Статья 92 КВВТ РФ. Ликвидация последствий транспортного происшествия с буксируемым объектом
1. В случае транспортного происшествия с буксируемым объектом капитан буксирующего судна, отправитель и члены экипажа буксируемого объекта обязаны совместно принять меры по уменьшению нанесенного таким происшествием ущерба и ликвидации его последствий.
2. Сбор древесины (лесоматериалов) при ликвидации последствий транспортного происшествия с плотом возлагается на буксировщика, за исключением сбора древесины (лесоматериалов) на водных участках, на которых сбор древесины (лесоматериалов) возложен на организации, осуществляющие сплав древесины (лесоматериалов). Собранная древесина (лесоматериалы) должны быть доставлены буксировщиком в порт назначения.
Комментарий к статье 92 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья определяет порядок ликвидации последствий транспортного происшествия, если последнее произошло в ходе осуществления буксировки. Надо иметь в виду, что в соответствии с Положением по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях, утв. Приказом Минтранса от 29 декабря 2003 г. N 221, транспортные происшествия классифицируются на аварии и инциденты.
К аварии следует относить:
- транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
- разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);
- затопление самоходных судов мощностью более 225 кВт и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 т;
- посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более;
- разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 т.
К инцидентам следует относить:
- все другие транспортные происшествия, не относящиеся к аварии, за исключением происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ;
- посадки судов на мель с простоем свыше 24 часов.
Таким образом, действие комментируемой статьи распространяется на все случаи аварий и инцидентов в той мере, в какой их последствия касаются буксируемых объектов.
Обязанности по уменьшению нанесенного транспортным происшествием ущерба возлагаются на капитана буксирующего судна, отправителя и членов экипажа буксируемого объекта. Закон не говорит ничего о том, что именно должны делать экипаж и отправитель (который уже исполнил свою единственную обязанность - оплатил буксировку), однако они должны предпринимать активные действия по спасанию имущества и устранению последствий происшествия. Речь здесь идет именно о совместной деятельности, сотрудничестве для достижения общей цели <132>.
--------------------------------
<132> Как указывает С.Ю. Филиппова, "в этом примере свойство целесообразности (полезности) сотрудничества видно особенно отчетливо - именно совместно действуя по спасанию имущества, обе стороны приблизятся к достижению желаемого блага каждой из них. В этом же примере заметен второй признак сотрудничества - его внеплановый характер (заранее не известный объем и характер требуемых от сторон обязательства действий в рамках сотрудничества). Третьим признаком сотрудничества является активный характер действий субъекта - пассивное поведение не может рассматриваться как проявление сотрудничества" (Филиппова С.Ю. Инструментальный подход в науке частного права. М.: Статут, 2013). С автором нельзя не согласиться, правда, как представляется, цель этого сотрудничества все же не правовая, а хозяйственная.
2. Принцип сотрудничества имеет единственное исключение. Как установлено п. 2 комментируемой статьи, обязанность по сбору древесины при ликвидации последствий транспортного происшествия с плотом возлагается по общему правилу на буксировщика. Таким образом, отправитель плота здесь оказывается не задействован.
Исключение - наличие на участке водного пути организации, в чьей компетенции находится деятельность по сплаву древесины (надо полагать, что речь идет о коммерческой организации, для которой сплав древесины составляет вид осуществляемой предпринимательской деятельности). При этом буксировщик все равно остается обязанным доставить собранную древесину в порт назначения.
Расходы по сбору древесины при происшествии, произошедшем по вине буксировщика, несет буксировщик, а при происшествии, которое произошло по вине отправителя, - экипаж плота.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год