Статья 91 КВВТ РФ. Прием буксируемого объекта
1. Буксируемый объект должен быть предъявлен его отправителем для осмотра не позднее чем за 12 часов до срока отправления.
2. Буксировщик обязан до приема буксируемого объекта провести его осмотр, проверить необходимые для буксировки документы, оснастку (такелаж) и оборудование буксируемого объекта, габариты буксируемого объекта, соответствие буксируемого объекта правилам плавания, а в отношении плотов - соответствие плота техническим условиям формирования и оснастки плотов.
В случае обнаружения дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, составляется акт с перечнем таких дефектов и недостатков и указанием сроков их устранения.
При отсутствии или устранении дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, стороны составляют акт о готовности буксируемого объекта к буксировке, на основании которого оформляется транспортная накладная на буксировку.
Комментарий к статье 91 КВВТ РФ
1. В комментируемой статье урегулирована процедура приема буксируемого объекта. Наиболее важными моментами, как это представляет себе законодатель, являются: срок предъявления объекта к буксировке, обязанности буксировщика, связанные с проверкой состояния буксируемого объекта.
Положение п. 1 комментируемой статьи о необходимости предъявления объекта для осмотра его отправителем не позднее чем за 12 часов до срока отправления связано с тем, что буксировщику необходимо время для проведения тщательного осмотра объекта и изучения сопроводительной документации. Норма о сроке изложена императивно, стороны договора буксировки не могут ее изменить.
Проект Правил буксировки <131>, о котором говорилось ранее, содержит ряд положений, развивающих комментируемую статью. В частности, установлено, что в случае задержки начала буксировки из-за отсутствия извещения отправителя или несвоевременного извещения о готовности буксируемого объекта к осмотру, капитаном буксирующего судна составляется в двух экземплярах акт о простое буксирующего судна (судов) по установленной форме.
--------------------------------
<131> URL: https://regulation.gov.ru/p/66303 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).
Аналогичная обязанность закреплена и в действующей норме абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, только там речь идет об акте об обнаруженных недостатках, препятствующих буксировке объекта.
2. Проект Правил в п. 28 развивает положения п. 2 комментируемой статьи о производстве осмотра буксируемого объекта, определяя, что в ходе осмотра буксируемого объекта (за исключением плотов) проверяются:
- необходимые для буксировки документы;
- соответствие буксируемого объекта правилам плавания;
- трюмы и междудонные пространства на предмет отсутствия водотечности;
- исправность якорных, швартовных, буксирных и сигнальных устройств;
- состояние надводного борта буксируемого объекта на предмет отсутствия не закрытых отверстий (люков), а также соответствие высоты надводного борта условиям безопасного плавания в районе буксировки;
- габаритные размеры (длина, ширина, осадка, надводный габарит, высота надстроек и мачт) буксируемого объекта;
- наличие пожарного и аварийно-спасательного оборудования и инвентаря, укомплектованность буксируемого объекта сопровождающим экипажем.
Комментируемая статья указывает также на необходимость проверять соответствие буксируемого объекта Правилам плавания судов по внутренним путям. Они содержат предписания относительно оснащения судов визуальной, звуковой сигнализацией и средствами связи. К буксируемым объектам, с нашей точки зрения, эти требования равным образом применимы.
3. Согласно абз. 3 п. 2 комментируемой статьи, процедура приема буксируемого объекта в случае отсутствия в нем недостатков и дефектов завершается составлением акта о готовности буксируемого объекта к буксировке.
Данный акт выступает основанием для оформления такого документа строгой отчетности как транспортная накладная.
Проект Правил буксировки устанавливает также правило о том, что после составления акта о готовности буксируемого объекта или плота к буксировке отправитель заполняет транспортную накладную на буксировку и предъявляет ее буксировщику (его представителю) для завершения оформления буксировочных документов. При этом буксируемый объект считается принятым к буксировке после оформления буксировочных документов.
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год