Статья 104 КВВТ РФ. Общие положения
1. Перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия внутреннего водного транспорта с железнодорожным транспортом, морским транспортом, воздушным транспортом, автомобильным транспортом.
Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования грузов.
2. Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется заключенными в соответствии с законодательством Российской Федерации соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов, а также в соответствии с положениями, установленными настоящей главой.
Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с последующей регистрацией таких правил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части, не предусмотренной настоящим Кодексом, применяются нормы, установленные кодексами, уставами, правилами, регулирующими перевозки грузов на транспорте соответствующего вида.
3. В целях настоящей главы под транспортом смежного вида понимается транспорт, с которого или на который непосредственно осуществляется передача грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении.
Комментарий к статье 104 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья содержит положения, определяющие особенности правового регулирования перевозок в прямом смешанном сообщении.
Пункт 1 комментируемой статьи определяет сферу взаимодействия внутреннего водного транспорта с другими видами транспорта.
Перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия внутреннего водного транспорта с железнодорожным транспортом, морским транспортом, воздушным транспортом, автомобильным транспортом.
Приведенная норма соответствует положениям ст. 788 ГК, согласно которой взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Также положения о прямых смешанных перевозках содержатся в Уставе железнодорожного транспорта и в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Помимо указанных законодательных актов, отношения в прямом смешанном сообщении регулируются подзаконными нормативными правовыми актами. Так, действует Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по определению совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти морских и речных портов, автомобильных станций и аэропортов, участвующих в смешанном сообщении, утв. Приказом Минтранса от 4 февраля 2012 г. N 31.
Данный Административный регламент определяет стандарт предоставления государственной услуги и устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Росжелдора при предоставлении государственной услуги по определению совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти морских и речных портов, автомобильных станций и аэропортов, участвующих в смешанном сообщении.
Результатом предоставления государственной услуги является издание приказа Росжелдора об определении морских и речных портов, автомобильных станций и аэропортов, участвующих в смешанном сообщении, либо мотивированное заключение Росжелдора об отказе в таком определении.
Кроме того, Министерством путей сообщения СССР совместно с Минморфлотом СССР и Минречфлотом РСФСР утверждены Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24 апреля 1956 г., действующие в настоящее время в части, не противоречащей современному законодательству (далее - Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении).
Особенностью перевозки в прямом смешанном сообщении является необходимость составления на весь путь следования груза единого транспортного документа (транспортной накладной).
Таким образом, перевозка груза в прямом смешанном сообщении имеет и отличительные особенности, выделяющие ее в относительно самостоятельную область правового регулирования.
В частности, в перевозке грузов в прямом смешанном сообщении участвуют несколько перевозчиков различных видов транспорта (не менее двух, находящихся в договорных отношениях), задействованных в процессе перемещения грузов и их доставки в пункт назначения. В связи с необходимостью задействования в процесс перевозки нескольких транспортных организаций процесс согласования заявки на смешанную перевозку груза занимает больше времени по сравнению с обычной перевозкой. Каждый из участвующих в перевозке соперевозчиков выполняет свою часть перевозки, руководствуясь законодательством, регулирующим деятельность перевозчика в соответствующей транспортной сфере.
При исчислении срока перевозки груза в прямом смешанном сообщении учитывается также время, затрачиваемое на перевалку груза, накопление мелких отправлений и прочее.
На необходимость правильного исчисления срока перевозки грузов в прямом смешанном сообщении указывается в судебной практике.
Пример: ответчик, выступая перевозчиком на основании договора, доставил на станцию назначения три вагона с грузом с нарушением нормативных сроков доставки. Груз следовал в прямом смешанном сообщении железнодорожным и морским транспортом.
Суд указал, что в п. 6.10 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245, приведены случаи, при которых увеличиваются сроки доставки грузов, при этом сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении в порту перевалки, связанной с ожиданием отправления грузов морским или речным транспортом, если такая задержка произошла по причинам, не зависящим от перевозчика.
Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении определен порядок исчисления срока доставки груза за часть железнодорожного пути, часть водного пути. Согласно § 33 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении сроки доставки грузов определяются по совокупности перевозок их железнодорожным и водным транспортом и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки грузов. В случаях доставки груза с просрочкой против общего срока, полагающегося на данную перевозку по всем видам транспорта, ответственность за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2018 г. N Ф05-21049/2017 по делу N А40-50307/17).
Таким образом, исходя из буквального толкования § 33 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении продлить срок доставки груза, перевозимого в прямом смешанном сообщении, возможно лишь при наличии объективных причин (закрытие паромной переправы, действий третьих лиц, сорвавших сроки перевалки грузов в порту и пр.) и наличии соответствующих отметок, проставленных перевозчиком в железнодорожных накладных.
В качестве следующей особенности перевозки груза в прямом смешанном сообщении можно выделить необходимость обязательной перегрузки груза с одного вида транспорта на другой в процессе перевозки.
В момент перевалки груза, помимо непосредственно процесса перегрузки в пунктах перевалки, производится оплата соответствующему соперевозчику его части перевозки.
Существующий порядок оплаты перевозки груза, в соответствии с которым с первым перевозчиком рассчитывается грузоотправитель, а со вторым - грузоотправитель или грузополучатель (ст. 76 Устава железнодорожного транспорта, п. п. 1, 2 ст. 113 КВВТ) не позволяет определить порядок оплаты перевозки при участии в перевозочном процессе трех и более перевозчиков.
В таком случае, как предлагается некоторыми исследователями, по аналогии с порядком, установленным в транспортных законах, расчет с третьим и следующими соперевозчиками должен производиться грузоотправителем или грузополучателем (независимо от количества соперевозчиков, участвующих в смешанной перевозке) <148>.
--------------------------------
<148> См.: Гречуха В.Н., Какорина О.К. Правовое регулирование расчетов за перевозку груза в прямом смешанном сообщении // Пробелы в российском законодательстве. 2014. N 4. С. 63 - 67.
Иными словами, грузополучатель обязан произвести окончательный расчет с последним перевозчиком на станции назначения. Оплата услуг промежуточных соперевозчиков происходит в пунктах перевалки, ее производят грузоотправитель или грузополучатель.
Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении регулируется различными видами договоров. Помимо самого договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, обязанности и ответственность всех участвующих в перевозке соперевозчиков определяются соглашениями, заключаемыми между ними, также регламентирующими порядок их взаимодействия по организации перевозок.
Комментируемая статья указывает еще на одну особенность перевозок грузов в прямом смешанном сообщении - они осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования грузов.
Транспортная накладная является не только товаросопроводительным документом, но и письменным доказательством заключения договора перевозки груза и его содержания (ст. 25 Устава железнодорожного транспорта; ст. 105 ВК; ст. 143 КТМ; ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; п. 2 ст. 67 КВВТ). Она используется на всех видах транспорта и подписывается грузоотправителем и первым перевозчиком при заключении договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении в пункте отправления, затем последним перевозчиком при выдаче груза в пункте назначения.
В транспортной накладной, составляемой при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении, также предусмотрено проставление заверительных и календарных штемпелей каждого перевозчика, участвующего в перевозке. Значение данных отметок состоит в определении момента передачи груза одной транспортной организации другой.
Одновременно с передачей груза к следующему перевозчику переходит обязанность по обеспечению сохранности груза.
Кроме того, в транспортной накладной, составляемой при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении, помимо сведений о перевозимом грузе, стоимости перевозки, скорости и времени принятия груза к перевозке, дополнительно фиксируются сведения о каждом перевозчике, о времени передачи груза между ними, о перевалочных пунктах и проч.
Следующей особенностью перевозок грузов в прямом смешанном сообщении является появление в международных смешанных перевозках грузов еще одного участника - оператора смешанной (комбинированной) перевозки груза. Его статус определяется в Конвенции ООН "О международных смешанных перевозках грузов" от 1980 г. Российская Федерация не ратифицировала указанную Конвенцию. В соответствии со ст. 1 Конвенции о международных смешанных перевозках грузов оператором смешанной перевозки является любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора.
В действующем российском законодательстве участие оператора в прямых смешанных перевозках не предусмотрено, тем не менее правовой статус оператора определяется в проекте Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках", разработанном Минтрансом 18 мая 2017 г. <149>
--------------------------------
<149> URL: https://regulation.gov.ru/p/86150 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).
Исходя из приведенных особенностей некоторые исследователи определяют перевозку груза в прямом смешанном сообщении как услугу, осуществляемую разными видами транспорта на договорной основе, за плату, по единому транспортному документу, которая заключается в перемещении груза от грузоотправителя к грузополучателю через перевалочный пункт <150>.
--------------------------------
<150> См.: Какорина О.К. Перевозка груза в прямом смешанном сообщении как гражданско-правовая категория // Бизнес в законе. 2014. N 5. С. 58.
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает приоритет в правовом регулировании организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Прежде всего порядок организации таких перевозок определяется заключенными в соответствии с законодательством соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов, а также в соответствии с положениями, установленными гл. XIV КВВТ.
Согласно ст. 799 ГК между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие). Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.
Так, согласно п. 2 ст. 112 КВВТ порядок перевалки грузов с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида или с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт определяется соответствующими узловыми соглашениями, заключенными сроком на пять лет.
Иными словами, транспортные организации с целью организации взаимодействия между собой, обеспечивая своевременную доставку грузов, заключают специальные соглашения, именуемые в законодательстве узловыми соглашениями и договорами на централизованный завоз и вывоз грузов (ст. 799 ГК).
Что касается определения правовой природы данных договоров, то среди исследователей цивилистов нет единого мнения. Так, О.Н. Садиков полагает, что эти договоры следует отнести к договорам подрядного типа, не являющимся договорами перевозки и имеющим свои особенности <151>. Другие авторы относят эти договоры к организационным договорам, выполняющим задачу определения порядка взаимодействия транспортных организаций в пунктах перевалки <152>.
--------------------------------
<151> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997. С. 370.
<152> См.: Комментарий к Уставу автомобильного транспорта РСФСР. М., 1973. С. 192 (авторы комментария - А.Г. Быков, Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев).
Полагаем, что предмет узловых соглашений и договоров на централизованный завоз и вывоз грузов объединяет несколько услуг, в частности:
- перевозку внутренним водным транспортом;
- перевалку груза с судов или на суда;
- складирование грузов в порту;
- хранение складированных грузов и т.п.
Договоры также предполагают необходимость совершения ряда действий, направленных на реализацию договора перевалки:
- погрузку на суда;
- выгрузку с судов;
- перевеску;
- накопление мелких отправок;
- оформление документов по передаче грузов;
- иные действия, предусмотренные законом или договором.
Таким образом, узловые соглашения и договоры на централизованный завоз и вывоз грузов, заключаемые транспортными организациями, следует отнести к смешанным договорам, включающим элементы различных договоров.
Более того, соглашения между транспортными организациями содержат возможность оказания большого количества разнообразных услуг как юридического, так и фактического характера. Условия таких соглашений затрагивают права и интересы нескольких перевозчиков, большинство их положений формируются сторонами самостоятельно.
Итак, узловое соглашение - это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевозчики различных видов транспорта обязуются совершать в установленном договором порядке в отношении друг друга согласованные действия в интересах грузоотправителя (грузополучателя), направленные на своевременную передачу груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой в целях обеспечения перевозки в прямом смешанном сообщении <153>.
--------------------------------
<153> См.: Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебное пособие. М.: Издательство Юрайт, 2010. С. 433.
Узловыми соглашениями могут предусматриваться:
- порядок и график работы пункта перевалки;
- сроки погрузки и выгрузки;
- границы перевалки;
- расписание подачи транспортных средств;
- порядок приема, сдачи и взвешивания грузов;
- порядок и сроки предоставления взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки;
- места передачи груза;
- порядок въезда транспортных средств на территорию другой транспортной организации (грузовой двор, порт и т.п.);
- места оформления документов;
- другие вопросы, вытекающие из местных условий.
Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с последующей регистрацией таких правил в соответствии с законодательством.
Как было указано выше, Министерством путей сообщения СССР совместно с Минморфлотом СССР и Минречфлотом РСФСР утверждены Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24 апреля 1956 г., действующие в настоящее время в части, не противоречащей современному законодательству.
Согласно Правилам перечень портов и пристаней, включаемых в прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение, характер производимых ими операций и сроки их открытия устанавливаются соответственно Министерством морского флота или Министерством речного флота. При этом перечень пунктов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой и сроки их открытия для прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения устанавливаются по согласованию с Министерством путей сообщения, а по перевалке с морского на речной транспорт и обратно - между министерствами морского флота и речного флота. Сроки открытия перевалочных пунктов объявляются управлениям железных дорог и пароходств по телеграфу и публикуются в Сборниках правил перевозок и тарифов, издаваемых Министерством путей сообщения, Министерством морского флота и Министерством речного флота.
Поскольку в настоящее время федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта, является Минтранс, все указанные функции выполняет это министерство.
Прием к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении грузов из портов (пристаней) или в порты (на пристани), не включенные в этот вид сообщения, и направление грузов через порты (пристани) и станции, не открытые для перевалки, запрещаются.
Грузы, перевозимые наливом в цистернах, лес, следующий по водным путям в плотах, а также взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении не принимаются.
Конкуренция норм о перевозках грузов в прямом смешанном сообщении различными видами транспорта разрешается неоднозначно. Так, согласно комментируемой статье в части, не предусмотренной КВВТ, применяются нормы, установленные кодексами, уставами, правилами, регулирующими перевозки грузов на транспорте соответствующего вида. Аналогичное правило содержится в ст. 66 Устава железнодорожного транспорта, согласно которой правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются в установленном порядке совместно федеральными органами исполнительной власти в области соответствующих видов транспорта. В части, не предусмотренной Уставом железнодорожного транспорта, применяются положения кодексов, других федеральных законов, уставов, тарифных руководств, правил, регулирующих перевозки грузов транспортом соответствующего вида.
Таким образом, перевозки грузов в прямом смешанном сообщении должны регулироваться специальным законом, который до настоящего времени не принят.
Необходимые правовые нормы пока содержатся в некоторых транспортных уставах и кодексах и применяются временно, до введения в действие указанного закона (ст. 128 Устава железнодорожного транспорта и комментируемая статья). Поэтому перевозки грузов в прямом железнодорожно-автомобильном, железнодорожно-водном (морском), железнодорожно-воздушном сообщении регулируются гл. V Устава железнодорожного транспорта, а перевозки грузов в водно-воздушном и водно-автомобильном сообщении регулируются правилами гл. XIV КВВТ.
До принятия соответствующего закона следует руководствоваться правилом, согласно которому при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, когда в качестве первого перевозчика, принимающего груз от грузоотправителя, выступает железнодорожный перевозчик, применяются правила Устава железнодорожного транспорта, а если первым перевозчиком является организация внутреннего водного транспорта, отношения регулируются КВВТ.
3. В п. 3 комментируемой статьи содержится определение транспорта смежного вида, под которым понимается транспорт, с которого или на который непосредственно осуществляется передача грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении.
Таким образом, действующую в настоящее время, до принятия соответствующего специального закона, временную схему регулирования перевозок в прямом смешанном сообщении можно представить следующим образом:
- отношения по перевозке грузов в прямом железнодорожно-автомобильном, железнодорожно-водном (морском), железнодорожно-воздушном сообщении регламентируются гл. V Устава железнодорожного транспорта (ст. 65 - 79);
- отношения по перевозке грузов в водно-воздушном, водно-автомобильном сообщении регулируются положениями гл. XIV КВВТ (ст. 104 - 114).
Иначе решается вопрос о выборе правил (Устав железнодорожного транспорта или КВВТ), подлежащих применению в случаях, когда грузы перевозятся в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. В указанных ситуациях следует исходить из того, к какому виду транспорта относится транспортная организация, принимающая от грузоотправителя груз для перевозки в прямом смешанном сообщении. Если первым перевозчиком является железная дорога, то соответствующие отношения регулируются положениями о прямых смешанных перевозках, содержащимися в Уставе железнодорожного транспорта, и наоборот, если первым перевозчиком является организация внутреннего водного транспорта, то следует исходить из правил комментируемого Кодекса.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год