствами и за счет портов (пристаней);
- очистка находящихся на территории порта (пристани) путей, принадлежащих железной дороге, переездов и погрузочно-разгрузочных мест от мусора, остатков груза, снега и льда, а также вывоз снега и мусора осуществляется средствами и за счет портов (пристаней).
Однако согласно ст. 67 Устава железнодорожного транспорта железнодорожные пути в речных портах, предназначенные для перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, могут принадлежать владельцам инфраструктур или осуществляющим перевалку грузов в портах организациям.
Определение правового статуса железнодорожных путей в портах как собственности железной дороги позволяет решать практические вопросы по эксплуатации данных путей.
Пример: ООО "Нефрас" обратилось в суд с иском к ОАО "Енисейское речное пароходство" об обязании не чинить препятствий по пользованию железнодорожным подъездным путем. В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что истцу принадлежит на праве собственности (свидетельство серии 19АА N 002675 от 29 июня 2004 г.) подъездной железнодорожный путь N 12а длиной 862 погонных метра от знака "Граница подъездного пути" до упора. Данный путь является продолжением железнодорожного подъездного пути N 12 промышленного узла Рыбаки, находящегося на балансе Абаканской дистанции пути Красноярской железной дороги (справка N 198 от 18 августа 2003 г.), в точке установки знака "Граница подъездного пути". Подача и уборка вагонов ООО "Нефрас" на подъездной путь N 12а и обратно возможна только через ветку N 12, проходящую через земельный участок, принадлежащий ответчику на праве бессрочного пользования. На железнодорожном пути N 12 ответчиком установлены запирающие металлические ворота на въезде и выезде из порта.
Арбитражный суд Республики Хакасия квалифицировал спорные правоотношения как отношения, вытекающие из негаторного иска об устранении препятствий в пользовании железнодорожным подъездным путем N 12а, расположенным по адресу: г. Абакан, ул. Толстого, 67, и принадлежащим истцу на праве собственности.
Судом установлено, что подача и уборка вагонов истцу на его подъездной путь N 12а и обратно возможна только через ветку N 12, проложенную по территории порта, то есть по земельному участку, занятому железнодорожным подъездным путем N 12.
Земельный участок, занятый железнодорожным путем N 12, суд признал находящимся в пользовании ОАО "РЖД" как в силу закона - ст. 87, 90 ЗК, так и по факту регистрации права собственности на железнодорожный путь N 12. Суд кассационной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований об устранении препятствий, поскольку в связи с осуществлением ответчиком хозяйственной деятельности созданы препятствия в эксплуатации железнодорожного подъездного пути его собственником - истцом по делу (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2005 г. N А74-3131/04-К1-Ф02-3177/05-С2).
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правило о том, что строительство и реконструкция в портах прирельсовых складов, предназначенных для приема и отправления грузов, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, проводятся в соответствии с проектами, согласованными с железными дорогами и другими заинтересованными организациями.
В соответствии с Приказом МПС РФ N 1/ЦЗ, Минтранса N 4 от 20 января 1999 г. "О порядке проектирования и строительства железнодорожных путей в морских и речных портах" проектные задания разрабатываются на основе:
- исходных данных Минтранса, в состав которых обязательно включаются: грузооборот по родам грузов на расчетные сроки перевозок, технология работы порта и планы размещения причалов, внутрипортовых железнодорожных путей, прирельсовых складов и других сооружений;
- технических условий на примыкание железнодорожных подъездных путей от порта к железнодорожным путям общего пользования (предпортовой железнодорожной станции), усиление действующих железнодорожных подходов и технических параметров железнодорожного подъездного пути, внутрипортовых железнодорожных путей, сооружений и устройств, непосредственно обеспечивающих перевозки грузов, выдаваемых соответствующей железной дорогой;
- технических условий на примыкание к действующим сетям и системам инженерного обеспечения, выдаваемых соответствующими организациями органов местного самоуправления;
- требований к уровню социального и культурного обеспечения населения, выдаваемых органами местного самоуправления;
- требований по обеспечению уровня экологического воздействия на окружающую среду, выдаваемых местными природоохранными органами.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год