Статья 108 КВВТ РФ. Грузы, перевозимые в контейнерах
1. Порядок предоставления контейнеров и условия их использования для перевозок грузов в прямом смешанном сообщении устанавливаются соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов.
2. При передаче грузов, перевозимых в контейнерах, одновременно осуществляется проверка состояния контейнеров и исправности запорно-пломбировочных устройств.
Комментарий к статье 108 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья закрепляет правило, согласно которому порядок предоставления контейнеров и условия их использования для перевозок грузов в прямом смешанном сообщении устанавливаются соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов (подробнее см. комментарий к п. 2 ст. 104).
В соответствии со ст. 799 ГК между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие). Приведенная норма содержит неисчерпывающий перечень возможных соглашений, которые могут заключать транспортные организации между собой.
Согласно п. 2 ст. 112 комментируемого Кодекса порядок перевалки грузов с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида или с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт определяется узловыми соглашениями, заключенными сроком на 5 лет.
Узловое соглашение - это гражданско-правовой договор, который устанавливает порядок взаимодействия между перевозчиками различных видов транспорта при перевозках в прямом смешанном сообщении, в рамках которого перевозчики осуществляют согласованные действия в интересах грузоотправителя (грузополучателя), направленные на своевременную передачу груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой.
В частности, узловые соглашения могут устанавливать порядок и график работы пункта перевалки, сроки погрузки и выгрузки груза, место перевалки, расписание подачи транспортных средств, порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, порядок и сроки информирования о подходе грузов к пункту перевалки и другие вопросы.
Узловые соглашения заключаются на 5 лет в обязательном порядке, поэтому порядок их заключения определяется ст. 445 ГК. Кроме положений узлового соглашения, соответствующие транспортные уставы и кодексы также устанавливают порядок передачи грузов в пунктах перевалки, ответственность транспортных организаций за невыполнение нормы перевалки, установление ответственности между транспортными организациями, участвующими в перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, за несохранность груза.
Порядок заключения и содержание узловых соглашений определяются транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Так, одним из существенных условий узлового соглашения п. 1 комментируемой статьи называет определение порядка предоставления контейнеров и условия их использования для перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
Действительно, перевозки грузов в контейнерах являются современным и весьма эффективным способом перемещения грузов, позволяющим, кроме того, обеспечить сохранность перевозимых грузов. Временное соглашение "О порядке перевозки грузов в универсальных контейнерах Министерства Путей Сообщения и Министерства Речного Флота РСФСР в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении" (приложение 14 к Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24 апреля 1956 г.) среди используемых при перевозках контейнеров выделяет универсальные контейнеры.
Так, прием грузов в контейнерах к перевозке, их перевозка в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и передача в пунктах перевалки, а также оформление транспортных документов производятся в соответствии с Правилами перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, указанным Временным соглашением и узловыми соглашениями, заключенными между железными дорогами и речными пароходствами (п. 4 Временного соглашения "О порядке перевозки грузов в универсальных контейнерах Министерства Путей Сообщения и Министерства Речного Флота РСФСР в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении").
Передача груженых и порожних контейнеров в пунктах перевалки производится по передаточным ведомостям.
При передаче контейнеров сторона (пароходство или железная дорога), принявшая от другой стороны груженые или порожние контейнеры, обязана передать сдающей стороне такое же количество груженых или порожних контейнеров в суточный срок.
Передача контейнеров в пунктах перевалки производится только в технически исправном состоянии.
Начальники станций и портов (пристаней) перевалки ведут совместно ежедневный безномерной учет общего количества переданных контейнеров с одного вида транспорта на другой.
Один раз в месяц начальник станции и начальник порта (пристани) перевалки совместно подводят данные обмена контейнеров и о результатах сообщают в управление железной дороги и пароходства для подведения итогов по каждой железной дороге и пароходству раздельно.
В соответствии с действующими Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении за задержку передачи контейнеров сверх срока, предусмотренного п. 5 Временного соглашения "О порядке перевозки грузов в универсальных контейнерах Министерства Путей Сообщения и Министерства Речного Флота РСФСР в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении", виновная сторона (пароходство или железная дорога) уплачивает штраф за каждый задержанный контейнер.
Расчеты за задержку контейнеров между железными дорогами и пароходствами производятся один раз в месяц (не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным).
Плата за перевозку грузов в контейнерах и сбор за пользование контейнерами в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении взимаются отдельно за протяжение пути по железным дорогам и отдельно за протяжение пути по рекам в соответствии с тарифами, действующими на каждом виде транспорта.
Приведенные положения Временного соглашения "О порядке перевозки грузов в универсальных контейнерах Министерства Путей Сообщения и Министерства Речного Флота РСФСР в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении" в настоящее время применяются как правовой обычай, если иной порядок использования контейнеров транспортными организациями не предусмотрен соответствующим узловым соглашением между ними.
Кроме универсальных контейнеров, могут использоваться специализированные контейнеры. Так, в соответствии с п. 2 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах, утв. Приказом МПС от 18 июня 2003 г. N 31, специализированный контейнер - контейнер, предназначенный для перевозки определенных грузов и в соответствии с этим имеющий специальную конструкцию.
Специализированные контейнеры по максимальной массе брутто подразделяются на малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные.
Малотоннажный специализированный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто менее 2,5 т.
Среднетоннажный специализированный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто от 2,5 т до 10 т.
Крупнотоннажный специализированный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто от 10 т.
По особенностям конструкции и параметрам специализированные контейнеры подразделяются на совпадающие по параметрам с универсальными контейнерами и не совпадающие по конструкции и параметрам с универсальными контейнерами.
Также на каждый специализированный контейнер должна быть нанесена маркировка в соответствии с требованиями, установленными правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах и соответствующими стандартами.
Кроме этого, на специализированном контейнере должны быть нанесены: сокращенное наименование владельца, сокращенное наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак, а также дополнительные знаки и надписи, предусмотренные правилами изготовления контейнеров.
Ответственность перед перевозчиком за наличие и правильность маркировки контейнера несет грузоотправитель. При отсутствии требуемой маркировки специализированные контейнеры к перевозке не принимаются.
В транспортном законодательстве упоминаются также специальные контейнеры, предназначенные для перевозки опасных грузов. Так, п. 5 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утв. Постановлением Госгортехнадзора от 16 августа 1994 г. N 50, устанавливаются требования к подвижному составу и специальным контейнерам для перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.
Для перевозок опасных грузов по железным дорогам должны использоваться только предназначенные для этих целей технически исправные специализированные вагоны и контейнеры, принадлежащие объединениям, предприятиям и организациям независимо от их форм собственности или арендованные ими, а также универсальные вагоны и контейнеры парка Минтранса.
Тип (модель) вагонов и контейнеров, в которых допускается перевозка опасных грузов, устанавливается в нормативно-технической документации на продукцию (государственные стандарты, технические условия) по согласованию с Минтрансом и Госгортехнадзором.
Вагоны и контейнеры, предназначенные для перевозки опасных грузов, кроме знаков и надписей должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность груза в соответствии с Правилами перевозок грузов, и отличительную окраску согласно нормативно-технической документации. Порядок нанесения знаков опасности на вагоны и контейнеры устанавливает Минтранс.
Вагоны и контейнеры, подаваемые под погрузку опасных грузов, должны быть в исправном техническом и коммерческом отношении, исключающем утечку или просыпание опасных грузов, а также очищены от ранее перевозимых грузов и обезврежены. Вагоны-цистерны и контейнеры-цистерны должны отвечать требованиям правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
Конструкция и параметры специализированных контейнеров, предназначенных для перевозки опасных грузов, должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий на данную продукцию и обеспечивать безопасность перевозки.
Пригодность специализированных контейнеров для перевозки опасного груза как в техническом, так и в коммерческом отношении устанавливает грузоотправитель.
Специализированные контейнеры грузоотправитель обязан загружать только теми опасными грузами, для перевозки которых они предназначены.
Таким образом, на грузоотправителе лежит обязанность обеспечить погрузку груза в соответствующий контейнер (универсальный или специализированный) в зависимости от типа перевозимого груза. При этом правильность выбора контейнера контролируется перевозчиком, который вправе отказать в перевозке, если грузоотправитель выбрал не соответствующий типу перевозимого груза контейнер.
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность перевозчика при передаче грузов, перевозимых в контейнерах, одновременно осуществлять проверку состояния контейнеров и исправности запорно-пломбировочных устройств.
Порядок проверки состояния контейнеров и исправности запорно-пломбировочных устройств предусмотрен не для каждого вида транспорта, поэтому соответствующее законодательство следует применять по аналогии. Так, в соответствии с п. 38 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утв. Приказом Минтранса от 9 июля 2014 г. N 182, прибывшие в морской порт контейнеры с грузом принимаются оператором морского терминала по внешнему осмотру с проверкой номера контейнера, целостности запорно-пломбировочных устройств, четкости контрольных знаков на запорно-пломбировочных устройствах и их соответствия данным перевозочного документа, исправности технического и коммерческого состояния контейнеров.
При обнаружении оператором морского терминала в момент приема контейнеров с техническими неисправностями или повреждениями, отсутствием запорно-пломбировочных устройств, неисправностью, неясными контрольными знаками на запорно-пломбировочных устройствах, расхождениями знаков на запорно-пломбировочных устройствах с данными, указанными в перевозочных документах, несоответствием номера контейнера данным перевозочных документов или в случае прибытия контейнера без документов проверка в таких контейнерах груза или перегрузка груза в другой контейнер осуществляется оператором морского терминала при наличии дополнительной заявки и в присутствии заказчика (перевозчика). Результаты проверки оформляются актом в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на соответствующем виде транспорта, утвержденными нормативными правовыми актами РФ.
После проверки контейнер пломбируется запорно-пломбировочным устройством заказчика (перевозчика).
Также согласно п. 79 указанных Правил сдача перевозчику, заказчику или управомоченному им на получение груза лицу груза в контейнере осуществляется оператором морского терминала по наружному осмотру контейнера с проверкой его номера, целостности запорно-пломбировочных устройств, четкости контрольных знаков на запорно-пломбировочных устройствах и соответствия их данным перевозочных документов, по которым контейнер поступил в морской порт, исправности технического и коммерческого состояния контейнера.
При необходимости осуществления затарки в контейнер экспортного груза заявка на затарку груза в контейнер представляется заказчиком оператору морского терминала не менее чем за 72 часа до начала погрузки груза на судно, если иной срок не установлен в договоре перевалки груза.
Аналогичная проверка должна проводиться перевозчиком других видов транспорта, поскольку, несмотря на распространение приведенных Правил на приемку контейнеров в морских портах, они не содержат каких-либо особенностей, которые могли бы быть применены исключительно в отношении морского порта.
Для железнодорожных перевозчиков действуют Правила приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса от 7 декабря 2016 г. N 374, и Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС от 18 июня 2003 г. N 29, которые содержат схожий порядок проверки состояния контейнеров и исправности запорно-пломбировочных устройств.
Так, согласно п. 80.4 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом прием к перевозке грузов, погруженных в контейнеры на железнодорожных путях необщего пользования и в местах необщего пользования на станциях, производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра контейнеров, погруженных в вагоны, на наличие признаков коммерческой и технической неисправности контейнеров (отсутствие трещин, пробоин в крыше и видимых стенках контейнеров, трещины в фитингах, закрытие запорного устройства дверей контейнеров). При этом контейнеры должны быть погружены грузоотправителем в вагоны дверями вовнутрь (в свернутом состоянии) без доступа к ЗПУ и наличие ЗПУ на контейнере перевозчиком не проверяется.
Приведенный порядок осмотра контейнеров ввиду отсутствия специального законодательства, регулирующего отношения, возникающие при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении, должен применяться при перевозках грузов в контейнерах в прямом смешанном сообщении.
Кроме того, согласно § 91 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24 апреля 1956 г., если при передаче контейнеров с водного транспорта на железнодорожный или обратно будут обнаружены неисправность контейнера, отсутствие или повреждение пломбы, а также несоответствие контрольных знаков на пломбе знакам, указанным грузоотправителем в накладной, сдающая сторона обязана проверить находящийся в контейнере груз по вложенной фактуре, составить коммерческий акт о результате проверки и опломбировать контейнер своей пломбой, о чем сделать соответствующую запись в коммерческом акте с указанием контрольных знаков пломб, наложенных после проверки.
В случае если при проверке груза в контейнере не окажется фактуры или описи вещей, количество оказавшегося в контейнере груза подробно указывается в коммерческом акте.
Повреждения контейнера, не дающие доступа к грузу, при исправности кузова контейнера и пломбы отправителя оформляются техническими актами с подробным описанием характера и размера повреждения без проверки содержимого.
В целях ускорения оборота контейнеров и рационального использования погрузочно-разгрузочных механизмов железнодорожные станции и порты (пристани) принимают меры к обеспечению перевалки контейнеров по варианту выгрузки-погрузки непосредственно вагон - борт судна и борт судна - вагон, не допуская при этом ни в каких случаях простоя вагонов в ожидании подхода судов.
Груженые контейнеры, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении транзитом по водным путям, должны завозиться в порты (на пристани) отправления и предъявляться ими к сдаче с таким расчетом, чтобы все восемь 3-тонных контейнеров, составляющих комплект, были завезены и предъявлены к сдаче порту (пристани) в течение дня до 18 ч.
Порты (пристани) отправления и железные дороги обязаны осуществлять не позднее 18 ч каждого дня прием и передачу всех завезенных к этому моменту в порт (на пристань) контейнеров, включая и контейнеры, не составляющие комплекта.
Ответственность за контейнеры до оформления передачи лежит на сдающей стороне.
В транспортных документах (в накладной, дорожной и передаточной ведомостях) на некомплектные и одиночные контейнеры сдающая сторона (железная дорога) обязана сделать штемпелем отметку: "Контейнер предъявлен водному транспорту к перевозке некомплектно". Эта отметка заверяется календарным штемпелем сдающей стороны.
Некомплектные контейнеры с вышеуказанной отметкой в транспортных документах отправляются пароходством, не ожидая накопления контейнеров до полного комплекта. Контейнеры, принятые портом (пристанью) отправления от железной дороги целыми комплектами (8 шт.), порты (пристани) отправления обязаны грузить в суда также целыми комплектами.
Прибывшие в порты (на пристани) назначения исправные и с исправными пломбами контейнеры, а также контейнеры с мелкими техническими неисправностями, не препятствующими вывозу, должны быть приняты и вывезены железными дорогами в течение суток с момента получения от порта (пристани) извещения о готовности этих контейнеров к передаче.
Контейнеры, прибывшие в порты (на пристани) с техническими неисправностями, исключающими возможность их вывоза до устранения неисправности, должны быть приняты и вывезены железными дорогами в течение суток с момента получения от порта (пристани) извещения об устранении неисправности. При несвоевременном вывозе контейнеров железные дороги уплачивают портам (пристаням) назначения сборы за хранение по действующим общим тарифам водного транспорта.
Технические повреждения контейнеров, происшедшие по вине пароходств, портов (пристаней), устраняются последними своими силами и средствами или оплачиваются ими по счетам железной дороги, основанным на согласованной сторонами дефектной ведомости и утвержденных надлежащим порядком расценках.
За весовую или количественную недостачу, за порчу грузов из-за неисправной упаковки или неправильной укладки грузов и за несортность грузов, прибывших в исправном контейнере и за исправными пломбами грузоотправителя, ответственность перед грузополучателем несет отправитель.
Сроки оборота контейнеров определяются в пределах сроков доставки грузов, установленных действующими на железнодорожном, морском и речном транспорте правилами.
За задержку контейнеров сверх установленных сроков пароходства и железные дороги уплачивают штраф за каждые сутки задержки каждого контейнера (§§ 92 - 99 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении).
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год